Ф. Крюгер. Портрет Павла Дмитриевича Киселева. Холст, масло
![]()
Дж. Доу. Портрет князя Петра Михайловича Волконского. Холст, масло. Военная галерея Зимнего Дворца, Государственный Эрмитаж
Литературная слава пришла к Д. В. Давыдову гораздо ранее славы военной: его стихи ходили в списках уже в 1802 году, а первой публикацией считается напечатанное в журнале «Вестник Европы» в 1808 году стихотворение «Что ж делать, милый друг, люблю, люблю тебя!..». Во многих альбомах того времени можно найти бесшабашные давыдовские послания к «забияке Бурцову» и нелицеприятные политические басни. В 1810‑х годах стихи Давыдова с легкой руки его дружественных корреспондентов печатались в «Вестнике Европы», «Амфионе», «Трудах Московского общества любителей русской словесности» и других журналах и альманахах.
Об издании стихотворений Д. В. Давыдова первыми всерьез задумались участники общества «Арзамас». В 1817–1818 годах была подготовлена рукопись, но до печати дело не дошло. В настоящее время писарские копии этого сборника, в том числе с пометами В. А. Жуковского, хранятся в собраниях П. А. Вяземского и А. Ф. Воейкова в Российской национальной библиотеке (Санкт-Петербург).
Свою первую книгу Д. В. Давыдов выпустил лишь в 1821 году, и отнюдь не поэтическую, а военно‑теоретический трактат об истории и практике партизанской войны. В общей сложности при жизни поэта‑воина состоялись четыре книжные публикации, все — у известных московских типографов. В 1821 году в типографии С. И. Селивановского увидел свет «Опыт теории партизанского действия», через год там же появилось второе издание. Они имеют ряд отличий и в дальнейшем перепечатывались с разночтениями в составе чертежей, с редакторскими сокращениями и в произвольных отрывках. В 1825 году типография Селивановского выпустила «Разбор трех статей, помещенных в Записках Наполеона». 23 апреля 1832 года цензор И. М. Снегирев подписал разрешение к печати, а книгопродавец И. Г. Салаев опубликовал «Замечания на некрологию Н. Н. Раевского» в типографии работавшего в Москве француза А. Семена. Через месяц, 23 мая, тем же цензором был «дозволен» и в той же типографии старанием того же книготорговца отпечатан единственный прижизненный поэтический сборник Д. В. Давыдова.
* * *
Наиболее полно изучена история написания и публикации «Опыта теории партизанского действия».
Название претерпело ряд изменений. Заголовок рукописных экземпляров — «Опыт о партизанах» — трансформировался в «Опыт теории партизанского действия» в книжных изданиях 1821 и 1822 годов. Это же название сохранил позже (1840) издатель А. Ф. Смирдин. В 1860 году сыновья Д. В. Давыдова, составлявшие и редактировавшие трехтомное собрание его сочинений, изменили название на «Опыт теории партизанских действий для русских войск».
Работа над «Опытом…» началась почти сразу после окончания Отечественной войны 1812 года и Заграничного похода (1813–1814): судя по письму к А. И. Михайловскому-Данилевскому от 2 июня 1816 года, к тому времени Давыдов уже представлял структуру будущей книги. 7 января 1817 года он писал П. А. Вяземскому из Киева: «Я <…> назначен членом Военного общества, при Гвардейском Главном Штабе учрежденном. В нем членами — Жомини, Толь, Дибич, Бутурлин и множество отличных офицеров. На днях я для их журнала посылаю мое новое сочинение: Опыт о партизанах. Я им уже его читал, и они были очень довольны». О работе Дениса Васильевича над серьезным военно‑теоретическим сочинением знал Ф. Н. Глинка, который в 1817 году на страницах «Военного журнала» заявлял (читай — анонсировал), что события достопамятного 1812 года «уже описываются прекрасным пером известного партизана‑писателя нашего Д. В. Давыдова». «Опыт…» еще до публикации упоминался в посланиях к автору А. П. Ермолова и А. А. Закревского.
После выхода в свет «Опыта теории партизанского действия» Д. В. Давыдов продолжал совершенствовать текст и предполагал переиздать книгу в новой редакции. Например, в письме от 14 марта 1824 года он просил А. И. Якубовича: «Куда бы хорошо сделали, если бы в свободные часы взяли на себя труд описать ваши наезды и поиски! <...> подарите меня сим начертанием, я им воспользуюсь при третьем издании “Опыта”, который дополню и последнею войною Мины в Испании (имеется в виду партизанская война 1808–1810 годов против французских оккупантов под предводительством генерала Ф. Х. Мины. — Е. К.) и моею в 1812 и 1813 годах». 20 июля 1828 года Давыдов сообщал Вяземскому: «Я теперь пустился a corps perdu (фр.: стремглав. — Е. К.) в записки свои военные, пишу, пишу и пишу. <…> Переделываю мой Партизанский опыт. Разделяю его на три части: 1‑я будет стратегическая, или наставление главнокомандующим, как употреблять партии, 2‑я тактическая, или наставление начальникам партий, как действовать. А 3‑я практическая, или изложение примеров, как начальникам партий приноравливать действия свои к местностям. Так как у меня есть прекрасная топографическая карта окрестностей Москвы и так как я пишу для русских, а не для иноземцев, то примеры сии будут приводиться по сей карте. Я думаю, что это сочинение не потонет в Лете и бесполезно не будет, разумеется, тем, кои читают, а не маршируют». Из другого письма к тому же адресату — от 14 мая 1832 года: «Я теперь кончаю совершенно исправленное и перелитое в другую форму. Опыт партизанского действия будет составлять 1‑й том, а 2‑й том будет заключать партизанские записки мои на 1812 год, которые я исправил и добавил, а некоторые статьи вычеркнул. За это я возьму дорого. Немедленно же после сего отдам в печать записки мои на 1807 года кампанию и разные мои военные записки, находящиеся в дальней моей деревне (Симбирской), куда я еду на полтора года».
Не менее интересны перипетии издания книги. По первоначальному замыслу Д. В. Давыдова, печатать «Опыт…» должна была типография Инспекторского департамента Военного министерства. Но в итоге рукопись оказалась не в руках военных цензоров, а в гражданском Цензурном комитете, откуда 31 октября 1821 года автор получил официальное разрешение на публикацию.
Еще в 1819 году был оформлен подносной рукописный экземпляр императору Александру I и отправлен для получения высочайшего одобрения через начальника Главного штаба П. М. Волконского. На этом экземпляре имелось посвящение императору и эпиграф: «Je ne suis qu’un soldat et je n’ai que du zиlе» («Я только солдат, и у меня нет ничего, кроме рвения». — фр.) — строки из трагедии Вольтера «Заир». Рукописные варианты отправлялись также Д. П. Бутурлину, К. Ф. Толю,
П. М. Волконскому, И. И. Дибичу, И. В. Васильчикову, П. Д. Киселеву, А. А. Закревскому, В. А. Жуковскому, Ф. Н. Глинке. Императорский экземпляр и экземпляр Волконского не достигли адресатов, остальные возвратили рукописи со своими замечаниями, что оговаривалось автором. Пока считается, что сохранились три рукописных экземпляра — в Институте русской литературы (Пушкинский Дом), в Военной научной библиотеке Генерального штаба ВС РФ и в Российской государственной библиотеке.
Далее Д. В. Давыдов разослал друзьям книги пробного тиража, вышедшего в июне 1821 года. Они также были возвращены автору с замечаниями товарищей по оружию. Судьба большинства пробных экземпляров неизвестна, за несколькими исключениями: экземпляр А. П. Ермолова находится в Научной библиотеке МГУ, экземпляр без дарственных или владельческих надписей — в Государственном Историческом музее, экземпляр с дарственной надписью «Его высокоблагородию Дмитрию Петровичу Бутурлину от сочинителя» после кончины владельца достался историку и генеалогу В. В. Голубцову, а в 1990 году был передан в Государственный музей А. С. Пушкина в Москве.
К неудовольствию автора (он считал пробную печать без внесения дополнений неудачной и анонсы преждевременными), о появлении этого варианта издания сообщил журнал «Сын Отечества», а «Отечественные записки» дали краткую рецензию: «Сочинение нашего поэта‑партизана Дениса Васильевича Давыдова: более не нужно говорить о достоинстве сей книги. Особы, читавшие записки сего почтенного воина о подвигах его в 1812 году, конечно, пожелают узнать и теорию сих действий, молодые же воины должны поставить книгу сию наряду с важнейшими для их образования творениями».
После внесения правок в декабре 1821 года вышло в свет издание, которое явилось уже массовым. О нем 10 января 1822 года сообщала газета «Русский инвалид»: «Поздравляем соотечественников наших и особенно военных людей с сею классическою, оригинальною российскою книгой! До сих пор Денис Васильевич Давыдов был нам известен как сочинитель военных песен, любовных и шуточных стихотворений, как сметливый предводитель отряда удалых наездников; теперь является он как тонкий наблюдатель, постигший дело ратное, открывший в нем многое бывшее доселе тайным, неопределенным, как глубокомысленный писатель, изложивший теорию партизанских действий если не ученее и красноречивее славного тактика Жомини, то по крайней мере яснее и короче». В течение месяца в газете публиковались выдержки из книги, сочинение Д. В. Давыдова оценивалось как достойное перевода на иностранные языки, поскольку оно способно дать Европе «истинное понятие о цветущем состоянии военных наук в нашем Отечестве».
Читателей и друзей Д. В. Давыдова не оставило равнодушным авторское обращение, предварявшее книгу: «Прошу всякого того, кто неравнодушен к пользе службы, объявить мне замечания свои в журналах или письмами. Он чрез то удостоит меня сотрудничеством в усовершенствовании одной из немаловажных отраслей военного искусства, более приличной российским, нежели других государств легким войскам». Такие замечания, многочисленные и подробные, поступали; в течение полугода книга перерабатывалась. 5 июля 1822 года цензор — «ординарный профессор, надворный советник и кавалер Фёдор Чумаков» — подписал разрешение в печать, и к сентябрю было готово второе издание «Опыта…».
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru
«Город причудливо странный, красок и образов смесь…»
Краткие биографии, подвиги, память*
О прижизненных изданиях сочинений поэта, мемуариста, героя Отечественной войны 1812 года Дениса Васильевича Давыдова (1784–1839)
Из дневника члена Московского археологического общества Ивана Степановича Беляева (1860–1918)