Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 июня 1931 года

Совет народных комиссаров СССР принял постановление «О строительстве водного
канала Волга — Москва» (ныне — Канал имени Москвы).

4 июня 1934 года

В Парке культуры и отдыха имени Горького состоялась дегустация блюд нового летнего сезона. В меню вошли: суп из вишен, клюквы, чернослива, абрикосов, а также напитки — гренадин, мазагран, кофе‑гляссе. Меню было разработано Институтом общественного питания.

6 июня 1957 года

На Лубянке открылся центральный универмаг «Детскиймир». Здание строилось по проекту архитектора А. Н. Душкина (соавторы — Г. Г. Аквилев, Ю. В. Вдовин, И. М. Потрубач, инженер Л. М. Глиэр) на месте снесенного Лубянского пассажа. По словам А. И. Микояна, универмаг задумывался как «детский ГУМ для маленьких советских потребителей».

13 июня 1924 года

Президиум Моссовета постановил объявить участок реки Москвы в пределах Окружной железной дороги заказником. Сделано это было в целях охраны от хищнического истребления рыбы в главном столичном водоеме. Постановление запрещало «на всем протяжении указанного участка всякую ловлю рыбы: сетями, неводами, вентерями, вершами, мордами, неротками, наметками, багрилками, путем бросания бомб и отравы и тому подобной промысловой, полупромысловой и хищнической снастью и способами, а также стрельбу рыбы из ружей и битье ее острогой весной». Разрешались лишь удочки. Нарушителям грозила уголовная ответственность.

20 (8 ст. ст.) июня 1880 года

В зале московского Благородного собрания прозвучала знаменитая речь Ф. М. Достоевского об А. С. Пушкине. Она произвела огромное впечатление на публику. «Вчера еще можно было толковать о том, великий ли всемирный поэт Пушкин или нет; сегодня этот вопрос упразднен; истинное значение Пушкина показано, и нечего больше толковать!» — отозвался на выступление Федора Михайловича И. С. Аксаков.

29 (17 ст. ст.) июня 1835 года

В Москве родился выдающий ученый‑ботаник академик Андрей Сергеевич Фаминцын (ум. 1918) — основатель отечественной школы физиологии растений.

Московский журнал в соцсетях
29.11.2023
Автор: Грушина Анна Филипповна
С.И. Маркин. Благуша. Фрагмент. Холст, масло. 1939 год
№ 12 (396) Декабрь 2023 №12 (396) Декабрь 2023 Подписаться

У каждого человека — живет он в селе или в городе — есть свой любимый уголок, свое место притяжения или, как принято сейчас говорить, место силы, где по‑другому думается, по‑другому дышится… В этой журнальной книжке наш постоянный автор И. Б. Томан приглашает читателей на прогулку по дорогой ее сердцу Благуше. Согласитесь: необычное название. До сих пор оно остается предметом споров исследователей, хотя от Благуши нынче осталась лишь крошечная одноименная улочка. Однако не всегда так было. Герой романа Л. М. Леонова «Вор» с полным правом мог утверждать: «Без Благуши какая уж там Москва!» На этой фабричной окраине родился и вырос прозаик, поэт, драматург, сценарист, художник, один из основателей жанра авторской песни М. Л. Анчаров (1923–1990), который воспел свою малую родину в романе «Теория невероятности». На Благуше жил художник С. И. Маркин (1903–1942), запечатлевший в своих картинах теперь уже ставшие историческими виды района… Давно уже нет на карте столицы топонима «Благуша», но в памяти коренных москвичей он все еще жив. «Что в имени твоем, Благуша, — спрашивает И. Б. Томан, завершая очерк, — благо или блажь, ласка или укор? Или нечто иное?» И цитирует М. Л. Анчарова: «Никто не ответит. Разве что “сердце, которое вместе с Благушей плывет в неизвестность”»…

Статья М.Ю. Федосюка «Базарджикский полк между двух революций» посвящена интереснейшей документальной находке — обнаруженной в семейном архиве тетради, содержащей рукописные протоколы заседаний Комитета офицерских и солдатских депутатов 20-го гренадерского Базарджикского полка за март — октябрь 1917 года. Командовал тогда полком двоюродный дед автора — полковник М.П. Федосюк (1879–1944). Исторический период между Февральской и Октябрьской революциями все еще остается недостаточно изученным и осмысленным. Время великого перелома, коренных перемен во всех сферах общественной и частной жизни в полной мере коснулось и русской армии. Названные Комитеты появились в войсках согласно постановлению Петросовета от 1 марта с целью привлечения их к управлению воинскими частями. Подобное новшество во многом сказалось на повседневной жизни военнослужащих, что ярко отразили рассматриваемые протоколы. «Знакомство с ними производит двойственное впечатление, — пишет автор. — С одной стороны, наличие в полку выборного органа смягчало охватившие армию протестные настроения. Однако, с другой стороны, протоколы показывают, сколь огромное количество времени тратилось на многословные обсуждения депутатами вопросов, которые могли быть оперативно решены командованием». Вот лишь некоторые из вопросов, которыми Комитет занимался: о контроле над имеющимся в полку оружием, о порядке пользования полковыми лошадьми, о разрешении конфликтов между военнослужащими, о недопустимости братания с противником и массового неповиновения командирам, об устройстве солдатской библиотеки… В итоге автор приходит к такому выводу: «Как показывают протоколы, далеко не во всех подразделениях российской армии двоевластие, установившееся между Февральской и Октябрьской революциями 1917 года, повлекло за собой массовое неповиновение солдат, их расправы над офицерами, дезертирство и другие беспорядки. Например, командованию Базарджикского полка удалось установить мирные деловые отношения с полковым комитетом и, сотрудничая с ним, поддерживать в полку относительный порядок».

К творчеству художников‑анималистов XX века наш журнал обращался не раз. В этом номере начинается публикация большой статьи А.В. Шульгина «Особый изобразительный мир», продолжающей эту интереснейшую тему, ибо «наследие художников‑анималистов Москвы столь же уникально, сколь и неисчерпаемо». Кроме знаменитых мастеров этого жанра, в статье рассказывается о художниках менее известных, но оттого не менее замечательных. Изображение животных — совершенно особая сфера искусства. Анималистом надо родиться, это чрезвычайно редкий дар. О людях, им обладающих, об их творческой «кухне» А.В. Шульгин рассказывает увлеченно и с эксклюзивными подробностями, поскольку многих из своих героев знал и знает лично.

«Без Благуши какая уж там Москва!» Две прогулки по столице
Базарджикский полк между двух революций Протоколы комитета офицерских и солдатских депутатов 20-го гренадерского rnБазарджикского полка (март — октябрь 1917 года)
«Чтобы и не дышали дыханьем русским…» Как русская Восточная Галичина стала русофобской Западной Украиной
«Особый изобразительный мир» Рассказы о московских художниках-анималистах
Город на реке — река в городе Исторический путеводитель*
lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн