Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 июня 1931 года

Совет народных комиссаров СССР принял постановление «О строительстве водного
канала Волга — Москва» (ныне — Канал имени Москвы).

4 июня 1934 года

В Парке культуры и отдыха имени Горького состоялась дегустация блюд нового летнего сезона. В меню вошли: суп из вишен, клюквы, чернослива, абрикосов, а также напитки — гренадин, мазагран, кофе‑гляссе. Меню было разработано Институтом общественного питания.

6 июня 1957 года

На Лубянке открылся центральный универмаг «Детскиймир». Здание строилось по проекту архитектора А. Н. Душкина (соавторы — Г. Г. Аквилев, Ю. В. Вдовин, И. М. Потрубач, инженер Л. М. Глиэр) на месте снесенного Лубянского пассажа. По словам А. И. Микояна, универмаг задумывался как «детский ГУМ для маленьких советских потребителей».

13 июня 1924 года

Президиум Моссовета постановил объявить участок реки Москвы в пределах Окружной железной дороги заказником. Сделано это было в целях охраны от хищнического истребления рыбы в главном столичном водоеме. Постановление запрещало «на всем протяжении указанного участка всякую ловлю рыбы: сетями, неводами, вентерями, вершами, мордами, неротками, наметками, багрилками, путем бросания бомб и отравы и тому подобной промысловой, полупромысловой и хищнической снастью и способами, а также стрельбу рыбы из ружей и битье ее острогой весной». Разрешались лишь удочки. Нарушителям грозила уголовная ответственность.

20 (8 ст. ст.) июня 1880 года

В зале московского Благородного собрания прозвучала знаменитая речь Ф. М. Достоевского об А. С. Пушкине. Она произвела огромное впечатление на публику. «Вчера еще можно было толковать о том, великий ли всемирный поэт Пушкин или нет; сегодня этот вопрос упразднен; истинное значение Пушкина показано, и нечего больше толковать!» — отозвался на выступление Федора Михайловича И. С. Аксаков.

29 (17 ст. ст.) июня 1835 года

В Москве родился выдающий ученый‑ботаник академик Андрей Сергеевич Фаминцын (ум. 1918) — основатель отечественной школы физиологии растений.

Московский журнал в соцсетях
29.11.2023
Возвращаясь к напечатанному
Автор: Алексей Владимирович Шульгин
«Особый изобразительный мир» №12 (396) Декабрь 2023 Подписаться

Наследие художников‑анималистов Москвы столь же уникально, сколь и неисчерпаемо. Мне не раз уже приходилось писать о них на страницах «Московского журнала» (см., напр.: 2020. №2, 6; 2022. №12). И вот в очередной раз представилась возможность продолжить эту поистине благодатную тему, введя в повествование новых персонажей.

* * *

Во всем оригинален был скульп­тор, заслуженный художник РСФСР, член‑корреспондент Российской академии художеств Андрей Валерианович Марц (1924–2002). «Конечно, его звери и птицы не индивидуальны, как у многих, начиная с Ватагина, в них отсутствует нечто, заставляющее ощущать внутреннее состояние. Но и такой вариант анималистической скульптуры полноправен», — утверждает искусствовед В.А. Тиханова. Принять ее вывод я не могу: звери и птицы у А.В. Марца, напротив, чересчур индивидуальны и характерны. А вот с другим замечанием исследователя соглашусь: «Материал всегда много значит для Марца. Он постоянно выискивает новые его свойства и возможности, бесконечно пробует. Это связано с поисками в области формы, композиции, интерпретации движения и т. д.». Сам Андрей Валерианович говорил: «Мне кажется, что я не могу называться стопроцентным анималистом. Звери мне, конечно интересны, я их люблю, все это так… В своей работе я исхожу не из психологии животного, не из его зоологического строения или особенностей поведения и характера, как это часто бывает в анималистической скульптуре. То, что меня интересует, это “пластический мотив”, который раскрывает характер животного в той или иной пластической форме».

Он родился в Москве. Вплоть до войны учился в Московской средней художественной школе. Из педагогов стоит выделить В. Почиталова и М. Милосердова, вырастивших много талантливых художников (И.В. Сорокин, Я.Н. Манухин, Х.А. Аврутис, Т.Н. Скородумова и другие). В 1943 году Марца призвали в армию, в 1946‑м демобилизовали. В том же году он поступил в МГАХИ имени В.И. Сурикова на скульптурный факультет. Учился у именитых мастеров — С.Н. Шильникова, П.Я. Павлинова, Д.П. Шварца, Н.В. Томского, Р.Р. Иодко, В.В. Белинкова. «Ромуальд Ромуальдович Иодко говорил нам много правильных вещей, но у него не было твердой воли вести нас верным путем», — спустя годы подытожил Марц. Большое влияние оказал на молодого человека художник‑график П.Я. Павлинов — именно он повел однажды своих студентов в зоопарк. Институт Андрей Валерианович окончил в 1952 году с дипломной работой «Фрунзе на коне», а уже в 1956‑м принял участие во Второй выставке произведений молодых художников Москвы и Московской области. 1957 год принес ему победу в конкурсе скульптур для художественного литья — все три его работы получили первые премии. И вскоре на уральском Кусинском заводе начали отливать марцевские статуэтки — чугунных зверей, украсивших многие тогдашние жилища.

В 1970 году А.В. Марц становится членом оргкомитета и участвует во всех выставках художников‑анималистов. Представляет свои статуэтки и за рубежом: Германия, Италия, Польша, Норвегия, Франция, Болгария, Япония, США… Удостаивается звания заслуженного художника РСФСР (1983).

Он мог, ничуть не искажая натуру, вылепить гиену, глубоководную рыбу, амазонскую пиранью — и при этом у него эти «объекты» не выглядели отталкивающими! Ибо, по словам мастера, «животное не может быть безобразным. Каждая тварь, даже та, которая кажется нам чудовищной и противной, имеет свою эстетику. Пусть даже “болотную” эстетику. Змеи, например, такими бывают изумительно красивыми по рисунку, который у них на чешуе! Красота — это найденность, закономерность, органичность сочетаний. А в природе эти железные закономерности всегда есть, их надо только выявить, а это уже дело наше, человеческое». Продолжая мысль, искусствовед А.М. Кантор замечает: «Что касается собственного инстинкта формы, у Марца он своеобразен. Во‑первых, в скульптуре Марца форма всегда существует в движении. Это движение универсально, идущий зверь не просто “перебирает ногами”, а движется всем своим существом. Форма выражает эту всеобщность движения. Другая важная черта — решение формы неотделимо от решения ее поверхности. Особенность работы в металле — отлитый зверь уже имеет фактуру, отвечающую характеру и образу зверя, птицы, рыбы».

Однажды я попросил дочь А.В. Марца Ирину Андреевну (тоже замечательного художника и дизайнера книги) рассказать об отце. Скоро в ее письме прочитал:

«Про папу: он жил только искусством, скульптурой. Все его интересы были сосредоточены на поиске образа, “знака” формы животного. Он обладал фантастическими знаниями по истории искусств — и знаниями глубоко “проработанными”. Почти все свои доходы он тратил на собирание книг: покупал в букинистических магазинах все интересное, что мог найти по изображению животных — от пещерных росписей и скифских зверей‑украшений до персидских и китайских миниатюр, от ацтекского искусства до современной итальян­ской скульптуры. Отец не просто просматривал картинки, а “прорабатывал” их, делая вольные копии, вникая в замысел художников. Он каждое утро час-полтора рисовал, осваивая книги и задумывая варианты новых формовых образов. Это “рабочие” рисунки, он никогда не предполагал их выставлять, рисунки‑
размышления для себя. Но в этом году были две выставки (в Липецке и в музее “Абрамцево”), где мы решили показать несколько листов. Оказалось, что это очень интересно, особенно для профессионалов — художников и музейщиков.

Папа был человеком невероятного трудолюбия, каждый день должен был ехать работать в мастерскую. Даже в отпуск с мамой и мной‑школьницей если и уезжал, то на 3–4 дня, максимум на неделю. Конечно, он ходил и в зоопарк, рисовал с натуры, но переживал, что не может видеть животных в природной среде, в настоящем движении. Была у него мечта: посмотреть носорогов, гиен, антилоп и других на воле, где‑нибудь в национальных парках. Но сперва (в советское время) это было невозможно по общественно‑политическим причинам, а в 1990‑х годах уже не хватило здоровья... увы».

* * *

Заслуженный деятель искусств РСФСР, член‑корреспондент Академии художеств СССР, художник‑график, скульптор, автор детских книг, неистощимый выдумщик и фантазер — все это можно сказать об Алексее Михайловиче Лаптеве (1905–1965). Родился он в Москве. «Память сохраняет едва заметные следы. Листочки писчей бумаги, нарезанные мамой помельче — для экономии. Я рисую лошадок; их живая очередь движется быстро. Словно целые табуны скачут передо мной. Рисовать мне нравится. Этому научила меня мама. Сколько мне лет? По‑видимому, года три» (список цитируемых и иным образом использованных источников см. в конце статьи). Когда Алеше исполнилось три года, умер отец. Семья перебирается в деревню к родным. Потрясли детское воображение сказки, изданные А.Н. Афанасьевым, и журнал «Светлячок», где иллюстратором работал один из пионеров анималистического жанра А.М. Комаров. О комаровских иллюстрациях Алексей Михайлович вспоминал: «Его рисунки пером были проникнуты таким теплым чувством к различным зверушкам, юмором и задором! Это был особый изобразительный мир, где сказочные персонажи любимых с раннего детства зверей и зверушек действовали, разговаривали между собой»...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 12 (396) Декабрь 2023 «Что в имени твоем, Благуша…»
«Без Благуши какая уж там Москва!» Две прогулки по столице
Базарджикский полк между двух революций Протоколы комитета офицерских и солдатских депутатов 20-го гренадерского Базарджикского полка (март — октябрь 1917 года)
«Чтобы и не дышали дыханьем русским…» Как русская Восточная Галичина стала русофобской Западной Украиной
«Особый изобразительный мир» Рассказы о московских художниках-анималистах
Город на реке — река в городе Исторический путеводитель*