Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 декабря 1933 года

Историк и археолог Игнатий Яковлевич Стеллецкий (1878–1949) начал раскопки под угловой и средней Арсенальными башнями Московского Кремля. Достичь цели изысканий  — обнаружить легендарную библиотеку Ивана Грозного  — не удалось. Однако в  ходе раскопок были получены ценные сведения о подземном Кремле.

12 (25) декабря 1905 года

На Валовой улице в ходе Декабрьского вооруженного восстания сгорела типография И.Д. Сытина. «Типография эта,  — писала на следующий день газета “Новое время”,  — представляет огромное роскошное по архитектуре здание, выходившее на три улицы. Со своими машинами она оценивалась в миллион рублей».

13 декабря 1957 года

Решением Моссовета участок Ленинградского шоссе от путепровода у Белорусского вокзала до развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе был переименован в Ленинградский проспект.

20 декабря 1900 года (1 января 1901 года)

Попечитель Московского учебного округа получил уведомление от душеприказчика скончавшегося купца Ивана Логгиновича Медведникова (1807–1889) о завещанной покойным городу крупной денежной сумме. На  полученные средства была основана гимназия, названная в честь благотворителя Медведниковской. Вначале занятия проходили в помещении на Поварской улице, потом учебное заведение переехало в новое здание в Староконюшенном переулке. В советское время гимназия действовала как школа №59 имени Н.В. Гоголя; позже вошла в состав школы №1529 имени А.С. Грибоедова.

30 декабря 1930 года

На пересечении улиц Петровка и Кузнецкий мост появился первый в Москве светофор

31 декабря 1964 года

Открылась станция Московского метрополитена «Водный стадион». Название дано по находящемуся рядом на Химкинском водохранилище водному стадиону «Динамо».

Московский журнал в соцсетях
27.12.2019
У истоков
Автор: Лариса Ефремовна Колесникова
Визит французских офицеров на завод Лебедева в 1916 году. В.А. Лебедев — в центре. Крайний слева — Л.П. Гончаров, крайний справа — С.П. Гуревич. На заднем плане — самолет «Лебедь-16»
По следам необычного автографа №1 (349) Январь 2020 Подписаться

Авиатор В.В. Каменский. Варшава. 1911 год

Как-то в 1990-х годах у одного букиниста я увидела книгу В. В. Маяковского «Мистерия-буфф» — первое издание (1918). На книге — дарственная надпись: «Лебедеву, знаменитому изобретателю аэропланов. Маяковский». И ниже: «Альтику в день рождения». Заинтригованная, я начала поиски адресатов этих инскриптов.

Как известно, тема авиации занимала значительное место в творчестве Маяковского. Один из своих сборников он хотел назвать «Сам пройдись по небесам». Но из людей ближайшего окружения Владимира Владимировича с авиацией был связан только В. В. Каменский, выступавший в двух ипостасях — поэта-футуриста и летчика. И первым делом я обратилась к воспоминаниям Каменского «Путь энтузиаста», где обнаружила такие строки: «Отныне петербургский аэродром стал местом моего “вдохновения”. И новые друзья, первые авиаторы: Ефимов, Васильев, Россинский, Уточкин, Лебедев1. После полетов на “Фармане” с В. А. Лебедевым я так окрылился, что земным больше не считал себя — весь ушел на воздух, всем существом слился с аэропланом»2.

В начале XX века авиация будоражила умы многих поэтов и писателей. За полетами «покорителей неба» увлеченно наблюдали Валерий Брюсов (во Франции), Дмитрий Мережковский и Зинаида Гиппиус (в Германии), Александр Блок, Леонид Андреев, Михаил Арцыбашев (в России). В мае 1910 года на первой Всероссийской авиационной неделе в Санкт-Петербурге присутствовали практически все участники проходившего в то время съезда литераторов. Александр Куприн, проживавший в Гатчине неподалеку от аэродрома, дружил с летчиками. Маяковский также — вероятно, под влиянием Каменского — познакомился с некоторыми из них, в том числе с В. А. Лебедевым.

* * *

Когда в конце 1990-х годов я начала работать над статьей, сведений о Лебедеве в энциклопедических справочниках и специальной литературе о самолетостроении оказалось крайне мало. Сегодня появились дополнительные источники, позволившие существенно статью дополнить.

Из архива Музея авиации и космонавтики в Ле Бурже были получены материалы, связанные с В. А. Лебедевым, в 1926 году эмигрировавшим во Францию: копия летного удостоверения, журнал «Авиационное и автомобильное обозрение», выходивший в Париже на французском языке под редакцией Владимира Александровича, брошюра «100 первых авиаторов мира», где он упоминается. Согласно этим материалам, родился В. А. Лебедев 6 января 1881 года (а не в 1879 году, как указывали наши издания) в Санкт-Петербурге в семье небогатых дворян. Окончил юридический факультет Санкт-Петербургского университета и несколько лет служил по гражданскому ведомству, а затем уволился в чине коллежского секретаря. Обладая прекрасным здоровьем и хорошими физическими данными, он еще в студенческие годы увлекался авто- и велогонками, стал чемпионом России по велоспорту и установил рекорд, проехав на велосипеде 375 верст за 19 часов, кроме того, много публиковался в петербургском журнале «Автомобиль», который в 1908 году возглавил. Известно также, что в том же году Владимир Александрович вместе с двумя известными гонщиками А. П. Нагелем и А. И. Ефроном совершил пробег по Европе на французском автомобиле Brasier. Они преодолели около 10 тысяч километров: Германия, Бельгия, Франция, Италия, Австро-Венгрия… Во Франции В. А. Лебедев впервые увидел полет на аэроплане и заболел авиацией. Он начал усиленно заниматься вопросами пилотирования летательных аппаратов тяжелее воздуха. В этом ему помогал брат — профессор Алексей Александрович Лебедев, читавший курс авиационных двигателей на кораблестроительном факультете Петербургского политехнического института, где готовили также инженеров по воздухоплаванию, активный деятель Императорского всероссийского аэроклуба, член редколлегии журнала «Вестник воздухоплавания»...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 1 (349) Январь 2020 В этом выпуске :
«“Московский журнал” — это моя судьба» К юбилею главного редактора Анны Филипповны Грушиной
По следам необычного автографа Страницы биографии пилота-авиатора и авиапромышленника Владимира Александровича Лебедева (1881–1947)
Здесь жил и работал… О московской усадьбе художника Федора Степановича Рокотова (1735–1808)
Один из Полежаевых О художнике-иллюстраторе Александре Георгиевиче Полежаеве (1894–1963)*
Фабриканты Семейство Рабенек в России (1829–1917)
Иван Иванович Рерберг (1869–1932)* К 150-летию со дня рождения
«На «стеночку» да наотмашь!» Из истории кулачных боев в Москве