Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
Сентябрь 1924 года

Михаил Афанасьевич Булгаков записал в  дневнике: «Новость: на днях в  Москве появились совершенно голые люди (мужчины и  женщины) с  повязками через плечо "Долой стыд". Влезли в  трамвай. Трамвай остановили, публика возмущалась...» Общество «Долой стыд» наделало много шуму в столице, заслужив осуждение. «Разумеется, на берегу Черного моря, на солнце, в  чистом воздухе, перед или после морского купанья полезно полежать голым на солнце. Но улицы Москвы — не берег Черного моря. С  гигиенической точки зрения такое обнажение и  путешествие по улицам просто глупость»,  — комментировал события нарком здравоохранения Н.А.  Семашко. Впоследствии милиция стала резко пресекать прогулки московских нудистов.

1 сентября 1934 года

В  Москву прибыл многоместный немецкий самолет Junkers Ju 52, приобретенный советско‑германским предприятием «Дерулюфт». Путь от Москвы до Бер‑ лина воздушное судно преодолело за 12  часов. Предприятие было создано на основе концессионного соглашения между Советской Россией и  немецким Обществом воздушных сообщений «Аэро Унион» в 1921 году и занималось почтовыми и пассажирскими перевозками в Европе. Прекратило свою деятельность незадолго до начала Второй мировой войны.

1 сентября 1949 года

В Большом зале Московской консерватории начался концерт, посвященный памяти Ф. Шопена. В течение трех дней 13 пианистов исполняли фортепианные произведения польского композитора, столетие со дня смерти которого отмечалось по всему миру. Среди тех, кто выходил тогда на сцену, были молодые музыканты, сделавшиеся впоследствии знаменитостями, — Евгений Васильевич Малинин (1930–2001) и Татьяна Петровна Кравченко (1916–2003).

5 сентября 1997 года

В  рамках масштабного празднования 850‑летия Москвы в  столице был открыт памятник Петру I работы З.К. Церетели.

16 (29) сентября 1914 года

«В городскую думу поступило покрытое многочисленными подписями заяв‑ ление обывателей Москвы о  желательности повышения на одну копейку поездной платы на трамвае с  тем, чтобы этот излишек отчислялся на оказание помощи раненым воинам и  семьям запасных, призванных в  ряды армии. Этот налог предлагается ввести на все время войны» (газета «Голос Москвы»).

19 (30) сентября 1798 года

В Москве родился композитор, певец, государственный деятель Михаил Лукьянович Яковлев (ум. 1868). Из его произведений наиболее известен романс «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») на слова А.С. Пушкина. В  1832  году М.Л.  Яковлев, занимая пост директора типографии Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, способствовал первому изданию пушкинской «Истории Пугачёвского бунта».

Московский журнал в соцсетях
31.08.2022
Тайное и явное
Автор: Владимир Алексеевич Воропаев
Гоголь на смертном одре
Восхождение №9 (381) Сентябрь 2022 Подписаться

Ф. А. Моллер. Портрет Н.В. Гоголя. Холст, масло. 1840-е годы

14 февраля, в четверг, Гоголь, как свидетельствует А. С. Хомяков, сказал: «Надобно меня оставить в покое. Я знаю, что я должен умереть». В эти же дни Гоголь делает распоряжения графу Толстому насчет своего крепостного слуги Семена и рассылает деньги «бедным и на свечки»; средства, которые будут выручены от последнего издания его сочинений, он незадолго до того просил раздать неимущим.

16 февраля, в субботу, Гоголь, по сообщению графа А. П. Толстого, приобщился Святых Христовых Таин. Древний обычай причащаться в субботу первой седмицы Великого поста издавна существовал на Руси (он связан с празднованием памяти великомученика Феодора Тирона); соблюдал его и Гоголь. В этот же день Гоголя посетил доктор Тарасенков (впервые за время болезни) и убеждал его внять предписаниям медиков. Гоголь отвечал вяло, но внятно и с полной уверенностью: «Я знаю, врачи добры: они всегда желают добра». При этом ничем не выразил готовности следовать совету Тарасенкова и «смотрел как человек, для которого все задачи разрешены, всякое чувство замолкло, всякие слова напрасны».

16 или 17 февраля Гоголя навестил историк, дипломат Д. Н. Свербеев: «Я был допущен с предупреждением от слуги пробыть недолго. Принял он меня ласково, посадил и через две-три минуты судорожно вскочил со своего стула, говоря, что ему давно уже нездоровится. Нашел я его каким-то странным, бледным и, судя по глазам, чем-то встревоженным и пламенеющим. Я несколько подождал и от него вышел. Таким видел я его в последний раз, дней за пять пред концом».

Граф Толстой стремился употребить все возможные средства для исцеления больного: просил И. В. Капниста, которого Гоголь любил и уважал, уговорить его последовать рекомендациям врачей; ездил к митрополиту Филарету и рассказал ему об опасном состоянии Гоголя. Владыка, прослезившись, ответил: на Гоголя надо было действовать иначе: убеждать, «что его спасение не в посте, а в послушании», и после этого ежедневно призывал к себе священников Иоанна Никольского и Алексия Соколова, расспрашивал их о болезни Гоголя, поручил передать, что просит его исполнять назначения врачей (святитель не ведал о мучительности и бесполезности этого лечения). Однако ничего не помогло. «Духовник Гоголя навещал его часто, — пишет А. Т. Тарасенков, — приходской священник являлся к нему ежедневно. При нем нарочно подавали тут же кушать саго, чернослив и проч. Священник начинал первый и убеждал его есть вместе с ним. Неохотно, немного, но употреблял он эту пищу ежедневно; потом слушал молитвы, читаемые священником. “Какие молитвы вам читать?” — спрашивал он. — “Все хорошо; читайте, читайте!”»

Утром 18 февраля, в понедельник, отец Иоанн предложил Гоголю собороваться, исповедаться и причаститься. Тот согласился с радостью. Всему совершаемому во время таинства он внимал «в полной памяти, держа в руках свечу, проливая слезы». После чтения Евангелия сказал: «Горе тем, кот[орые] теперь остаются жить! Теперь наступят страшные бедствия и войны» (известно, что религиозное сознание Гоголя было глубоко эсхатологично). В этот день Гоголь, по свидетельству доктора Тарасенкова, слег в постель и больше уже не вставал. К нему приглашали знаменитых московских докторов, однако он наотрез отказывался лечиться. Как и в прежние годы, Гоголь был твердо убежден, что жизнь его в руках Господа, а не в руках врачей: «Ежели будет угодно Богу, чтобы я жил еще, — буду жив»...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 9 (381) Сентябрь 2022 В этом выпуске:
Ученый, мыслитель, педагог О выдающемся физике Александре Григорьевиче Столетове (1839–1896)
Афродита, выходящая из озера Балет П.И. Чайковского «Лебединое озеро»: к 145-летию со дня премьеры (1877)
«Дом на высоком холме» Василий Васильевич Верещагин в Москве
«Секретное обо всем разведование» О создании в Москве тайной полиции (1807)
Очень русский шотландец Жизнь и труды Николая Дмитриевича Бартрама (1873–1931)
Восхождение К 170-летию со дня кончины Н.В. Гоголя
Слово о старых московских граверах Биографические заметки