Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 декабря 1933 года

Историк и археолог Игнатий Яковлевич Стеллецкий (1878–1949) начал раскопки под угловой и средней Арсенальными башнями Московского Кремля. Достичь цели изысканий  — обнаружить легендарную библиотеку Ивана Грозного  — не удалось. Однако в  ходе раскопок были получены ценные сведения о подземном Кремле.

12 (25) декабря 1905 года

На Валовой улице в ходе Декабрьского вооруженного восстания сгорела типография И.Д. Сытина. «Типография эта,  — писала на следующий день газета “Новое время”,  — представляет огромное роскошное по архитектуре здание, выходившее на три улицы. Со своими машинами она оценивалась в миллион рублей».

13 декабря 1957 года

Решением Моссовета участок Ленинградского шоссе от путепровода у Белорусского вокзала до развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе был переименован в Ленинградский проспект.

20 декабря 1900 года (1 января 1901 года)

Попечитель Московского учебного округа получил уведомление от душеприказчика скончавшегося купца Ивана Логгиновича Медведникова (1807–1889) о завещанной покойным городу крупной денежной сумме. На  полученные средства была основана гимназия, названная в честь благотворителя Медведниковской. Вначале занятия проходили в помещении на Поварской улице, потом учебное заведение переехало в новое здание в Староконюшенном переулке. В советское время гимназия действовала как школа №59 имени Н.В. Гоголя; позже вошла в состав школы №1529 имени А.С. Грибоедова.

30 декабря 1930 года

На пересечении улиц Петровка и Кузнецкий мост появился первый в Москве светофор

31 декабря 1964 года

Открылась станция Московского метрополитена «Водный стадион». Название дано по находящемуся рядом на Химкинском водохранилище водному стадиону «Динамо».

Московский журнал в соцсетях
30.12.2020
У истоков
Автор: Лариса Ефремовна Колесникова
Обложка журнала «Ателье» №1 (1923). Модель пальто А.А. Экстер
«Ателье мод №1 (361) Январь 2021 Подписаться

Ольга Дмитриевна Кащенко-Сеничева

Октябрьская революция преобразовала само понятие «мода». Сословия упразднили, роскошные туалеты недавних власть имущих ушли в прошлое. После революции и Гражданской войны в России не существовало никакой моды вообще. На улицах можно было увидеть мужчин и женщин в кожаных куртках — эти куртки шили во время Первой мировой войны для обмундирования служащих авиационных частей, и то, что осталось на складах, теперь пустили в дело. Вспомним фильм «Собачье сердце», сцену визита Швондера к профессору Преображенскому… Символом революционной эпохи стала красная косынка, которую женщины повязывали не под подбородком, как обычно, а на затылке. Все эти нововведения нашли отражение в изобразительном искусстве (картины К. С. Петрова-Водкина «Девушка в красном платке», «Делегатка» Г. Г. Ряжского и другие). У женщин кожаные куртки дополнялись прямыми юбками, сшитыми из солдатского сукна, а вскоре в женский гардероб перекочевали и мужские гимнастерки, подпоясанные ремнем, что подчеркивало наставшее равноправие полов. Многие крестьянки и горожанки носили ситцевые блузы и платья свободного покроя, напоминающие рубашки, а в мужской одежде преобладали сатиновые косоворотки, на которые надевался пиджак.

С провозглашением в 1921 году перехода к нэпу начали восстанавливаться разрушенные Гражданской войной текстильные фабрики, открываться частные пошивочные мастерские. Одной из самых известных тогдашних мастериц еще с царских времен являлась Надежда Петровна Ламанова (1861–1941). До революции она обшивала московский и петербургский бомонд, удостоившись звания «Поставщик Двора ее Императорского Величества». Клиентками Ламановой были жены дипломатов, промышленников, военачальников, банкиров, знаменитые актрисы. Но вот наступили новые времена, и Надежда Петровна весь свой талант направила на создание моделей, этим временам соответствовавших. В 1919 году по поручению Наркомпроса она организовала «Мастерскую современного костюма», являвшуюся, по сути, своеобразной лабораторией по моделированию одежды послереволюционной эпохи.

А в 1923 году, когда в стране еще царила разруха, родилось «Ателье мод» — первое в СССР подобное предприятие, которое расположилось на Петровке, 12, и первоначально называлось «Центр по становлению нового советского костюма». Заведению ставилась задача изменить внешний облик советского человека, выработать критерии такой моды, которая отвечала бы производственным, бытовым и социальным условиям Советской России, а не повторяла западноевропейские клише. По замыслу, здесь, с одной стороны, должны были создаваться образцы для массового производства — так называемая рабочее-крестьянская мода с использованием простых материалов, а с другой — выполняться индивидуальные заказы. Для работы в «Ателье мод» пригласили «русскую Коко Шанель» — Н. П. Ламанову...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 1 (361) Январь 2021 В этом выпуске :
Четверть века во главе музея К 100-летию со дня рождения Льва Андреевича Ястржембского (1921–2000)
Сделано на фабрике купца Жолобова По поводу клейма «В. И. Ж.» на ополченских крестах периода царствования императора Николая II
«Ателье мод О первой советской мастерской по моделированию и пошиву одежды
Ученый, археолог и великий историк Москвы* К 200-летию со дня рождения Ивана Егоровича Забелина (1820–1908)
Он не был одинок О близких людях доктора Федора Петровича Гааза (1780–1853)
Святитель Геронтий, митрополит Московский Исторический портрет
Декабристы в Москве