Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
Сентябрь 1924 года

Михаил Афанасьевич Булгаков записал в  дневнике: «Новость: на днях в  Москве появились совершенно голые люди (мужчины и  женщины) с  повязками через плечо "Долой стыд". Влезли в  трамвай. Трамвай остановили, публика возмущалась...» Общество «Долой стыд» наделало много шуму в столице, заслужив осуждение. «Разумеется, на берегу Черного моря, на солнце, в  чистом воздухе, перед или после морского купанья полезно полежать голым на солнце. Но улицы Москвы — не берег Черного моря. С  гигиенической точки зрения такое обнажение и  путешествие по улицам просто глупость»,  — комментировал события нарком здравоохранения Н.А.  Семашко. Впоследствии милиция стала резко пресекать прогулки московских нудистов.

1 сентября 1934 года

В  Москву прибыл многоместный немецкий самолет Junkers Ju 52, приобретенный советско‑германским предприятием «Дерулюфт». Путь от Москвы до Бер‑ лина воздушное судно преодолело за 12  часов. Предприятие было создано на основе концессионного соглашения между Советской Россией и  немецким Обществом воздушных сообщений «Аэро Унион» в 1921 году и занималось почтовыми и пассажирскими перевозками в Европе. Прекратило свою деятельность незадолго до начала Второй мировой войны.

1 сентября 1949 года

В Большом зале Московской консерватории начался концерт, посвященный памяти Ф. Шопена. В течение трех дней 13 пианистов исполняли фортепианные произведения польского композитора, столетие со дня смерти которого отмечалось по всему миру. Среди тех, кто выходил тогда на сцену, были молодые музыканты, сделавшиеся впоследствии знаменитостями, — Евгений Васильевич Малинин (1930–2001) и Татьяна Петровна Кравченко (1916–2003).

5 сентября 1997 года

В  рамках масштабного празднования 850‑летия Москвы в  столице был открыт памятник Петру I работы З.К. Церетели.

16 (29) сентября 1914 года

«В городскую думу поступило покрытое многочисленными подписями заяв‑ ление обывателей Москвы о  желательности повышения на одну копейку поездной платы на трамвае с  тем, чтобы этот излишек отчислялся на оказание помощи раненым воинам и  семьям запасных, призванных в  ряды армии. Этот налог предлагается ввести на все время войны» (газета «Голос Москвы»).

19 (30) сентября 1798 года

В Москве родился композитор, певец, государственный деятель Михаил Лукьянович Яковлев (ум. 1868). Из его произведений наиболее известен романс «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») на слова А.С. Пушкина. В  1832  году М.Л.  Яковлев, занимая пост директора типографии Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, способствовал первому изданию пушкинской «Истории Пугачёвского бунта».

Московский журнал в соцсетях
31.08.2022
Место памяти
Автор: Любовь Хазаросовна Маликова
В.В. Верещагин. Вид Московского Кремля с Софийской набережной. 1880 год
«Дом на высоком холме» №9 (381) Сентябрь 2022 Подписаться

Художник с женой Лидией Васильевной и детьми

«Всесветно известный» художник Василий Васильевич Верещагин (1842–1906), он же писатель, философ, этнограф и путешественник, объездил практически весь мир (не бывал только в Австралии и на полюсах). Жил и работал в Петербурге, Ташкенте, Мюнхене, Париже, на Кавказе, в Туркестане, Индии, Америке, Японии, Палестине, на Кубе. «Для всех деятелей на поприще наук, искусств и литературы, для ученых, художников, литераторов и даже музыкантов путешествия составляют хорошую школу, просто необходимость: в наш век развития пароходства и железных дорог не пользоваться средствами передвижения, не учиться на живой летописи истории мира — значит вырывать самые интересные страницы из книги своего бытия», — утверждал Василий Васильевич (список цитируемой литературы см. в конце). Во время американского путешествия 1888 года он знакомится с молодой пианисткой из Москвы Лидией Васильевной Андреевской, ставшей впоследствии его второй женой. Вернувшись из Америки в свою благоустроенную мастерскую под Парижем, художник непрестанно думает о возвращении на Родину: этот неутомимый путешественник мечтает о спокойной жизни в кругу семьи — и именно в Москве! Конечно, далеко не последним побуждением в данном случае являлись и грандиозные творческие планы. Верещагин задумал серию картин о войне 1812 года. В Париже он собрал связанный с Наполеоном огромный материал, который станет основой его будущих полотен. И изображать они должны события, происходившие не во Франции, а в России — на Бородинском поле, в разоренной французами Москве! Москва — живой свидетель Отечественной войны, противостояния русского народа наполеоновским полчищам. По сравнению с чопорным сановным Петербургом, где Верещагин пережил немало неприятностей, в Москве была иная атмосфера. Здесь обитали многие художники демократического направления — идейные единомышленники Василия Васильевича, в Третьяковской галерее в собрании русской живописи экспонировались его произведения. В Москве он намерен осесть прочно, до конца дней. Младший брат Лидии Васильевны П. В. Андреевский вспоминает: «Проконцертировав с очень большим успехом около года, сестра моя вернулась из Америки и сняла дачу под Москвой, в Сокольниках, где вместе с нею поселился я и одна наша родственница — подруга сестры. Часто приезжал к нам туда Василий Васильевич, бывший в это время в России, и это лето для меня осталось одним из лучших детских воспоминаний. Верещагин привозил с собой массу вкусных вещей — закусок, фруктов, конфет, впрочем, последние он почти один и уничтожал, к моему огорчению. Трудно представить, сколько мог он съесть сладкого! Я вначале дичился его, но с нетерпением ждал его приездов — столько разнообразия, веселья и интереса вносил он в нашу жизнь. Ко мне он относился как к взрослому, по-дружески, что часто меня стесняло, но, конечно, нравилось. Живой, веселый, остроумный, он постоянно придумывал что-нибудь необычное: то затеет возню с нами, беготню наперегонки, то выдумает готовить какое-нибудь особенное кушанье или начнет воспоминания из своей богатой впечатлениями жизни. Рассказчик он был поразительный — целыми часами можно было слушать его живые образные рассказы; вечера посвящались пению под аккомпанемент сестры ее же романсов, слова к которым Василий Васильевич сочинял сам, игре в дурачки и лото и т. д. И все это пересыпалось шутками, экспромтами и громким раскатистым смехом. Много было дурачеств, много искреннего веселья, что так противоречило несколько суровой наружности художника. Зимой 1889–1890 года Василий Васильевич в России бывал наездами и в Москве чаще всего останавливался в гостинице В. А. Кокорева, откуда писал свой “Кремль” и куда я нередко к нему захаживал. Часто он водил меня по музеям, объясняя все до мелочей, и умел заинтересовать, казалось бы, неинтересными предметами. Я очень привязался к нему за это время и как праздника ждал его приездов»...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 9 (381) Сентябрь 2022 В этом выпуске:
Ученый, мыслитель, педагог О выдающемся физике Александре Григорьевиче Столетове (1839–1896)
Афродита, выходящая из озера Балет П.И. Чайковского «Лебединое озеро»: к 145-летию со дня премьеры (1877)
«Дом на высоком холме» Василий Васильевич Верещагин в Москве
«Секретное обо всем разведование» О создании в Москве тайной полиции (1807)
Очень русский шотландец Жизнь и труды Николая Дмитриевича Бартрама (1873–1931)
Восхождение К 170-летию со дня кончины Н.В. Гоголя
Слово о старых московских граверах Биографические заметки