Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 декабря 1933 года

Историк и археолог Игнатий Яковлевич Стеллецкий (1878–1949) начал раскопки под угловой и средней Арсенальными башнями Московского Кремля. Достичь цели изысканий  — обнаружить легендарную библиотеку Ивана Грозного  — не удалось. Однако в  ходе раскопок были получены ценные сведения о подземном Кремле.

12 (25) декабря 1905 года

На Валовой улице в ходе Декабрьского вооруженного восстания сгорела типография И.Д. Сытина. «Типография эта,  — писала на следующий день газета “Новое время”,  — представляет огромное роскошное по архитектуре здание, выходившее на три улицы. Со своими машинами она оценивалась в миллион рублей».

13 декабря 1957 года

Решением Моссовета участок Ленинградского шоссе от путепровода у Белорусского вокзала до развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе был переименован в Ленинградский проспект.

20 декабря 1900 года (1 января 1901 года)

Попечитель Московского учебного округа получил уведомление от душеприказчика скончавшегося купца Ивана Логгиновича Медведникова (1807–1889) о завещанной покойным городу крупной денежной сумме. На  полученные средства была основана гимназия, названная в честь благотворителя Медведниковской. Вначале занятия проходили в помещении на Поварской улице, потом учебное заведение переехало в новое здание в Староконюшенном переулке. В советское время гимназия действовала как школа №59 имени Н.В. Гоголя; позже вошла в состав школы №1529 имени А.С. Грибоедова.

30 декабря 1930 года

На пересечении улиц Петровка и Кузнецкий мост появился первый в Москве светофор

31 декабря 1964 года

Открылась станция Московского метрополитена «Водный стадион». Название дано по находящемуся рядом на Химкинском водохранилище водному стадиону «Динамо».

Московский журнал в соцсетях
28.11.2025
Труды и дни
Автор: Маслова Юлия Валерьевна

И.П. Машков. Проект здания в неорусском стиле. 1884 год. РГАЛИ. Ф. 1981. Оп. 1. Ед. хр. 179. Л. 2. Публикуется впервые

«Не помню его отдыхающим…» №12 (420) Декабрь 2025 Подписаться

Семья И.П. Машкова. 1900–1910-е годы. РГАЛИ. Ф. 1981. Оп. 3. Ед. хр. 5. Л. 10. Публикуется впервые

В октябре 1989 года в Российский государственный архив литературы и искусства пришел Борис Юльевич Бранденбург. Он заказал дела из фонда своего дедушки — Ивана Павловича Машкова. Более десяти лет писалась книга, посвященная жизни и деятельности архитектора1. Ее ценность заключается в том, что она содержит не только биографию, но и ряд приложений — фрагменты воспоминаний И. П. Машкова, воспоминания Б. Ю. Бранденбурга о доме Машкова в Большом Лёвшинском переулке (1995), список построек и проектов мастера, перечень его научных трудов. В библиотечном фонде РГАЛИ находится экземпляр книги с дарственной надписью Б. Ю. Бранденбурга и Я. В. Татаржинской архиву от 12 марта 2002 года. В фондах РГАЛИ, наряду с другими рукописями И. П. Машкова (см. далее) хранится также автобиография, не попавшая в поле зрения Бранденбурга. Знакомясь с указанными документами, видишь, что автор был прекрасным систематизатором. Так, автобиографию он строит не по хронологии, а по сферам деятельности: архитектурная и строительная практика, реставрация, музейная работа, педагогическая и общественная деятельность, награды и научные труды. Этому порядку последуем по мере возможности и мы.

* * *

Иван Павлович Машков родился селе Трубетчино Лебедянского уезда Тамбовской губернии. Оно возникло во второй половине XVII века на вотчинных землях князя Ивана Юрьевича Трубецкого, соратника Петра I. Имение переходило к разным владельцам: князю В. Л. Долгорукову, князьям Гагариным, графам Виельгорским. В 1881 году село наследовала дочь князя А. И. Васильчикова Ольга Александровна, которая была замужем за графом Михаилом Павловичем Толстым. Отец будущего архитектора Михаил Евдокимович Соколов, простой кузнец, работал «в экономии кн[язя] Волконского, а затем гр[афа] Толстого в селе Трубетчино»2.

В 1875 году Ваня потерял родителей. Тетя (сестра матери) Татьяна Денисовна отдала мальчика на усыновление в бездетную семью липецкого купца 2‑й гильдии Павла Карповича Машкова и его жены Наталии Ефимовны (в девичестве Андреевой). Так Иван стал Павловичем и получил новую фамилию — Машков. Павел Карпович владел лавкой с «панскими товарами» — иначе говоря, с текстильной мануфактурой. Лавка располагалась на базарной площади Липецка. И. П. Машков вспоминал, что жили они очень скромно, никаких знакомых у них в доме не бывало, вечерами приемная мать читала вслух газеты и рассказы. По‑настоящему Машковы сблизились только с семьей Леонида Никандровича Великолепова, женатого на племяннице Наталии Ефимовны. Л. Н. Великолепов работал сначала учителем истории и географии, а затем штатным смотрителем Липецкого уездного училища, оказав на Ивана большое влияние. Уездное училище оставило в памяти И. П. Машкова хорошее впечатление. При переходе из класса в класс он получал награды в виде книг с надписями и подписями учителей; книги эти долгое время хранились в семье архитектора.

Спокойная жизнь Ивана длилась недолго. Около 1878–1879 годов П. К. Машков заболел и вскоре умер. Вдова оказалась не в состоянии вести торговые дела и, распродав имущество, вместе с приемным сыном существовала на оставшиеся скудные средства. Помог родной брат Наталии Ефимовны — А. Е. Андреев, служивший землемером и учителем рисования и чистописания в уездном училище, а также работавший агентом общества «Саламандра», страховавшего от пожаров и других бедствий здания, предприятия и морские суда. Он‑то и научил Ивана Машкова копировать чертежи, снимать с натуры планы местности, составлять оценки для страхования недвижимости. Во время болезни Андреева 14‑летний Иван самостоятельно делал планы, описи, оценки, расчеты страховых премий и выполнял прочие страховые операции, получив хорошие практические навыки для будущей карьеры архитектора и реставратора.

* * *

В 1881 году Иван поступил в Мос­ковское училище живописи, ваяния и зодчества, общий срок обучения в котором составлял шесть лет. Однако он смог освоить программу за четыре с половиной года. Преподавали здесь архитекторы К. М. Быковский, А. С. Каминский и А. П. Попов. И. П. Машков окончил курс, получив в 1885 году Малую серебряную медаль за проект на тему «Губернское собрание», а в 1886‑м — Большую серебряную медаль за проект на тему «Почтамт»; ему было присвоено звание классного художника архитектуры с предоставлением права на производство строительных работ. В РГАЛИ сохранились выполненные тушью и акварелью ученические работы Машкова, свидетельствующие о его несомненном таланте архитектора и рисовальщика.

По выходе из училища И. П. Машков в течение трех лет был помощником у архитекторов А. С. Каминского и А. Е. Вебера. Последний занимался проектированием и наблюдением за строительством нового корпуса Политехнического музея. В его мастерской Машков познакомился с Н. А. Шохиным — директором Архитектурного отдела музея. По приглашению Николая Александровича Машков вошел в состав музейной Архитектурно‑художественной и строительной комиссии; в 1904–1907 годах совместно с архитектором З. И. Ивановым и инженером А. А. Семеновым работал над созданием Большой аудитории Политехнического.

После этого И. П. Машков стал помощником академика архитектуры профессора К. М. Быковского по проектированию университетских клиник на Девичьем поле. Университетский клинический городок и сейчас является одним из значительных гражданских объектов Москвы. «В это же время, — читаем в автобиографии, — проектировал и строил земскую больницу и прогимназию в гор[оде] Липецке, <…> водопровод в имении Кошелева вблизи станции Грязи, школу в имении Горбова Тульской губернии и проч.»3. Среди «прочего» — Никольская церковь при тюремном замке в Липецке (замок впоследствии снесли, церковь ныне действует, расположена по адресу: улица Торговая, 16а).

* * *

В 1895 году Ивана Павловича приглашают на должность архитектора Московской городской управы по двум районам — Лефортовскому и Басманному, «Заведуя 1/12 частью города», руководя ее застройкой, Машков вносил предложения по улучшению организации проектирования и строительства. Эту работу он выполнял вплоть до 1918 года, создав около шестидесяти проектов, которые воплощались в жизнь под его непосредственным наблюдением. В указанный период Иван Павлович возводит общественные здания и церкви, больницы и богадельни, доходные дома и частные особняки — большинство их относится к неорусскому стилю и неоклассицизму. Среди заказчиков — немало известных личностей, в том числе историк и археолог графиня Прасковья Сергеевна Уварова. Ее доходный дом, построенный по проекту И. П. Машкова в 1908–1909 годах, располагается по адресу: Вознесенский переулок, 17. По мнению Б. Ю. Бранденбурга, прототипом уваровского доходного дома, созданного в стиле московского ампира, стало старое здание Московского университета «в переделке Д. Жилярди». Наиболее широкую известность получил доходный дом Марии Владимировны Сокол в стиле модерн (улица Кузнецкий мост, 3). Аттик дома украшен майоликовой мозаикой, где вверху изображен парящий сокол — перекличка с фамилией владелицы. Выполненная по эскизу театрального художника Н. Н. Сапунова мозаика изготавливалась на заводе керамических изделий «Абрамцево» в Бутырках, принадлежащем С. И. Мамонтову.

Следует упомянуть, что И. П. Машков с 1890 по 1913 год являлся штатным архитектором Братолюбивого общества. Так появились «Вдовьи дома» Общества на Госпитальной улице. Одним из красивейших в Москве был созданный архитектором Машковым ансамбль Мариинского приюта Братолюбивого общества в Протопоповском переулке, 19. Главное здание, возведенное в неорусском стиле, имело домовую церковь с шатровым завершением, освященную в честь святого равноапостольного князя Владимира, с приделом преподобной Марии Египетской. Прямо над крыльцом располагалась звонница, оформленная кувшинообразными столбами. Цветной керамический фриз под деревянным карнизом дома объединял всю композицию главного фасада.

Даже сухое перечисление зданий, спроектированных и построенных И. П. Машковым в столице, впечатляет4: здание Тверского отделения городского ломбарда (улица Большая Бронная, 23), за которое Московская городская дума присудила архитектору медаль; клинический корпус на Потешной улице в Лефортове; там же — больничный корпус имени Н. А. Алексеева для душевнобольных Преображенской больницы; убежище для детей, оставшихся сиротами после Ходынской катастрофы на Красносельской улице; корпус для служащих при Басманной больнице; каланча Басманной пожарной части; городское училище на Вятской улице; Спиридоньевское убежище для неизлечимых больных на Петербургском (ныне — Ленинградское) шоссе; там же — Черкасская богадельня для престарелых мужчин и женщин; богадельня с церковью в Протопоповском, переулке; там же — три дома бесплатных квартир Братолюбивого Общества; дома Комаровской и Мак-Гилл по Госпитальной улице в Лефортове и еще два — в Девятинском переулке; общественные бани на Большой Пресненской улице; здание обсерватории Межевого института; концертный зал, «ныне приспособленный под Еврейский театр на М. Бронной»; студенческое общежитие Межевого института. Не все здания сохранились, а из сохранившихся многие были перестроены.

* * *

В 1889 году И. П. Машков женился на Анне Николаевне Грунау. По воспоминаниям Б. Ю. Бранденбурга, «женитьба сыграла положительную роль в его творческой биографии. Домашний уют, взаимное понимание воцарились в молодой семье. Анне Николаевне, хорошей пианистке, был близок мир искусства, к которому принадлежал ее муж»5. Вот, собственно, и все сведения о семье архитектора. По метрическим книгам нам удалось установить, что у четы Машковых родились четыре дочери — Наталья (1890–?), Елизавета (1892–?), Вера (1896–1900) и Надежда (1903–?). А. Н. Машкова, католичка, в 1901 году перешла в православие: «36‑ти лет от рождения, вследствие изъявленного ею решительного желания, помазанием св. мира присоединена к православной Греко‑российской Церкви с наречением ей имени Анна»6, то есть появилась на свет супруга И. П. Машкова в 1865 году. О Вере Машковой Бранденбург упомянул, что она была «исключительно одаренной, но рано погибшей»7. В чем выражался талант Веры, неизвестно, но точно можно сказать, что одна из дочерей, чье имя начиналось на букву «Н», имела расположенность к рисованию. На листе из альбома, хранящегося в РГАЛИ, мы видим человека с бородкой, работающего за письменным столом у окна. Карандашный рисунок без подписи. Вполне допустимо предположить, что это дочь нарисовала отца. «Не помню его отдыхающим, — отмечал Б. Ю. Бранденбург. — Уезжая рано утром на работу (за ним всегда высылали машину), он появлялся дома днем ненадолго, торопливо обедал и вновь уезжал в институт, где преподавал, в Союз архитекторов или на вечернее заседание и возвращался уже поздно вечером. Настольная лампа продолжала еще долго гореть на его письменном столе, где были разложены чертежи, фотографии, заметки. Работал до поздней ночи над своим обширным архивом, материалами по архитектурным памятникам древнерусского зодчества, накопленными в течение всей жизни»8.

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 12 (420) Декабрь 2025

«Город причудливо странный, красок и образов смесь…»

Москвичи — герои Великой Отечественной войны

Краткие биографии, подвиги, память*

«Я только солдат…»

О прижизненных изданиях сочинений поэта, мемуариста, героя Отечественной войны 1812 года Дениса Васильевича Давыдова (1784–1839)

Улица Правды

Страницы истории

Московское болото и его окрестности

Прошлое и настоящее

Три этюда из жизни дореволюционной Москвы

Из дневника члена Московского археологического общества Ивана Степановича Беляева (1860–1918)

«Не помню его отдыхающим…»

О московском архитекторе, реставраторе, педагоге Иване Павловиче Машкове (1867–1945)

«Жить рядом с ним было радостно»

Воспоминания об отце