Проект здания Академии наук СССР.
Архитектор А. В. Щусев. Конец 1930-х годов
Проект шелкомотальной фабрики в Намангане (перспектива и главный вход), выполненный
архитектором А. И. Власовым. Приложение к «Архитектурной газете». 1936 год. № 52. С. 1
РГАЛИ хранится любопытная тетрадь. Собранные в ней машинописные тексты представляют собой вспоминания архитекторов о коллегах, с которыми им пришлось работать вместе. Имена героев воспоминаний хорошо известны: братья Л. А., В. А., А. А. Веснины, П. А. Голосов, И. В. Жолтовский, Л. В. Руднев, В. А. Щуко, А. В. Щусев, И. А. Фомин. Самих же авторов знают лишь специалисты по истории архитектуры. Тетрадь передал в РГАЛИ архитектор, живописец и график Алексей Васильевич Юганов (1891–1983) 24 февраля 1981 года, предпослав ей небольшое предисловие, где в частности говорится: «Труды текущих дней наших неумолимо влекут вперед на решение новых очередных задач. Годы проходят, уходят архитекторы, и каждый новый день удаляет нас от прошлого, пережитого. Но прошлое не уходит от нас, остаются дела рук наших, остаются воспоминания. Прошлое зодчего — это построенные им здания, это архитектурные памятники его эпохи. Они продолжают жить с нами. Воспоминания же об образах ушедших от нас творцов‑зодчих, их творческом пути, отношении к архитектурным стилям прошлого, отношении к своим помощникам и многое другое в их жизни остается достоянием все меньшего числа знавших их современников. Мы должны быть благодарными архитекторам, оставившим нам воспоминания о жизни и творчестве известных архитекторов Советского Союза»1.
Одним из представленных здесь мемуаристов является А. И. Власов, помощник академика Алексея Викторовича Щусева (1873–1949), много лет работавший с ним плечом к плечу. Читая воспоминания Арсения Иосифовича, написанные в 1959 году, так и хочется сказать об авторе — «в тени великого архитектора». Власов и сам неоднократно подчеркивал свою вспомогательную роль в щусевской мастерской, нисколько, впрочем, данным обстоятельством не смущаясь и называя Щусева «Мастер» — именно так, с большой буквы. Повествование проникнуто преклонением перед Мастером, чувством восхищения талантом и личностью А. В. Щусева. В 2024 году сотрудники РГАЛИ подготовили эти воспоминания к печати; вскоре они должны увидеть свет.
Власов и Щусев познакомились осенью 1938 года. Алексею Викторовичу требовалось представить на утверждение в СНК проект главного здания Академии наук СССР в Москве, которое предполагали возвести на площади перед главным входом в Центральный парк культуры и отдыха, возле Крымского моста. В состав проекта должен был входить ряд перспектив. А. И. Власов выполнил перспективу круглого конференц‑зала, понравившуюся не только Щусеву, но и такому корифею в этой области, как Е. Е. Лансере. С тех пор началось сотрудничество Мастера и его талантливого помощника. Во время поездок (Киев, Ленинград) Власов в качестве «личного технического секретаря» нередко сопровождал Щусева, принимая непосредственное участие во встречах и беседах последнего с руководителями разного ранга, вплоть до Н. С. Хрущева.
Биография А. И. Власова до сих пор не известна не то что широкой публике, но даже исследователям. Чтобы устранить столь досадный пробел, мы обратились к фонду Московского отделения Союза архитекторов СССР (МОСА), где находится автобиография Арсения Иосифовича, написанная им в июне 1945 года2. Там же лежат биографические справки и сведения о его творческой деятельности3.
Родился он 12 марта (27 февраля по старому стилю) 1891 года в станице Новониколаевской Донской области, в «семье рыбака, на берегу Азовского моря»4. Детство до 1901 года прошло в Донбассе на антрацитовых рудниках, где отец служил бухгалтером. Мать была домашней учительницей. С 1901 по 1906 год мальчик учился в Ростове‑на-Дону в городском училище, в 1906–1911 годах — там же в среднем механико‑техническом училище. В 1911 году А. И. Власов поступает в Институт гражданских инженеров в Петербурге. Почти одновременно он начал работать чертежником, а с 1915 года, будучи на третьем курсе, — помощником у преподавателя института архитектора А. А. Венсана5. В таком качестве Власов участвовал в проектировании и строительстве здания Морского кадетского корпуса в Севастополе, куда специально выезжал летом 1915 года. В институте посещал архитектурно‑художественный студенческий кружок, изучал архитектурные памятники и музеи Петербурга.
В 1918 году, 9 июля, А. И. Власов окончил институт, защитив дипломную работу (проект музея и проект церкви). 15 июля он добровольно вступил в ряды Рабоче‑крестьянской Красной армии и до 1922 года служил по военно‑инженерному ведомству — в Детскосельском военно‑квартирном отделе в качестве инженера руководил приспособлением зданий для расквартирования войск.
25 ноября 1918 года Арсений Иосифович женился. О супруге нам практически ничего не известно, как и о родившихся от этого брака двух сыновьях, о которых мы знаем только, что с самого начала Великой Отечественной войны до июня 1945 года оба служили в армии.
В 1920 году А. И. Власов был переведен на Украину, в Черниговскую губернскую военно‑инженерную дистанцию. Работал в Чернигове и Нежине. Помимо прочего, в 1920–1921 годах вел курс «Архитектурные ордера» в Черниговском политехническом техникуме. После демобилизации (1922) продолжал трудиться в Нежине в качестве уполномоченного Черниговского губвоенстроя, построил там пожарное депо.
В 1923 году Арсений Иосифович переезжает в Курск, работает в должности архитектора, впоследствии — старшего архитектора отдела пути Московско-Киево-Воронежской железной дороги, занимаясь проектированием и возведением различных зданий железнодорожной инфраструктуры. В 1927 году по проекту и под руководством А. И. Власова на станции Курск-2‑й строится клуб с залом на тысячу человек. В 1929‑м Власов спроектировал и построил подобный клуб на станции Брянск, возводил жилые дома и другие здания.
В 1929 году из‑за заболевания жены туберкулезом семья с целью перемены климата перебирается в Севастополь. Здесь Арсений Иосифович участвует в сооружении Главного военного порта и береговых объектов Военно‑морских сил. В том же году умерла его мать, а в следующем, 25 января, — супруга, спасти которую все же не удалось. Вскоре А. И. Власов женится на Елене Евгеньевне Грушецкой (1900–1990). В Севастополе он читает лекции по строительному искусству, продолжая трудиться в системе ВМС вплоть до 1932 года, после чего его переводят в Москву — в Главное управление РККА. С тех пор Власов живет в столице «безвыездно».
В 1934 году у Арсения Иосифовича родилась дочь Ирина. В 1935‑м он приступил к проектированию гражданских сооружений — занял должность архитектора‑автора в архитектурно‑проектной мастерской № 2 Наркомлегпрома, которой руководил профессор А. В. Самойлов. В АПМ № 2 А. И. Власов создал проект здания шелкомотальной фабрики (город Наманган Узбекской ССР), оставшийся, однако, неосуществленным.
В период с 1936 по 1938 год Власов выполнил один из наиболее значительных, как он считал, своих проектов — проект Сталинской насосной станции в селе Щитниково Московской области6. В связи с этим он перешел в трест «Мосводопровод» и возглавлял процесс проектирования всего комплекса, осуществляя авторский архитектурный надзор за строительством, которое велось силами заключенных7. Станция вводилась в эксплуатацию этапами, 25 января 1939 года состоялось подписание общего акта. Ранее, в 1938 году газета «Правда» отмечала: «Потребление воды в Москве растет с каждым годом. Старая Москва‑река была бы уже “выпита”, если бы за последние годы не был сооружен канал Москва-Волга. <…> С начала пуска станции Москва получила уже 1300 миллионов ведер тщательно очищенной волжской воды. Как показал анализ, она значительно мягче москворецкой»8. Сталинская насосная станция первой в столице начала использовать волжскую воду, которая «будет подаваться судоходным каналом в Пестовское водохранилище и отсюда — в Учинское. <…> Из этого водохранилища вода через турбины поступит в водопроводный канал, подводящий ее к Сталинской станции», — сообщалось в статье инженера К. К. Радецкого9. К статье прилагались изображения проектов башни скорых фильтров и павильона смесителя (архитектор А. И. Власов). Для истории станция была запечатлена в короткометражном документальном фильме «Живая вода» («Моснаучфильм», 1948)10.
После завершения строительства Сталинской насосной станции в 1938 году А. И. Власов переходит в проектную контору Академии наук СССР — «Академпроект». Здесь под руководством А. В. Щусева он, как уже сказано выше, принимает участие в проектировании главного здания и конференц‑зала академии, а также здания Ташкентского государственного академического русского драматического театра и других объектов, для которых выполняет перспективы. По поводу упомянутого конференц‑зала газета «Вечерняя Москва» писала: «Один из помощников А. В. Щусева — архитектор А. И. Власов — в течение последних двух месяцев кропотливо работал над прорисовкой его деталей. Круглый зал обрамлен колоннадой из искусственного мрамора и перекрывается огромным куполом. Он представит собой красивое сплетение многогранных ажурных кессонов, напоминающих пчелиные соты. В них вмонтируют специальные звукопоглощающие сеточки. Это даст возможность достичь наилучшего акустического эффекта. Интересно задумано устройство пола конференц‑зала. С помощью несложных механизмов его можно будет довольно быстро опустить в подвальный этаж вместе с находящейся на нем мебелью и на его место поднять другой пол, уставленный другой мебелью или же вовсе без мебели, в зависимости от надобностей»11...
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru