Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
Сентябрь 1924 года

Михаил Афанасьевич Булгаков записал в  дневнике: «Новость: на днях в  Москве появились совершенно голые люди (мужчины и  женщины) с  повязками через плечо "Долой стыд". Влезли в  трамвай. Трамвай остановили, публика возмущалась...» Общество «Долой стыд» наделало много шуму в столице, заслужив осуждение. «Разумеется, на берегу Черного моря, на солнце, в  чистом воздухе, перед или после морского купанья полезно полежать голым на солнце. Но улицы Москвы — не берег Черного моря. С  гигиенической точки зрения такое обнажение и  путешествие по улицам просто глупость»,  — комментировал события нарком здравоохранения Н.А.  Семашко. Впоследствии милиция стала резко пресекать прогулки московских нудистов.

1 сентября 1934 года

В  Москву прибыл многоместный немецкий самолет Junkers Ju 52, приобретенный советско‑германским предприятием «Дерулюфт». Путь от Москвы до Бер‑ лина воздушное судно преодолело за 12  часов. Предприятие было создано на основе концессионного соглашения между Советской Россией и  немецким Обществом воздушных сообщений «Аэро Унион» в 1921 году и занималось почтовыми и пассажирскими перевозками в Европе. Прекратило свою деятельность незадолго до начала Второй мировой войны.

1 сентября 1949 года

В Большом зале Московской консерватории начался концерт, посвященный памяти Ф. Шопена. В течение трех дней 13 пианистов исполняли фортепианные произведения польского композитора, столетие со дня смерти которого отмечалось по всему миру. Среди тех, кто выходил тогда на сцену, были молодые музыканты, сделавшиеся впоследствии знаменитостями, — Евгений Васильевич Малинин (1930–2001) и Татьяна Петровна Кравченко (1916–2003).

5 сентября 1997 года

В  рамках масштабного празднования 850‑летия Москвы в  столице был открыт памятник Петру I работы З.К. Церетели.

16 (29) сентября 1914 года

«В городскую думу поступило покрытое многочисленными подписями заяв‑ ление обывателей Москвы о  желательности повышения на одну копейку поездной платы на трамвае с  тем, чтобы этот излишек отчислялся на оказание помощи раненым воинам и  семьям запасных, призванных в  ряды армии. Этот налог предлагается ввести на все время войны» (газета «Голос Москвы»).

19 (30) сентября 1798 года

В Москве родился композитор, певец, государственный деятель Михаил Лукьянович Яковлев (ум. 1868). Из его произведений наиболее известен романс «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») на слова А.С. Пушкина. В  1832  году М.Л.  Яковлев, занимая пост директора типографии Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, способствовал первому изданию пушкинской «Истории Пугачёвского бунта».

Московский журнал в соцсетях
30.06.2025
Память места
Автор: Медведева Светлана Александровна

Дом Стуловых в Малом Знаменском переулке. 1914–1916 годы

Доходный дом Стуловых №7 (415) Июль 2025 Подписаться

Фойе дома Стуловых.
1914 год. Фотография П. П. Павлова

Доходные дома представляли собой жилые здания, возводившиеся для сдачи, как правило, уже меблированных квартир в аренду. В Российской империи можно было владеть участком земли и домом, на нем построенным, но нельзя — купить квартиру: только арендовать. Между тем со второй половины XIX века в процессе урбанизации жилищный вопрос в крупных городах встал довольно остро. В то же время появились новые технологии возведения многоэтажных зданий, а также новые возможности для их бытового оборудования (водопровод, отопление, электричество, первые лифты и прочее). В результате строительство многоквартирных домов с целью последующей сдачи жилья внаем сделалось весьма прибыльным видом предпринимательства.

В отличие от Петербурга, создававшегося по заранее проработанному плану, Москва веками развивалась стихийно. Доходные дома здесь возводились «точечно», при этом владельцы участков руководствовались большей частью своими финансовыми возможностями и вкусами. Таким образом, эти дома носили резко индивидуальный характер, весьма разнообразя общую архитектурную картину города.

Одним из самых красивых зданий подобного типа является бывший доходный дом Стуловых в Малом Знаменском переулке. Братья Петр и Николай Стуловы — наследники влиятельного купеческого рода — торговали готовым платьем, владея фирмой «Т. П. Стулов и Ко». В числе их покупателей значились многие известные люди. Например, поэты Сергей Есенин и Николай Клюев шили у Стуловых на заказ «русские костюмы» для своих выступлений.

Для строительства доходного дома братья определили фамильный участок земли в Малом Знаменском переулке, доставшийся им от матери. Они точно знали, что хотели в итоге получить — элитное шестиэтажное здание с роскошными квартирами, откуда открывался бы прекрасный вид на Красную площадь и Кремль. Для реализации идеи пригласили архитекторов Валентина Дубовского и Николая Архипова. Шестиэтажный доходный дом — «небоскреб» по тогдашним меркам — возводился в 1913–1914 годах. Первые три этажа были выполнены в стиле классицизма, четвертый и пятый отразили архитектуру эпохи Возрождения, а шестой — периода готики. Фасад площадью 12 тысяч квадратных метров зодчие решили в серой цветовой гамме — он казался в те времена образцом простоты, сдержанности, лаконичности. Однако скульптурное оформление с античными мотивами способствовало тому, что фасад получился весьма запоминающимся. Тема полуциркульных арок четко звучала в общем рисунке экстерьера, подчеркнутая эркерами и балконами. Парадный вход обрамляли мощные колонны дорического ордера, отсылающие как к классике, так и к ампиру. Многочисленные разнообразные барельефы, кованые решетки балконов и другие элементы декора оживляли пластику фасада, общий композиционный ритм которого задавали выпуклости эркеров и углубления ниш. Венчала архитектуру дома полуциркульная ниша в аттике, заполненная античной скульптурной композицией с тремя женскими фигурами под кессонированным потолком, возможно, символизировавшими Юность, Зрелость и Старость.

За парадной дверью скрывалось великолепное фойе, решенное в стиле эклектики. За декор интерьеров отвечал выпускник Строгановского училища художник‑монументалист Игнатий Игнатьевич Нивинский, автор, помимо прочего, оформления плафонов и кабинетов гостиницы «Метрополь». В своем дизайнерском решении он синтезировал фрагменты различных культур — мифологические мотивы, помпейские росписи, скульптурные фигуры атлантов, охраняющих вход справа и слева, мозаичный пол. Стуловы изначально планировали еще более роскошную отделку, желая видеть в интерьере мраморные колонны и золотые барельефы, но сумма сметы оказалась слишком высокой, и братьям пришлось заменить ряд дорогостоящих деталей имитацией путем раскраски под мрамор и золото.

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 7 (415) Июль 2025

За заслуги…

Москвичи — герои Великой Отечественной войны

Краткие биографии, подвиги, память*

Военный комиссариат города Москвы

Наши дни

Позывной «Треугольник»

Об участнике Специальной военной операции Евгении Александровиче Демко (1996–2023)

Софийская набережная

Прошлое и настоящее*

Помощник Мастера

Об архитекторе Арсении Иосифовиче Власове (1891–1968)

Завтра была война…

Из дневников советских женщин (июнь 1941 года)

Доходный дом Стуловых

История здания в Малом Знаменском переулке

О друзьях и знакомых

Из воспоминаний

Москвич Карамзин

Историко‑биографическая повесть*