Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
Сентябрь 1924 года

Михаил Афанасьевич Булгаков записал в  дневнике: «Новость: на днях в  Москве появились совершенно голые люди (мужчины и  женщины) с  повязками через плечо "Долой стыд". Влезли в  трамвай. Трамвай остановили, публика возмущалась...» Общество «Долой стыд» наделало много шуму в столице, заслужив осуждение. «Разумеется, на берегу Черного моря, на солнце, в  чистом воздухе, перед или после морского купанья полезно полежать голым на солнце. Но улицы Москвы — не берег Черного моря. С  гигиенической точки зрения такое обнажение и  путешествие по улицам просто глупость»,  — комментировал события нарком здравоохранения Н.А.  Семашко. Впоследствии милиция стала резко пресекать прогулки московских нудистов.

1 сентября 1934 года

В  Москву прибыл многоместный немецкий самолет Junkers Ju 52, приобретенный советско‑германским предприятием «Дерулюфт». Путь от Москвы до Бер‑ лина воздушное судно преодолело за 12  часов. Предприятие было создано на основе концессионного соглашения между Советской Россией и  немецким Обществом воздушных сообщений «Аэро Унион» в 1921 году и занималось почтовыми и пассажирскими перевозками в Европе. Прекратило свою деятельность незадолго до начала Второй мировой войны.

1 сентября 1949 года

В Большом зале Московской консерватории начался концерт, посвященный памяти Ф. Шопена. В течение трех дней 13 пианистов исполняли фортепианные произведения польского композитора, столетие со дня смерти которого отмечалось по всему миру. Среди тех, кто выходил тогда на сцену, были молодые музыканты, сделавшиеся впоследствии знаменитостями, — Евгений Васильевич Малинин (1930–2001) и Татьяна Петровна Кравченко (1916–2003).

5 сентября 1997 года

В  рамках масштабного празднования 850‑летия Москвы в  столице был открыт памятник Петру I работы З.К. Церетели.

16 (29) сентября 1914 года

«В городскую думу поступило покрытое многочисленными подписями заяв‑ ление обывателей Москвы о  желательности повышения на одну копейку поездной платы на трамвае с  тем, чтобы этот излишек отчислялся на оказание помощи раненым воинам и  семьям запасных, призванных в  ряды армии. Этот налог предлагается ввести на все время войны» (газета «Голос Москвы»).

19 (30) сентября 1798 года

В Москве родился композитор, певец, государственный деятель Михаил Лукьянович Яковлев (ум. 1868). Из его произведений наиболее известен романс «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») на слова А.С. Пушкина. В  1832  году М.Л.  Яковлев, занимая пост директора типографии Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, способствовал первому изданию пушкинской «Истории Пугачёвского бунта».

Московский журнал в соцсетях
29.11.2023
Возвращаясь к напечатанному
Автор: Алексей Владимирович Шульгин
«Особый изобразительный мир» №12 (396) Декабрь 2023 Подписаться

Наследие художников‑анималистов Москвы столь же уникально, сколь и неисчерпаемо. Мне не раз уже приходилось писать о них на страницах «Московского журнала» (см., напр.: 2020. №2, 6; 2022. №12). И вот в очередной раз представилась возможность продолжить эту поистине благодатную тему, введя в повествование новых персонажей.

* * *

Во всем оригинален был скульп­тор, заслуженный художник РСФСР, член‑корреспондент Российской академии художеств Андрей Валерианович Марц (1924–2002). «Конечно, его звери и птицы не индивидуальны, как у многих, начиная с Ватагина, в них отсутствует нечто, заставляющее ощущать внутреннее состояние. Но и такой вариант анималистической скульптуры полноправен», — утверждает искусствовед В.А. Тиханова. Принять ее вывод я не могу: звери и птицы у А.В. Марца, напротив, чересчур индивидуальны и характерны. А вот с другим замечанием исследователя соглашусь: «Материал всегда много значит для Марца. Он постоянно выискивает новые его свойства и возможности, бесконечно пробует. Это связано с поисками в области формы, композиции, интерпретации движения и т. д.». Сам Андрей Валерианович говорил: «Мне кажется, что я не могу называться стопроцентным анималистом. Звери мне, конечно интересны, я их люблю, все это так… В своей работе я исхожу не из психологии животного, не из его зоологического строения или особенностей поведения и характера, как это часто бывает в анималистической скульптуре. То, что меня интересует, это “пластический мотив”, который раскрывает характер животного в той или иной пластической форме».

Он родился в Москве. Вплоть до войны учился в Московской средней художественной школе. Из педагогов стоит выделить В. Почиталова и М. Милосердова, вырастивших много талантливых художников (И.В. Сорокин, Я.Н. Манухин, Х.А. Аврутис, Т.Н. Скородумова и другие). В 1943 году Марца призвали в армию, в 1946‑м демобилизовали. В том же году он поступил в МГАХИ имени В.И. Сурикова на скульптурный факультет. Учился у именитых мастеров — С.Н. Шильникова, П.Я. Павлинова, Д.П. Шварца, Н.В. Томского, Р.Р. Иодко, В.В. Белинкова. «Ромуальд Ромуальдович Иодко говорил нам много правильных вещей, но у него не было твердой воли вести нас верным путем», — спустя годы подытожил Марц. Большое влияние оказал на молодого человека художник‑график П.Я. Павлинов — именно он повел однажды своих студентов в зоопарк. Институт Андрей Валерианович окончил в 1952 году с дипломной работой «Фрунзе на коне», а уже в 1956‑м принял участие во Второй выставке произведений молодых художников Москвы и Московской области. 1957 год принес ему победу в конкурсе скульптур для художественного литья — все три его работы получили первые премии. И вскоре на уральском Кусинском заводе начали отливать марцевские статуэтки — чугунных зверей, украсивших многие тогдашние жилища.

В 1970 году А.В. Марц становится членом оргкомитета и участвует во всех выставках художников‑анималистов. Представляет свои статуэтки и за рубежом: Германия, Италия, Польша, Норвегия, Франция, Болгария, Япония, США… Удостаивается звания заслуженного художника РСФСР (1983).

Он мог, ничуть не искажая натуру, вылепить гиену, глубоководную рыбу, амазонскую пиранью — и при этом у него эти «объекты» не выглядели отталкивающими! Ибо, по словам мастера, «животное не может быть безобразным. Каждая тварь, даже та, которая кажется нам чудовищной и противной, имеет свою эстетику. Пусть даже “болотную” эстетику. Змеи, например, такими бывают изумительно красивыми по рисунку, который у них на чешуе! Красота — это найденность, закономерность, органичность сочетаний. А в природе эти железные закономерности всегда есть, их надо только выявить, а это уже дело наше, человеческое». Продолжая мысль, искусствовед А.М. Кантор замечает: «Что касается собственного инстинкта формы, у Марца он своеобразен. Во‑первых, в скульптуре Марца форма всегда существует в движении. Это движение универсально, идущий зверь не просто “перебирает ногами”, а движется всем своим существом. Форма выражает эту всеобщность движения. Другая важная черта — решение формы неотделимо от решения ее поверхности. Особенность работы в металле — отлитый зверь уже имеет фактуру, отвечающую характеру и образу зверя, птицы, рыбы».

Однажды я попросил дочь А.В. Марца Ирину Андреевну (тоже замечательного художника и дизайнера книги) рассказать об отце. Скоро в ее письме прочитал:

«Про папу: он жил только искусством, скульптурой. Все его интересы были сосредоточены на поиске образа, “знака” формы животного. Он обладал фантастическими знаниями по истории искусств — и знаниями глубоко “проработанными”. Почти все свои доходы он тратил на собирание книг: покупал в букинистических магазинах все интересное, что мог найти по изображению животных — от пещерных росписей и скифских зверей‑украшений до персидских и китайских миниатюр, от ацтекского искусства до современной итальян­ской скульптуры. Отец не просто просматривал картинки, а “прорабатывал” их, делая вольные копии, вникая в замысел художников. Он каждое утро час-полтора рисовал, осваивая книги и задумывая варианты новых формовых образов. Это “рабочие” рисунки, он никогда не предполагал их выставлять, рисунки‑
размышления для себя. Но в этом году были две выставки (в Липецке и в музее “Абрамцево”), где мы решили показать несколько листов. Оказалось, что это очень интересно, особенно для профессионалов — художников и музейщиков.

Папа был человеком невероятного трудолюбия, каждый день должен был ехать работать в мастерскую. Даже в отпуск с мамой и мной‑школьницей если и уезжал, то на 3–4 дня, максимум на неделю. Конечно, он ходил и в зоопарк, рисовал с натуры, но переживал, что не может видеть животных в природной среде, в настоящем движении. Была у него мечта: посмотреть носорогов, гиен, антилоп и других на воле, где‑нибудь в национальных парках. Но сперва (в советское время) это было невозможно по общественно‑политическим причинам, а в 1990‑х годах уже не хватило здоровья... увы».

* * *

Заслуженный деятель искусств РСФСР, член‑корреспондент Академии художеств СССР, художник‑график, скульптор, автор детских книг, неистощимый выдумщик и фантазер — все это можно сказать об Алексее Михайловиче Лаптеве (1905–1965). Родился он в Москве. «Память сохраняет едва заметные следы. Листочки писчей бумаги, нарезанные мамой помельче — для экономии. Я рисую лошадок; их живая очередь движется быстро. Словно целые табуны скачут передо мной. Рисовать мне нравится. Этому научила меня мама. Сколько мне лет? По‑видимому, года три» (список цитируемых и иным образом использованных источников см. в конце статьи). Когда Алеше исполнилось три года, умер отец. Семья перебирается в деревню к родным. Потрясли детское воображение сказки, изданные А.Н. Афанасьевым, и журнал «Светлячок», где иллюстратором работал один из пионеров анималистического жанра А.М. Комаров. О комаровских иллюстрациях Алексей Михайлович вспоминал: «Его рисунки пером были проникнуты таким теплым чувством к различным зверушкам, юмором и задором! Это был особый изобразительный мир, где сказочные персонажи любимых с раннего детства зверей и зверушек действовали, разговаривали между собой»...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 12 (396) Декабрь 2023 «Что в имени твоем, Благуша…»
«Без Благуши какая уж там Москва!» Две прогулки по столице
Базарджикский полк между двух революций Протоколы комитета офицерских и солдатских депутатов 20-го гренадерского Базарджикского полка (март — октябрь 1917 года)
«Чтобы и не дышали дыханьем русским…» Как русская Восточная Галичина стала русофобской Западной Украиной
«Особый изобразительный мир» Рассказы о московских художниках-анималистах
Город на реке — река в городе Исторический путеводитель*