Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 июня 1931 года

Совет народных комиссаров СССР принял постановление «О строительстве водного
канала Волга — Москва» (ныне — Канал имени Москвы).

4 июня 1934 года

В Парке культуры и отдыха имени Горького состоялась дегустация блюд нового летнего сезона. В меню вошли: суп из вишен, клюквы, чернослива, абрикосов, а также напитки — гренадин, мазагран, кофе‑гляссе. Меню было разработано Институтом общественного питания.

6 июня 1957 года

На Лубянке открылся центральный универмаг «Детскиймир». Здание строилось по проекту архитектора А. Н. Душкина (соавторы — Г. Г. Аквилев, Ю. В. Вдовин, И. М. Потрубач, инженер Л. М. Глиэр) на месте снесенного Лубянского пассажа. По словам А. И. Микояна, универмаг задумывался как «детский ГУМ для маленьких советских потребителей».

13 июня 1924 года

Президиум Моссовета постановил объявить участок реки Москвы в пределах Окружной железной дороги заказником. Сделано это было в целях охраны от хищнического истребления рыбы в главном столичном водоеме. Постановление запрещало «на всем протяжении указанного участка всякую ловлю рыбы: сетями, неводами, вентерями, вершами, мордами, неротками, наметками, багрилками, путем бросания бомб и отравы и тому подобной промысловой, полупромысловой и хищнической снастью и способами, а также стрельбу рыбы из ружей и битье ее острогой весной». Разрешались лишь удочки. Нарушителям грозила уголовная ответственность.

20 (8 ст. ст.) июня 1880 года

В зале московского Благородного собрания прозвучала знаменитая речь Ф. М. Достоевского об А. С. Пушкине. Она произвела огромное впечатление на публику. «Вчера еще можно было толковать о том, великий ли всемирный поэт Пушкин или нет; сегодня этот вопрос упразднен; истинное значение Пушкина показано, и нечего больше толковать!» — отозвался на выступление Федора Михайловича И. С. Аксаков.

29 (17 ст. ст.) июня 1835 года

В Москве родился выдающий ученый‑ботаник академик Андрей Сергеевич Фаминцын (ум. 1918) — основатель отечественной школы физиологии растений.

Московский журнал в соцсетях
28.02.2025
Записки москвоведа
Автор: Томан Инга Бруновна
Храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Перове. Находится на берегу Владимирского пруда, вырытого в пойме Хлудовского ручья — левого притока Нищенки
По следам Нищенки №3 (411) Март 2025 Подписаться

Золотая осень на Нищенке. Примерно здесь находился пруд Ключики

Среди так называемых «малых рек» Москвы наиболее плачевная судьба, наверное, у Нищенки. Течет она по коллекторам и промзонам юго‑востока столицы и считается одной из самых загрязненных в нашем городе. Между тем в далеком прошлом Нищенка была чиста и прозрачна, и на ее берегах выросли деревни — Карачарово, Грайвороново, Хохловка, а в поймах притоков вырыли пруды и построили усадьбы. Кусково, Кузьминки, Люб­лино — это все бассейн Нищенки.

* * *

Исток Нищенки — в Измайловском парке. Удобнее доехать туда по МЦК до станции «Соколиная гора». Пересечем проезжую часть по застекленному пешеходному переходу, и вот мы уже в парке, недалеко от Круглого пруда.

Пруд, имевший форму подковы, существовал здесь еще в XVII веке, при царе Алексее Михайловиче. С течением времени пруд и его берега превратились в болото, прозванное Черничным. В 1930‑х годах во время благоустройства Измайловского парка водоем восстановили и расширили, придав ему нынешнюю круглую форму с островом посередине1.

Неподалеку находится водораздел Серебрянки и Нищенки. Непохожи судьбы этих речек, имеющих почти одинаковую длину (около 12,5 км). Серебрянка течет преимущественно в открытом русле по Измайловскому парку, а затем образует обширный Серебряно-Виноградный пруд на территории усадьбы Измайлово; далее, уже в коллекторе, сливается с Сосенкой, превращаясь в один из подземных притоков Яузы — Хапиловку (в пойме которой существовал до 1930‑х годов обширный Хапиловский пруд). Своенравная Нищенка несет свои воды непосредственно в Москву‑реку, но ее путь не украшают ни пруды, ни парки, ни памятники архитектуры.

Круглый пруд располагается немного левее станции МЦК «Соколиная гора». Мы же свернем направо, на Первомайскую аллею, и минут через двадцать‑тридцать увидим пересекающий ее ручеек, вытекающий из трубы со стороны территории конноспортивного клуба «Измайлово». Это предположительно и есть исток Нищенки. Если пройти совсем немного в глубь леса, можно в первый и последний раз увидеть Нищенку в образе прелестной лесной речки. В ясную погоду ее пока еще чистые воды отражают небесную лазурь и сияют, словно зеркало, в темно‑зеленой оправе густых зарослей. Но очарование длится недолго. Впереди нарастает шум Электродного проезда, сказочный лес и речка превращаются в замусоренное болото. Где‑то здесь Нищенка уходит в коллектор, но не будем искать его: запомним речку такой, какой видели впервые, и продолжим наш путь, дабы познакомиться с притоками.

По Первомайской аллее выйдем из парка, пересечем проезжую часть по нерегулируемому переходу и, миновав пустырь перед серым четырехэтажным зданием, окажемся на шоссе Энтузиастов2. На противоположной стороне — храм иконы Божией Матери «Взыскание погибших» в Перове, построенный в 2021 году на берегу Владимирского пруда. Путь к нему пролегает вдоль шоссе Энтузиастов до одноименной станции метро, а далее по подземному переходу, который выведет нас сразу к цели.

Храм косвенно связан с памятью места, на котором был воздвигнут. Ведь шоссе Энтузиастов — это бывший Владимирский тракт (в начале ХХ века — Владимирское шоссе), более известный как Владимирка, по которой вели в Сибирь осужденных. Существует предположение, что река Нищенка получила свое название потому, что близ ее верховьев осужденные прощались с родными и здесь собиралось немало нищих, надеявшихся на милостыню. Если так, то нынешний храм стоит недалеко от этого места. Лучше всего он смотрится с противоположного берега Владимирского пруда. В начале ХХ века пруд именовался Хлудовским; питающий его ручей, заключенный ныне в коллектор, является первым притоком Нищенки. Длина притока — около полутора километров, известен он под тремя именами: Перовский, Хлудовский и Владимирский3.

Двигаясь вдоль берега пруда, выйдем из парка, свернем направо, на улицу Плеханова, а затем налево, на Перовскую улицу. Слева от нас, между Перовской улицей и Зеленым проспектом, — фрагмент малоэтажной застройки второй половины 1940‑х годов. Уцелевшие дома получили неофициальное название «Немецкого городка» за необычный облик на фоне безликой окружающей застройки и за то, что, возможно, в их сооружении участвовали пленные немцы.

Продолжив путь по Перовской улице, свернем направо, на улицу Лазо, которая выведет нас к Перовскому парку. Перед нами — Купавенский пруд, называвшийся также Церковным, Перовским и Советским. Пруд, вырытый в начале XVIII века, принадлежит бассейну Нищенки. Считается, что он находится в пойме ручья, являющегося одним из истоков крупнейшего притока Нищенки — речки Чурилихи. Некогда пруд входил в состав усадьбы Перово, подаренной императрицей Елизаветой Петровной в 1744 году своему фавориту А.Г. Разумовскому. В 1747‑м на берегу пруда выстроили для императрицы дворец, простоявший здесь совсем недолго: в конце XVIII века он был разобран, ныне на его месте — Московский театр иллюзии.

Через парк выйдем к храму иконы Божией Матери «Знамение», возведенному в 1690–1708 годах при тогдашнем владельце усадьбы — известном государственном деятеле Петре Алексе­евиче Голицыне (1660–1722). По преданию, в 1742 году здесь состоялось тайное венчание Елизаветы Петровны и А.Г. Разумовского4.

Покинув парк, по Кусковской улице дойдем до Большого Перовского пруда, расположенного недалеко от платформы Кусково. Он был вырыт при слиянии двух ручьев, которые считаются истоками уже упомянутой Чурилихи. Хотя значительная часть речки заключена в коллектор, ее судьба сложилась удачнее, чем у Нищенки. На ней существуют несколько прудов, в том числе Кузьминские и Люблинские, а притоки Чурилихи дали жизнь Кусковским и Косинским прудам5. И все же, несмотря на красоты пейзажных парков и старинных усадеб, мы не пойдем на сей раз по течению Чурилихи, а вернемся к Нищенке, которую покинули у ее истока в Измайловском парке.

* * *

Чтобы снова встретиться с Нищенкой, отправимся на Дангауэровку. Добраться туда можно на метро — до станции «Авиамоторная», по железной дороге — до одноименной платформы (до 2020 года называвшейся Новой), на автобусе или электробусе. Лучший выбор — электробус М6. Следует он от стадиона Лужники мимо Новодевичьего монастыря и Кремля до окраины Дангауэровки на 5‑й Кабельной улице. И все же на Дангауэровку, как и встарь, хорошо ехать трамваем. Для этого подойдут маршруты №12, 37, 46 или 50. Все четыре доставят вас к остановке «Дом культуры “Компрессор”» на шоссе Энтузиастов.

Это остановка‑призрак: давно нет ни завода «Компрессор», ни Дома культуры. Прямо перед нами — гигантское здание в стиле «сталинского ампира», построенное в 1957 году для Всесоюзного научно‑исследовательского и проектно‑технологического института электрокерамики6. Если стоять лицом к шоссе Энтузиастов, справа будет Дангауэровский путепровод над железнодорожными путями Казанско-Рязанского направления, а слева — Окружная железная дорога, которая в начале ХХ века стала очередной границей Москвы. Недалеко от нее, на противоположной стороне шоссе Энтузиастов, высятся монументальные промышленные сооружения. Примерно в этом месте Нищенка (заключенная ныне в коллектор) пересекала Владимирский тракт. Если принять упомянутую версию относительно происхождения ее названия, прощание родных с осужденными происходило, скорее всего, именно здесь.

Пройдем немного вдоль шоссе Энтузиастов по направлению к Дангауэровскому путепроводу. Между левым торцом бывшего Института электрокерамики и железной дорогой, в начале проезда Энтузиастов, находился трамвайный круг — конечная остановка нескольких трамваев. Называлась она «Дангауэровская слобода», с конца 1940‑х годов — «Новые дома», а затем — «Дом культуры “Компрессор”»7. О существовании этого круга, ликвидированного в 2017 году в связи со строительством станции метро «Авиамоторная» Большой кольцевой линии (БКЛ), напоминает ответвление рельсов, почти сразу исчезающих за глухим забором.

Это место, даже измененное до неузнаваемости, мне памятно, и вот почему. Летом 1944 года на трамвае №248 сюда приехала моя мама. В ту пору ей, недавно вернувшейся из эвакуации, было 11 лет. Девочке очень хотелось посмотреть Москву, и она решила прокатиться несколько раз по городу на трамваях. Конкретные впечатления от поездок со временем забылись, но один маршрут мама хорошо помнит. К остановке на площади Ногина (ныне — Славянская) подъехал трамвай со звучным и загадочным названием конечной остановки — «Дангауэровка». И как было не войти в вагон и не отправиться в манящую неизвестность? Впрочем, сама Дангауэровка осталась нераскрытой тайной: покинуть вагон на конечной остановке в незнакомом районе девочка не отважилась и на том же трамвае поехала назад.

80 лет спустя, летним вечером 2024 года, я увидела у станции метро «Китай‑город» электробус М6 со знакомым названием последнего пункта маршрута — «Дангауэровка». И могла ли я не войти в распахнувшуюся передо мной дверь? Правда, как оказалось, маршруты бывшего трамвая №24 и электробуса М6 совпадают на очень коротком участке — от Солянского проезда и улицы Солянки до Подколокольного переулка, да и конечные остановки расположены довольно далеко друг от друга — по разные стороны шоссе Энтузиастов и железнодорожных путей Казанско-Рязанского направления. Что и понятно: бывший круг бывшего трамвая №24 находился у Дангауэровской слободы, а конечная остановка электробуса М6 — у Дангауэровского городка.

Однако пора вернуться к остановке, на которую нас привез один из четырех упомянутых трамваев. Дом культуры «Компрессор», в честь которого она названа, стоит на противоположной стороне шоссе Энтузиастов. Он строился в 1927–1929 годах по проекту художника и архитектора В.М. Владимирова. В основе композиции — два соединенных галереей корпуса. В правом находился зрительный зал и столовая, в левом — библиотека и помещения для кружковых занятий9. В нашем столетии Дом культуры закрыли, а в отреставрированном здании разместили магазин, исказивший внешний облик этого памятника архитектуры конструктивизма.

Пересечем шоссе Энтузиастов по подземному переходу, свернем направо, а затем налево, на 1‑ю улицу Энтузиастов. Вот мы и добрались до Дангауэровки.

1‑я улица Энтузиастов и ответвившаяся от нее 2‑я улица Энтузиастов выведут нас к воротам бывшего завода «Компрессор». Основали его в 1869 году Андрей Карлович (Генрих Карл) Дангауэр и Василий Васильевич (Христиан Вильгельм) Кайзер. Первоначально это были слесарно‑кузнечные мастерские товарищества «Дангауэр и Кайзер», изготавливавшие различные металлоизделия10. В начале ХХ века директором‑распорядителем товарищества становится сын А.К. Дангауэра Виктор Андреевич11. После революции завод назвали «Котлоаппарат», а в 1931‑м — «Компрессор». В годы Великой Отечественной войны, эвакуированный в Челябинск, он выпускал боевые машины «Катюша», а в мирное время возобновил производство холодильного оборудования для различных отраслей промышленности, а также бытовых холодильников. Несколько лет назад предприятие прекратило существование, его территория сдается в аренду.

Во второй половине XIX века вокруг мастерских товарищества «Дангауэр и Кайзер» стали селиться рабочие с семьями. В начале ХХ столетия на планах Москвы и в адресно‑справочной книге «Вся Москва» уже фигурирует Дангауэровская слободка и ведущий к ней от Владимирского шоссе Дангауэровский проезд. Находилась слободка между шоссе, железной дорогой Казанско-Рязанского направления и Окружной железной дорогой, вдоль которой протекала речка Нищенка. Местность не отличалась приятностью, и, хотя в пору существования Дангауэровской слободки с Владимирки уже не раздавался кандальный звон, ибо для транспортировки заключенных стали использовать поезда, в народе долго хранилась память о ее печальной славе.

После революции завод, о чем сказано выше, переименовали в «Котлоаппарат», однако в адресно‑справочных книгах «Вся Москва» на 1920‑е годы он значится как завод «Дангауэр». Что касается топонимов, связанных с фамилией бывшего хозяина, их число заметно возросло. В 1920‑х годах появились 1‑я и 2‑я улицы Дангауэровской слободы. Правда, в 1928 году они сделались 1‑й и 2‑й улицами Энтузиастов, но одновременно по соседству возникли три Дангауэровские переулка12. В советское время Дангауэровскую слободку стали называть более солидно — Дангауэровской слободой, а в конце 1920‑х годов у нее появился «младший брат» — Дангауэровский городок, раскинувшийся на другой стороне Казанско-Рязанской железной дороги13. После войны связанные с Дангауэровкой наименования постепенно исчезают. Отчасти это произошло из идеологических соображений, отчасти — само собой. Конечная остановка трамваев у Дангауэровской слободы получила название «Новые дома», а в 1950‑х годах бесследно исчезли все три Дангауэровских переулка14.

На территории бывшей Дангауэровской слободы, от которой давно почти ничего не осталось, мало что радует глаз. Промзоны, автостоянки, пустыри, общежития — таков внешний облик этого уголка Москвы, зажатого между железнодорожными путями и шоссе Энтузиастов. Однако летом в выходной день можно увидеть эту бывшую рабочую окраину иначе: зеленые тенистые дворы, старые раскидистые деревья, тихие улицы, а среди привольно растущей травы на пустырях — ромашки, россыпи светящихся на солнце цветов цикория и неумолчное стрекотание кузнечиков…

И все же не будем забывать о цели нашего путешествия. Здесь, в Дангауэровской слободе, нас ждет Нищенка. От проходной «Компрессора» повернем направо, а затем налево, продолжив следовать вдоль железнодорожных путей. Можно идти по дощатому настилу, а можно по довольно неровной проезжей дороге, где обычно немного машин. Этот малоприятный участок продлится недолго: минут через пять вы услышите радостное журчание Нищенки, а затем увидите и саму речку. Порезвившись немного среди зарослей на задворках бывшего завода «Компрессор», она исчезает в трубе под железнодорожным полотном.

По выложенному плиткой тротуару есть возможность за несколько минут добраться до станции МЦК «Андроновка», а затем до одноименной станции МЦД, известной москвичам как платформа «Фрезер». Однако завода «Фрезер» давно нет, а названную в честь него платформу переименовали. На немалом расстоянии от «Андроновки» МЦК, по другую сторону Казанско-Рязанской железной дороги, расположена еще одна станция «Андроновка». Она была построена в начале ХХ века на Московской окружной железной дороге. От одноименной станции МЦК добраться до нее довольно сложно, и чуть позже мы укажем более приемлемый путь. Сейчас же мы идем не к МЦК, а в противоположную сторону.

От моста над Нищенкой вернемся той же дорогой на Первую улицу Энтузиастов, а затем свернем налево. Миновав здание, где располагается юридический факультет Московского университета имени А.С. Грибоедова (в 1993–2022 годах — Институт международного права и экономики), перейдем по пешеходному мосту железнодорожные пути Казанского-Рязанского направления. Теперь мы находимся в сквере «Новый». Сзади, за железной дорогой — Дангауэровская слобода, впереди — Дангауэровский городок, справа — вход на железнодорожную платформу «Авиамоторная». Ее открыли в 1942 году и назвали «Новые дома». Со временем платформа стала просто «Новой», а в 2020‑м ей присвоили нынешнее наименование.

Здесь перед нами два пути. Первый — для тех, кто захочет снова увидеть Нищенку в открытом русле15. Второй подойдет тем, кого прежде всего интересует архитектура конструктивизма. Впрочем, оба пути можно соединить...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 3 (411) Март 2025 Мы живы, пока помним...
Москвичи — герои Великой Отечественной войны Краткие биографии, подвиги, память
Зодчий, дочь зодчего О московском архитекторе Любови Михайловне Врангель (1914–1994)
Достоевский в Москве Из выступления в Клубе ученых МГУ 22 марта 1982 года
Искусство слова живого О мастерстве устной речи лектора
«Букинисты старого времени» О московских антикварах и книготорговцах XIX — начала XX века Большаковых
По следам Нищенки Краеведческие прогулки по долине забытой реки
Имение в селе Трахонеево на Клязьме К истории дачи Е.Г. Шмелёвой при Свистухе-Трахонееве