Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 июня 1931 года

Совет народных комиссаров СССР принял постановление «О строительстве водного
канала Волга — Москва» (ныне — Канал имени Москвы).

4 июня 1934 года

В Парке культуры и отдыха имени Горького состоялась дегустация блюд нового летнего сезона. В меню вошли: суп из вишен, клюквы, чернослива, абрикосов, а также напитки — гренадин, мазагран, кофе‑гляссе. Меню было разработано Институтом общественного питания.

6 июня 1957 года

На Лубянке открылся центральный универмаг «Детскиймир». Здание строилось по проекту архитектора А. Н. Душкина (соавторы — Г. Г. Аквилев, Ю. В. Вдовин, И. М. Потрубач, инженер Л. М. Глиэр) на месте снесенного Лубянского пассажа. По словам А. И. Микояна, универмаг задумывался как «детский ГУМ для маленьких советских потребителей».

13 июня 1924 года

Президиум Моссовета постановил объявить участок реки Москвы в пределах Окружной железной дороги заказником. Сделано это было в целях охраны от хищнического истребления рыбы в главном столичном водоеме. Постановление запрещало «на всем протяжении указанного участка всякую ловлю рыбы: сетями, неводами, вентерями, вершами, мордами, неротками, наметками, багрилками, путем бросания бомб и отравы и тому подобной промысловой, полупромысловой и хищнической снастью и способами, а также стрельбу рыбы из ружей и битье ее острогой весной». Разрешались лишь удочки. Нарушителям грозила уголовная ответственность.

20 (8 ст. ст.) июня 1880 года

В зале московского Благородного собрания прозвучала знаменитая речь Ф. М. Достоевского об А. С. Пушкине. Она произвела огромное впечатление на публику. «Вчера еще можно было толковать о том, великий ли всемирный поэт Пушкин или нет; сегодня этот вопрос упразднен; истинное значение Пушкина показано, и нечего больше толковать!» — отозвался на выступление Федора Михайловича И. С. Аксаков.

29 (17 ст. ст.) июня 1835 года

В Москве родился выдающий ученый‑ботаник академик Андрей Сергеевич Фаминцын (ум. 1918) — основатель отечественной школы физиологии растений.

Московский журнал в соцсетях
29.10.2021
История, истории...
Автор: Борис Вячеславович Арсеньев
Пробный поезд на станции «Ленинские горы». 1959 год
Очерки истории Московского метрополитена* №11 (371) Ноябрь 2021 Подписаться

Участники Встречи на Эльбе у павильона станции. 1955 год Фотография А. В. Устинова

«Парк культуры»

В архитектурной эпопее московского «Кольца Победы» военные главы чередуются с мирными, повествующими о возвращении после грозных событий к нормальной обыденной жизни. Такова станция «Парк культуры». Здесь нет ни битв, ни героев, ни атрибутов ратной доблести. Не было никогда и портретов Верховного главнокомандующего. Но есть множество изображений обычных людей, занятых не великими делами, а свободным времяпрепровождением, отдыхающих, приобщающихся к культурным ценностям. На сером мраморе в торце зала поблескивает бронзовый барельефный профиль Максима Горького. Ниже — надпись: «Центральный парк культуры и отдыха имени А. М. Горького». Именно так называлась станция при своем открытии 1 января 1950 года. Позднее на схемах метро закрепилось обиходное «Парк культуры».

Станцию проектировали известный архитектор ленинградской школы, к тому времени уже сталинский лауреат И. Е. Рожин, его коллега Е. М. Маркова и инженер А. Т. Пашин. Перронный зал, заложенный на глубине 40 метров, сооружен по самой распространенной тогда пилонной трехсводчатой схеме. Но его архитектурно-художественное решение вполне оригинально.

Элементы средневекового церковного и замкового зодчества — перспективные ниши пилонов, звездчатые своды с нервюрами и розетками, а также облицовка серым с зелеными и желтыми полосами и пятнами мрамором Лопотского месторождения наполняют интерьер каким-то отрешенно-созерцательным спокойствием. Холодноватой умиротворенностью дышат беломраморные рельефы в медальонах с золоченой окантовкой, украшающих пилонные ниши. Здесь и юноша, читающий девушке стихи, и народный танец под гармошку, и юные шахматисты, и спортсмены, и цветоводы... В барельефах нет экспрессии и страстности: позы классически выверены, лица благородны, чувства сдержанны, как у античных статуй. Всего медальонов 26, сюжетов — 12. Автор — скульптор И. Л. Рабинович.

К достопримечательностям станции следует отнести наборный пол из плит мансуровского, янцевского, кашиногорского и жежелевского гранитов и черного габбро с античными меандровыми орнаментами. Мраморная облицовка путевых стен выдержана в темных тонах, хотя в первоначальном проекте предусматривалась светлой. Да и в целом станция «Парк культуры», вопреки жизнерадостному названию, — самая строгая, даже мрачная на Кольцевой линии.

Просторный наземный вестибюль возведен на месте снесенного второго павильона радиальной станции «Парк культуры». К пространству под высоким кессонированным куполом, в парусах которого помещены барельефы работы скульптора Г. И. Мотовилова, изображающие фигуры в развевающихся одеждах, похожие на ангелов, примыкают с четырех сторон кассовый зал, два лестничных помещения пересадочного узла и застекленная «апсида» эскалаторного наклона. Крестообразная купольная композиция прямо восходит к византийским и древнерусским храмам. Колонны отделаны редким алтайским мрамором Пуштулинского месторождения. Зал освещают три огромные люстры.

Внешне павильон своей архитектурой перекликается с расположенным по другую сторону Крымской площади ансамблем Провиантских складов — замечательным памятником русского ампира первой трети XIX века. Фасады, облицованные венёвским известняком, строги и лаконичны, а вход оформлен лоджией с массивной аркадой. Над дверями выхода — рельефная вставка, выполненная все тем же Мотовиловым, по сторонам — арочные ниши с ложными арками над ними — характерные элементы позднего классицизма.

«Киевская»

В 1954 году в Советском Союзе отмечали 300-летие воссоединения Украины с Россией. Размах торжеств поражал. Главным «подарком» к празднику стала передача российского Крыма в состав Украинской ССР. Более скромным, зато и более долговечным памятником знаменательной годовщины оказалась новая станция метро «Киевская-кольцевая», открытая в составе третьей очереди Кольцевой линии 14 марта. Ее проектировали киевляне и москвичи — архитекторы Е. И. Катонин, В. К. Скугарев, Г. Е. Голубев, А. А. Марова, инженеры М. В. Головинова и А. Н. Пирожкова, что придало облику вполне типичной московской станции яркий национальный украинский колорит...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 11 (371) Ноябрь 2021 В этом выпуске :
«Прошлое тяготеет и будет тяготеть над нами» Беседа главного редактора «Московского журнала» Анны Филипповны Грушиной с архимандритом Макарием (Веретенниковым)*
«Я отдавал много времени искусству…» Воспоминания
Москва Осипа Мандельштама* К 130-летию со дня рождения поэта
Художники «гнезда Синицына» Зарисовки по памяти
Очерки истории Московского метрополитена* Архитектурно-художественный аспект