Специальная военная операция явила миру множество героев, которые во всех смыслах продолжают подвиг героев Великой Отечественной войны. Тысячи мужчин с готовностью пошли защищать Родину, и многие погибли за то, чтобы мы жили мирно. Об одном из них — мой рассказ.
* * *
Евгений Александрович Демко родился в Молдавии. По окончании Кубанского государственного аграрного университета он подписал контракт с Министерством обороны. Служил в войсках ПВО в звании ефрейтора и в должности разведчика‑радиотелефониста (отделение 1‑й зенитно‑ракетной батареи 2‑го зенитно‑ракетного дивизиона). 2 февраля 2022 года отбыл в длительную командировку и с первых дней СВО находился в зоне боевых действий на территории ДНР и ЛНР. Позывной — «Треугольник». 18 сентября 2022 года на Херсонском направлении, выполняя боевое задание, получил тяжелейшие осколочные ранения. Девять месяцев пролежал в коме в госпитале имени Н. Н. Бурденко в Москве и 5 июня 2023‑го скончался, не приходя в сознание. За личное мужество и отвагу, проявленные при выполнении боевых задач, удостоился медали Жукова и ордена Мужества.
* * *
Без всякого пафоса могу сказать: героическую самоотверженность Евгений впитал с молоком матери.
Обстоятельства свели меня с Марианной Петровной Демко два года назад, когда я помогала в качестве волонтера в госпитале имени Н. Н. Бурденко. Меня поразил подвиг этой маленькой хрупкой женщины, которая, оставив семью, приехала из Краснодара и все девять месяцев дежурила в реанимации у постели сына. Уезжая в далекий и совершенно незнакомый ей город, Марианна Петровна не задумывалась о том, где и на что будет жить. Важно было только одно: она нужна сыну! В Москве совсем не ориентировалась, ее ежедневный неизменный маршрут пролегал от палаты реанимации до храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла, куда женщина спешила каждый вечер, чтобы помолиться о здравии сына. Молились не только в храме — непрерывно круглые сутки. Говорила: «Женя каждую ночь с часа до четырех утра стоял на посту, а теперь я стою на посту».
Лечащим врачом Евгения был полковник медицинской службы, ведущий хирург Главного клинического военного госпиталя имени академика Н. Н. Бурденко Александр Иванович Сахаров, прошедший «горячие точки» — Чечню, Азербайджан, Таджикистан, где проводил сложнейшие операциии. Его называют врачом от Бога; о нем в 2011 году сняли фильм. До последнего, не теряя надежды, он боролся за жизнь Евгения, сделал ему тридцать шесть операций на брюшной полости, двадцать четыре — на голове, шесть — на нижней конечности. С большой теплотой вспоминает Марианна Петровна об А. И. Сахарове: «Он не просто врач. Он человек с большой буквы! Он может просто подойти, обнять, поддержать и сказать нужные слова. Если бы не его поддержка, я бы не знаю как справилась».
Однако, увы, ни молитвы матери, ни мастерство врачей, ни помощь волонтеров и благотворителей не смогли спасти Евгения Демко…
* * *
Вся недолгая земная жизнь Евгения — мысли, убеждения, поступки — характеризуют его как благородного, милосердного, вдумчивого человека, любящего сына, внука и брата. О том, каким он был, рассказала в беседе со мной Марианна Петровна.
— Женя родился в молдавском городе Флорешты. Но в Молдавии наступили сложные времена, и нашей семье пришлось переехать в Нижневартовск. Первое время приходилось выживать. Я окончила педагогическое училище по специальности «учитель музыки» и факультет психологии и педагогики Бельцкого государственного университета имени Алеку Руссо, но из‑за неимения российского гражданства по специальности устроиться оказалось сложно, поэтому мы с супругом брались за любую низкоквалифицированную и малооплачиваемую работу. Женя все эти трудности ощутил на себе.
Были и смешные ситуации. Я работала на рынке. Женю оставить не с кем — отец тоже работал. И все время сын проводил со мной. Его даже окрестили на рынке «сыном полка». В Нижневартовске есть интернат «Аистенок», и интернатские дети бегали на рынок погреться. Они обычно садились на ступеньки с коробочкой, на которой было написано: «Помогите, пожалуйста, кто чем сможет». Жене исполнилось всего четыре годика, читать он не умел, поэтому, конечно, прочесть надпись на коробочке не мог. Как‑то, смотрю, прошел час, два... ребенок мой пропал. А люди подходят ко мне и говорят: «Это не ваш там маленький, беленький, сидит с коробочкой?» И тут я, к своему стыду, вижу сидящего на ступеньках Женю с коробочкой в руках, а проходящие мимо люди бросают туда деньги! «Что ты делаешь, Женя! Ну разве так можно!» — всполошилась я. А он такой радостный, бежит ко мне и прямо светится от счастья: «Мамочка! Я для нас денюжку зарабатываю!» Я стала объяснять: у тех деток нет мамы и папы, а у тебя есть, поэтому ты не должен просить, а, наоборот, должен отдавать таким детям. И этот случай стал для Жени уроком на всю жизнь. Не брать чужое, не врать, не обижать слабых — такие принципы лежали в основе его воспитания.
Женя с большим удовольствием пошел в первый класс школы № 22 в Нижневартовске. Он был очень подготовленным для своего возраста. Ведь, работая на рынке, я брала с собой букварь и в перерывах на обед учила Женю читать. Норма чтения для первоклассника в первом полугодии составляет 30 слов в минуту — Женя читал 96 слов в минуту. И свою первую школьную почетную грамоту он получил именно за скорость чтения. Учился очень хорошо, был в числе лучших учеников. Принимал участие в КВНах, в олимпиадах по разным предметам, в литературных вечерах. Очень любил стихи Сергея Есенина и декламировал их под музыку, даже победил в конкурсе чтецов. Свободно разговаривал и читал на английском, хотя языком с ним никто никогда специально не занимался. Мои родители до сих пор хранят Женины грамоты по разным предметам и полученные мной благодарственные грамоты за воспитание ребенка.
У Жени были замечательные педагоги в школе. С классным руководителем Аидой Миргазияновной Друщенко, которую дети называли «классной мамой», Женя не терял связь даже по окончании школы, они все время общались, переписывались.
— Марианна Петровна, я с большим сожалением наблюдаю в последнее время, что молодежь совсем не читает. Книгу заменил смартфон. А как обстояли дела с этим у Жени?
— Читать Женя очень любил. В основном его интересовало все, что связано с рыцарством, благородством: «Три мушкетера», «Граф Монте-Кристо» Александра Дюма, «Железный король» Мориса Дрюона... И даже когда на СВО мы собирали ему сумку с провизией, он в первую очередь попросил передать книги — в основном детективы. До сих пор у меня хранятся фотографии, где Женя в камуфляже и с книгой в руках.
— И в то же время он получил воспитание настоящего мужчины…
— Женя рос гиперактивным мальчиком, и, чтобы дать выход переполнявшей его энергии, мне пришлось записать сына в секцию айкидо, на которую он ходил все одиннадцать классов. Тренер, Гамаль Игорь Юрьевич, очень строгий и серьезный, учил ребят: «Должна присутствовать только форма защиты, а не нападения. Лишь в крайнем случае применяйте силу». И этого правила Женя придерживался неизменно. Он был спокойным и очень выдержанным. Но мог постоять за себя, если нужно. Один из школьных товарищей постоянно задирал Женю, и тот в конце концов предупредил: «Перестань, иначе будет очень плохо». Товарищ не послушал. И в результате получил такой урок борьбы, что впоследствии уже никто не дерзал обижать Женю. Кроме того, сын занимался ушу — до сих пор дома хранится его меч.
У Жени была особая душевная связь с бабушкой. Совсем маленьким он говорил: «Бабуль, когда я вырасту, я на тебе женюсь». Мы с отцом смеялись и объясняли, что бабушка к тому времени состарится. А он нам в ответ: «Нет, не состарится. Я куплю ей таблетки для молодости!» Эту шутку Женя пронес с собой через всю жизнь. Звонил бабушке с передовой: «Привет, моя невеста! Приданое готово?»
— Он ведь мечтал стать врачом?
— Да, и готовился к этому. Сам делал уколы, а его любимыми предметами были химия и биология. В Нижневартовске посещал курсы от Омской медицинской академии по биологии, химии и русскому языку. После школы поступил в Кубанский государственный медицинский университет, и нам пришлось, оставив все в Нижневартовске, поехать за сыном в Краснодар. Но, отучившись три курса, он КУБ бросил1 и перевелся в Кубанский государственный аграрный университет на факультет ветеринарно‑медицинской экспертизы. Очень любил животных. Уезжая воевать, последнее, что сделал, — потрепал за холку свою кошку Чику. С тех пор она его все время ждет...
— А была ли у Жени девушка?
— К матери, к женщине он относился как к чему‑то высокому. Всегда говорил: «Мама у нас одна. Ее надо беречь. На руках носить». И с той же серьезностью подходил к вопросу выбора девушки — чтобы «раз и навсегда». Да, у него были девушки, он ходил с ними в кино, но потом сказал: «Мама, им не нужно кино, им нужны подарки». А позволить себе покупать подарки мой сын, будучи студентом, конечно, не мог. И однажды заявил: «Мам, я не женюсь, пока не “подниму” брата». Я очень ему благодарна за младшего сына Кирюшу, разница с которым у него 12 лет. Когда Кирилл рос, я отсыпалась днем после бессонных ночей с малышом, а в это время старший сын гулял с ним. Он воспитывал младшего братика со всей ответственностью — учил чистить картошку, не врать, быть настоящим мужчиной. Кирюша успешно занимался акробатикой, но однажды получил травму, после чего врачи разрешили ему только плавание. И Женя сказал: «Приеду в отпуск с СВО, куплю брату абонемент в бассейн, а маме — новую стиральную машину»...
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru