Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
Сентябрь 1924 года

Михаил Афанасьевич Булгаков записал в  дневнике: «Новость: на днях в  Москве появились совершенно голые люди (мужчины и  женщины) с  повязками через плечо "Долой стыд". Влезли в  трамвай. Трамвай остановили, публика возмущалась...» Общество «Долой стыд» наделало много шуму в столице, заслужив осуждение. «Разумеется, на берегу Черного моря, на солнце, в  чистом воздухе, перед или после морского купанья полезно полежать голым на солнце. Но улицы Москвы — не берег Черного моря. С  гигиенической точки зрения такое обнажение и  путешествие по улицам просто глупость»,  — комментировал события нарком здравоохранения Н.А.  Семашко. Впоследствии милиция стала резко пресекать прогулки московских нудистов.

1 сентября 1934 года

В  Москву прибыл многоместный немецкий самолет Junkers Ju 52, приобретенный советско‑германским предприятием «Дерулюфт». Путь от Москвы до Бер‑ лина воздушное судно преодолело за 12  часов. Предприятие было создано на основе концессионного соглашения между Советской Россией и  немецким Обществом воздушных сообщений «Аэро Унион» в 1921 году и занималось почтовыми и пассажирскими перевозками в Европе. Прекратило свою деятельность незадолго до начала Второй мировой войны.

1 сентября 1949 года

В Большом зале Московской консерватории начался концерт, посвященный памяти Ф. Шопена. В течение трех дней 13 пианистов исполняли фортепианные произведения польского композитора, столетие со дня смерти которого отмечалось по всему миру. Среди тех, кто выходил тогда на сцену, были молодые музыканты, сделавшиеся впоследствии знаменитостями, — Евгений Васильевич Малинин (1930–2001) и Татьяна Петровна Кравченко (1916–2003).

5 сентября 1997 года

В  рамках масштабного празднования 850‑летия Москвы в  столице был открыт памятник Петру I работы З.К. Церетели.

16 (29) сентября 1914 года

«В городскую думу поступило покрытое многочисленными подписями заяв‑ ление обывателей Москвы о  желательности повышения на одну копейку поездной платы на трамвае с  тем, чтобы этот излишек отчислялся на оказание помощи раненым воинам и  семьям запасных, призванных в  ряды армии. Этот налог предлагается ввести на все время войны» (газета «Голос Москвы»).

19 (30) сентября 1798 года

В Москве родился композитор, певец, государственный деятель Михаил Лукьянович Яковлев (ум. 1868). Из его произведений наиболее известен романс «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») на слова А.С. Пушкина. В  1832  году М.Л.  Яковлев, занимая пост директора типографии Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, способствовал первому изданию пушкинской «Истории Пугачёвского бунта».

Московский журнал в соцсетях
27.12.2019
Рассказы из прошлого
Автор: Александр Сергеевич Кириллов
А. фон Вилле. Вид города Бармена. 1870 год
Фабриканты №1 (349) Январь 2020 Подписаться

Служащие Товарищества мануфактур «Людвиг Рабенек». 1900-е годы. Публикуется впервые. Из фондов Щелковского историко-краеведческого музея

Братья Франц (1787–1858)1, Людвиг (1791–1862) и Христиан (1781–1856) Рабенеки (Rabeneck) родились в немецком городе Энгер. Их отец Каспар Хейнрих, судя по всему, был состоятельным и уважаемым человеком, поскольку в 1806 году его избрали городским казначеем. Вскоре после избрания Каспар умер2. Мать Доротея, урожденная Поппензиек, скончалась раньше (1802).

Предоставленный самому себе, Франц перебрался в Эльберфельд — сердце немецкой текстильной промышленности. В описываемое время Эльберфельд являлся так называемым двойным городом, составлявшим единое целое с соседним Барменом3. Текстильный промысел зародился здесь еще в XV веке, что было связано со свойством воды реки Вуппер (правого притока Рейна) хорошо отбеливать шерстяную пряжу. В XVII столетии Эльберфельд сделался центром производства и окраски льняных и шерстяных тканей, а позже и хлопчатобумажных4. В 1780-х годах в городе появились мастера по окраске хлопчатобумажной пряжи в ярко-красный цвет — так называемый адрианопольский, по названию турецкого Адрианополя (ныне Эдирне)5. Этот метод, позволявший добиться устойчивости цвета (ткань практически не линяла), на рубеже XVIIIXIX веков получил широкое распространение6.

В 1810 году Ф. Рабенек связал свою судьбу с одной из самых влиятельных семей Эльберфельда, женившись на Анне Вильгельмине Брёгельманн (1786–?), что способствовало успеху: уже через год мы видим подпись Франца под верноподданническим посланием крупнейших эльберфельдских купцов и промышленников к Наполеону. В 1820–1830-х годах Франц владел фабрикой по окраске хлопчатобумажной пряжи под эгидой товарищества «Рабенек (Франц) и Ко». В работе фирмы принимал участие и старший из братьев Христиан7.

По семейным преданиям Рабенеков, далее их дело застопорилось из-за возросшей конкуренции. Они стали искать новые пути развития производства. Поиски привели в Россию, куда Франц Рабенек прибыл около 1827 года, оставив руководство эльберфельдской фирмой братьям. У Московского попечительного о бедных комитета он арендовал под фабрику участок земли близ села Болшево Московского уезда. Земля эта являлась частью обширных угодий, завещанных комитету умершим в 1826 году князем П. И. Одоевским8.

Франц Рабенек устроил свое предприятие к 1829 году9, первым в России начав выделывать бумажную пряжу европейского качества, окрашенную в адрианопольский красный и розовый цвета10. Качество продукции вскоре было отмечено — на Московской выставке мануфактурных изделий (1831) фабрикант получил большую серебряную медаль11.

Оценив успех брата, в Москву прибыл и Людвиг Рабенек12. В 1833 году он купил часть сельца Соболево Богородского уезда, которое располагалось ниже Болшева по течению Клязьмы13, и в 1834-м основал здесь фабрику по крашению бумажной пряжи. В начале 1840-х на предприятии впервые в России стали окрашивать мареной простую хлопчатобумажную ткань — миткаль, производя модный в то время кумач, а к 1848 году уже изготавливали кумачовые ситцы, набивая на ткань рисунок14. Изделия фабрики Людвига (Льва Андреевича) Рабенека — бумажная пряжа, кумач, ситцы и бумажные набивные платки — экспонировались на промышленных выставках, в том числе на Всемирной лондонской (1851), где, однако, впечатления не произвели. В России же Л. А. Рабенек и его сыновья-компаньоны Артур (1836–1864) и Лев (Людвиг) (1831–1899) получили все возможные выставочные призы, а в 1865 году фирма удостоилась высшего отличия — права изображать на своих вывесках и продукции государственный герб15.

К моменту смерти Льва Андреевича (1862) дела его мануфактуры обстояли неважно. Причина — экономический кризис, поразивший финансовую и промышленную сферы всего мира, включая Россию16. К тому же в 1862–1865 годах произошло «огромное сокращение подвоза хлопка, благодаря американской междоусобной войне»17. Большое значение имела и конкуренция в красильной отрасли, где лидирующую позицию заняла фабрика Асафа и Александра Барановых (Владимирская губерния), чья продукция была худшего качества, но продавалась на порядок дешевле18.

Сыновья Л. А. Рабенека активно работали на фабрике уже с середины 1850-х годов. Отец дал им отличное образование: Артур учился в Политехникуме в Цюрихе, а Лев — в Промышленном училище в Кельне19. После ранней смерти Артура руководство семейным бизнесом сосредоточилось в руках Льва, взявшего на себя и опеку над пятью детьми брата20.

Л. Л. Рабенек предпринял максимум усилий с целью вывода фабрики из состояния упадка, участвовал в мануфактурных выставках, в том числе и во Всемирной 1867 года в Париже, где получил бронзовую медаль. В связи со снижением спроса на кумачовые ситцы в России много было сделано для продвижения продукции на рынки Кавказа, Ирана и Средней Азии, куда к началу 1880-х поставлялось уже до трети всех производимых Рабенеками тканей21. Лев Львович, развивая производство, пригласил немецких инженеров-колористов, но у тех дело не заладилось22. На смену зарубежным специалистам на фабрику пришли русские. В частности, в 1869 году помощником мастера приняли талантливого красильщика М. А. Слотинцева (1841–1915). Впоследствии он стал главным мастером красильного и ситцепечатного отделения предприятия, проработав там в общей сложности 26 лет23.

К 1870 году в печатном производстве Рабенеков помимо ручного способа, когда рисунок набивался специальными досками с возвышенным резным узором, применялись ситцепечатные машины — перротины24. Они позволяли наносить на ткань многоцветные орнаменты. Фабриканты закупили и агрегаты, автоматизировавшие процесс промывки ситцев, вследствие чего люди, «занимавшиеся до того времени промывкой товара на реке в зимнюю пору, стали иметь возможность работать в теплых закрытых помещениях». Большим подспорьем явилось внедрение в производство искусственного ализарина (иначе — краппа: красителя, ранее извлекавшегося из корня марены), значительно упрощавшего и ускорявшего процесс окраски.

В 1878 году на Всемирной выставке в Париже окрашенные в адрианопольский цвет пряжа и бумажные ткани Л. Л. Рабенека были отмечены золотой медалью. В 1882-м на Всероссийской художественно-промышленной выставке (Москва) фирму наградили государственными гербами — за ситцы и пряжу, а также за произведенный ализарин25.

Наблюдая за взлетом еще недавно стоявшей на грани краха фабрики, крупные московские коммерсанты не преминули войти в дело. В 1879 году они совместно с Львом Львовичем основали высочайше утвержденное Товарищество мануфактур «Людвиг Рабенек» в Москве. Учредителями и инвесторами выступили среди прочих Карл, Василий и Даниил Торнтоны как представители одного из наиболее успешных торговых домов того времени — «Вогау и Ко», фирмы «Стукен и Шпис», «Иван Щукин с сыновьями», предприниматели К. Ф. Стукен и А. А. Лутрейль26. К управлению привлекли известных московских финансистов К. К. Банзу (1842–1901) и К. И. Риша (1841–1918), связанных деловыми и родственными отношениями с семьей Вогау. Последние же являлись родственниками Рабенеков по линии Франца27.

В 1881 году Л. Л. Рабенек оставил руководство фирмой и уехал за границу28. Поскольку он не имел детей, во главе товарищества стали два его племянника — Лев Артурович (1856–1928) и Эдуард Артурович (1858–1945). Первоначальное образование они получили дома. В начале 1870-х годов дядя отправил молодых людей в Кельн, где они поступили в Промышленное училище (в этом заведении, как мы помним, учился сам Лев Львович.) В 1875-м, окончив училище, братья перебрались в Дрезден, в Королевскую политехническую школу, имевшую статус университета. По завершении обучения там они как прусские подданные прошли годичную военную службу и наконец смогли вернуться в Россию.

Товарищество мануфактур «Людвиг Рабенек» динамично развивалось: к 1899 году его капитал увеличился в три раза29, а годовое производство возросло более чем в шесть раз30. Это было связано большей частью с повышением спроса на русские хлопчатобумажные ткани в Азии. Как уже говорилось, продвижение продукции фирмы Рабенеков на иранский рынок началось еще в 1860-х годах. Процесс происходил в русле общей тенденции того времени. В Иране активно торговали такие гиганты хлопчатобумажной индустрии, как Никольская и Богородско-Глуховская мануфактуры Морозовых, московские фабрики Гюбнера и Цинделя, фабрика Кокушкина из Иваново. Чтобы уменьшить количество посредников и нарастить продажи, к 1900 году Рабенеки открыли оптовые склады в Тебризе и Тегеране. Небольшие склады, по-видимому, имелись в Ширазе и Исфагане, а также в иракском Багдаде. Но на юге была сильна конкуренция более дешевых английских ситцев, и российские широкого распространения здесь не получили. Отметим, что Рабенеки специально производили ткани, ориентируясь на вкусы иранского потребителя. Например, в 1907 году они поставляли такие сорта ситцев, как шестицветный (бухарский рисунок), сябакалам — зеленые разводы по красному полю (персидский рисунок), сефидкалам — белые разводы по такому же фону»31. Бойко расходились «ситцы <…> с красным фоном и мелкими желтыми или синими цветами»32...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 1 (349) Январь 2020 В этом выпуске :
«“Московский журнал” — это моя судьба» К юбилею главного редактора Анны Филипповны Грушиной
По следам необычного автографа Страницы биографии пилота-авиатора и авиапромышленника Владимира Александровича Лебедева (1881–1947)
Здесь жил и работал… О московской усадьбе художника Федора Степановича Рокотова (1735–1808)
Один из Полежаевых О художнике-иллюстраторе Александре Георгиевиче Полежаеве (1894–1963)*
Фабриканты Семейство Рабенек в России (1829–1917)
Иван Иванович Рерберг (1869–1932)* К 150-летию со дня рождения
«На «стеночку» да наотмашь!» Из истории кулачных боев в Москве