Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
Сентябрь 1924 года

Михаил Афанасьевич Булгаков записал в  дневнике: «Новость: на днях в  Москве появились совершенно голые люди (мужчины и  женщины) с  повязками через плечо "Долой стыд". Влезли в  трамвай. Трамвай остановили, публика возмущалась...» Общество «Долой стыд» наделало много шуму в столице, заслужив осуждение. «Разумеется, на берегу Черного моря, на солнце, в  чистом воздухе, перед или после морского купанья полезно полежать голым на солнце. Но улицы Москвы — не берег Черного моря. С  гигиенической точки зрения такое обнажение и  путешествие по улицам просто глупость»,  — комментировал события нарком здравоохранения Н.А.  Семашко. Впоследствии милиция стала резко пресекать прогулки московских нудистов.

1 сентября 1934 года

В  Москву прибыл многоместный немецкий самолет Junkers Ju 52, приобретенный советско‑германским предприятием «Дерулюфт». Путь от Москвы до Бер‑ лина воздушное судно преодолело за 12  часов. Предприятие было создано на основе концессионного соглашения между Советской Россией и  немецким Обществом воздушных сообщений «Аэро Унион» в 1921 году и занималось почтовыми и пассажирскими перевозками в Европе. Прекратило свою деятельность незадолго до начала Второй мировой войны.

1 сентября 1949 года

В Большом зале Московской консерватории начался концерт, посвященный памяти Ф. Шопена. В течение трех дней 13 пианистов исполняли фортепианные произведения польского композитора, столетие со дня смерти которого отмечалось по всему миру. Среди тех, кто выходил тогда на сцену, были молодые музыканты, сделавшиеся впоследствии знаменитостями, — Евгений Васильевич Малинин (1930–2001) и Татьяна Петровна Кравченко (1916–2003).

5 сентября 1997 года

В  рамках масштабного празднования 850‑летия Москвы в  столице был открыт памятник Петру I работы З.К. Церетели.

16 (29) сентября 1914 года

«В городскую думу поступило покрытое многочисленными подписями заяв‑ ление обывателей Москвы о  желательности повышения на одну копейку поездной платы на трамвае с  тем, чтобы этот излишек отчислялся на оказание помощи раненым воинам и  семьям запасных, призванных в  ряды армии. Этот налог предлагается ввести на все время войны» (газета «Голос Москвы»).

19 (30) сентября 1798 года

В Москве родился композитор, певец, государственный деятель Михаил Лукьянович Яковлев (ум. 1868). Из его произведений наиболее известен романс «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») на слова А.С. Пушкина. В  1832  году М.Л.  Яковлев, занимая пост директора типографии Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, способствовал первому изданию пушкинской «Истории Пугачёвского бунта».

Московский журнал в соцсетях
29.01.2021
Свидетельства эпохи
Автор: Анастасия Игоревна Завьялова
Царь и великий князь Иоанн Васильевич. Портрет из «Царского титулярника»
Летописец Смутного времени №2 (362) Февраль 2021 Подписаться

Царь и великий князь Федор Борисович. Миниатюра

В 1833 году в ходе археографической экспедиции, организованной Императорской академией наук, был найден старинный рукописный текст, представлявший собой рассказ о событиях Смутного времени. Обнаруженный памятник имел пространное заглавие: «Временник по седьмой тысящи от сотворения света во осмой в первые лета». Однако по содержанию он не походил на обычную летопись.

Принято считать, что «Временник» открыл известный коллекционер и исследователь древнерусской письменности Павел Михайлович Строев (1796–1876). В 1834 году, возвратившись из экспедиции, он составил перечень приобретенных им рукописей, в числе которых был «Временник». Но в действительности памятник впервые обнаружил не сам Строев, а его друг — историк Яков Иванович Бередников (1793–1854), который также являлся участником той экспедиции. Строев и Бередников совместно проводили археографические поиски на территориях нескольких российских губерний — Владимирской, Нижегородской, Казанской, Вятской и Пермской. Путешествие длилось с 1828 по 1834 год. В 1833 году Бередникову удалось разыскать многие рукописи в библиотеке Флорищевой пустыни, он сделал и передал Строеву список раритетных текстов. Здесь в числе прочих значатся «Представление о Лазаре богатом», «Временник», «Грамоты святейших патриархов», «История о зачатии царя Иоанна Васильевича», «О исправлении печатных книг»1.

Известие о находке появилось в 1834 году на страницах «Журнала Министерства народного просвещения», опубликовавшего подготовленное П. М. Строевым «Хронологическое указание материалов отечественной истории, литературы, правоведения», где под № 164 была приведена запись: «Иван Тимофеев, дьяк митрополита новгородского Исидора, по его приказанию сочинил (ок. 1619 г.) Временник (в 5 главах) от ц. Иоанна Василиевича до своего времени: писание высокопарное и многословное, но местами любопытное»2. Такую же характеристику «Временнику» Строев дал и в своем «Библиологическом словаре...» (1882), вновь подчеркнув, что сочинение «написано словом высокопарным, исполнено словоизвитий и пустословия, однако же встречаются обстоятельства неизвестные»3.

Долгое время труд дьяка Тимофеева оставался в тени. И только по прошествии нескольких десятилетий, в 1880-х годах, было положено начало основательному изучению текста — в те годы историк Сергей Федорович Платонов (1860–1933) приступил к обстоятельному рассмотрению памятников эпохи Смутного времени и к подготовке их издания. Работа Платонова «Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII в. как исторический источник» стала одним из лучших исследований литературного наследия времен Смуты, а в 1891 году «Временник» и другие тексты XVII века увидели свет в 13-м томе сборника «Русская историческая библиотека», выпускавшегося Археографической комиссией.

«У прежних великих государей царей был во многих приказех»

В рукописи Флорищевой пустыни содержится приписка: «Новгородцкий митрополит Исидор понуждает бывающая предложити писанию дьяка Ивана Тимофеева». Отсюда-то и знаком нам автор «Временника». Об Иване Тимофееве сохранились немногие, но весьма любопытные сведения. Ученые даже смогли установить, что его на самом деле звали Иван Тимофеев сын Семенов4, а Иван Тимофеев — всего лишь привычное для XVIXVII веков именование по отчеству. Историк Владимир Борисович Кобрин (1930–1990) прочитал подлинное имя дьяка в писцовых книгах Верейского уезда за 1628–1629 годы. Однако в научной литературе все-таки закрепилась фамилия Тимофеев.

Иван Тимофеев значится в некоторых архивных документах еще с 1580-х годов — в этих документах сообщается о приобретении им имения в Верейском уезде. Известно, что он принимал участие в избрании Бориса Годунова на царство, о чем свидетельствует подпись дьяка на грамоте 1598 года. В правление Василия Шуйского Тимофеев служил в Москве, а в 1607 году был направлен в Новгород. В Новгородском фонде Стокгольмского государственного архива нашлась его челобитная, адресованная шведскому королевичу Карлу Филиппу, в которой Тимофеев написал о себе: «У прежних великих государей царей был во многих приказех на Москве у великих дел и зде в Новегороде»5. В 1610 году новгородская служба дьяка подошла к концу, но по непонятным причинам он не смог вернуться в Москву. Во «Временнике» автор отмечает, что возвращению помешала нехватка у него материальных средств. Между тем город оккупировали шведские войска под командованием Якоба Делагарди. В течение шести лет (1611–1617) Тимофеев находился в захваченном Новгороде, став очевидцем трагических событий.

Как удалось проследить, пережив оккупацию, Иван Тимофеев в 1620-х годах служил в Астрахани, Ярославле, Нижнем Новгороде. После 1629 года имя дьяка исчезает из разрядных книг.

«Временник», который и по сей день является единственным известным нам произведением Ивана Тимофеева, сохранился только в одном списке. Вероятно, это связано с тем, что Тимофеев писал достаточно сложным витиеватым языком — обстоятельство, впоследствии значительно затруднившее восприятие памятника. Так или иначе, после смерти Тимофеева его имя все же не было забыто. До нас дошли воспоминания другого дьяка, жившего в XVII веке. В них говорится, что перу Тимофеева принадлежал не только «Временник», но и разные «летописные книги». Однако о последних история, к сожалению, умалчивает.

«Яко во угле темнее, бысть сотворено»

Автор почему-то определил жанр своего сочинения как временник. Само название напоминает нам прежде всего о «Повести временных лет» (то есть о летописях). Но во «Временнике» нет последовательного изложения событий Смутного времени по годам — памятник сложен из отдельных рассказов, да и главы не всегда хронологически связаны друг с другом. Например, рассказ о перенесении мощей царевича Дмитрия из Углича в Москву (1606) предшествует главе, повествующей об избрании Бориса Годунова на царство (1598). Порой Тимофеев сам извиняется перед читателями за подобную путаницу. Он даже сравнивает разрозненные фрагменты текста со скроенной, но пока не сшитой одеждой — или, наоборот, с одеждой обветшавшей и расползающейся («Яко новоскроена некая риза, купно же не сошвена, ли разпадшася от ветхости»6). Причиной же стали условия, в которых ему приходилось писать: «Понеже в нуждах разсеянна ума, яко во угле темне, бысть сотворено»7. Дьяк имеет в виду, что работал под гнетом постоянного страха, поскольку жил в захваченном врагом городе. Тут уже не до стилистического совершенства: «Иже за страх тогда не сподобишася исправлению»8...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 2 (362) Февраль 2021 В этом выпуске :
Статистик, литератор, публицист О Василии Петровиче Андросове (1803–1841)
Все начиналось с Горючки… Из истории пресненских стадионов
Православное Черкизово Страницы прошлого и настоящего этого московского района
Александровские казармы в Москве Февраль – сентябрь 1917 года
«Гулянье всем кому угодно...» Усадьба графов Шереметевых Кусково и ее достопримечательности в XVIII–XIX веках (по страницам дореволюционных путеводителей)
Летописец Смутного времени Дьяк Иван Тимофеев и его «Временник»
Все это совсем рядом… Краеведческие прогулки по берегам Яузы и ее притоков
Москва 1835 года глазами американца По страницам записок американского путешественника Джона Ллойда Стефенса (1805–1852)