Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
Сентябрь 1924 года

Михаил Афанасьевич Булгаков записал в  дневнике: «Новость: на днях в  Москве появились совершенно голые люди (мужчины и  женщины) с  повязками через плечо "Долой стыд". Влезли в  трамвай. Трамвай остановили, публика возмущалась...» Общество «Долой стыд» наделало много шуму в столице, заслужив осуждение. «Разумеется, на берегу Черного моря, на солнце, в  чистом воздухе, перед или после морского купанья полезно полежать голым на солнце. Но улицы Москвы — не берег Черного моря. С  гигиенической точки зрения такое обнажение и  путешествие по улицам просто глупость»,  — комментировал события нарком здравоохранения Н.А.  Семашко. Впоследствии милиция стала резко пресекать прогулки московских нудистов.

1 сентября 1934 года

В  Москву прибыл многоместный немецкий самолет Junkers Ju 52, приобретенный советско‑германским предприятием «Дерулюфт». Путь от Москвы до Бер‑ лина воздушное судно преодолело за 12  часов. Предприятие было создано на основе концессионного соглашения между Советской Россией и  немецким Обществом воздушных сообщений «Аэро Унион» в 1921 году и занималось почтовыми и пассажирскими перевозками в Европе. Прекратило свою деятельность незадолго до начала Второй мировой войны.

1 сентября 1949 года

В Большом зале Московской консерватории начался концерт, посвященный памяти Ф. Шопена. В течение трех дней 13 пианистов исполняли фортепианные произведения польского композитора, столетие со дня смерти которого отмечалось по всему миру. Среди тех, кто выходил тогда на сцену, были молодые музыканты, сделавшиеся впоследствии знаменитостями, — Евгений Васильевич Малинин (1930–2001) и Татьяна Петровна Кравченко (1916–2003).

5 сентября 1997 года

В  рамках масштабного празднования 850‑летия Москвы в  столице был открыт памятник Петру I работы З.К. Церетели.

16 (29) сентября 1914 года

«В городскую думу поступило покрытое многочисленными подписями заяв‑ ление обывателей Москвы о  желательности повышения на одну копейку поездной платы на трамвае с  тем, чтобы этот излишек отчислялся на оказание помощи раненым воинам и  семьям запасных, призванных в  ряды армии. Этот налог предлагается ввести на все время войны» (газета «Голос Москвы»).

19 (30) сентября 1798 года

В Москве родился композитор, певец, государственный деятель Михаил Лукьянович Яковлев (ум. 1868). Из его произведений наиболее известен романс «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») на слова А.С. Пушкина. В  1832  году М.Л.  Яковлев, занимая пост директора типографии Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, способствовал первому изданию пушкинской «Истории Пугачёвского бунта».

Московский журнал в соцсетях
30.04.2020
Как это было
Автор: Наталья Борисовна Тарашевская
Бюст Н.П. Румянцева в Гомельском музее. Был установлен на могиле Н.П. Румянцева в Петропавловском соборе Гомеля
«Памятник сей поставится...» №5 (353) Май 2020 Подписаться

Масонский символ «лучезарная дельта» под входной аркой Троицкого храма

В подмосковном имении графов Румянцевых Троицкое­Кайнарджи до революции стояла широко известная скульптурная группа. Во многих источниках она называется «памятник Екатерине II» и датируется 1834 годом. Автором якобы является Василий Иванович Демут-Малиновский (1778–1846).

Так думала и я. Но однажды в Отделе письменных источников Государственного исторического музея мне попался любопытный документ. Согласно этому документу, центральную фигуру памятника создал в 1817 году знаменитый итальянский мастер Антонио Канова (1757–1822). Причем скульптура персонифицирует не Екатерину Великую, а античную богиню Мира, которая (цитирую с сохранением орфографии оригинала) «держитъ оливковую ветвь и опирается на столбъ, где следующiе надписы:

Абовенскiй миръ 1743

Фридрих штадский миръ 1809

Миръ при Рущукъ-Кайнарджи (так. — Н.Т.) 1774».

Чтобы разобраться в этой непонятной истории, я обратилась в Музей архитектуры имени А. В. Щусева. Там я показала найденный мною документ, однако специалисты музея лишь озвучили распространенную версию: автор памятника — В. И. Демут-Малиновский, дата создания — 1834 год. Затем я связалась с работниками Третьяковской галереи. Они были менее категоричны в суждениях и подтвердили, что об авторстве Кановы знают, но обычно памятник приписывается Демут-Малиновскому.

Далее я прочитала публикации исследователей из Русского музея и Эрмитажа (см. список использованных источников в конце), серьезно изучивших творчество А. Кановы. Выяснилось следующее. После смерти генерал-фельдмаршала Петра Александровича Румянцева-Задунайского (1796) сыновья покойного Николай и Сергей решили заказать ему памятник и обратились по этому поводу к итальянскому скульптору Антонио Канове. Он сначала не соглашался, поскольку его занимали лишь мифологические сюжеты. Тогда братья решили: памятником может служить изваяние какого-либо античного божества, символически посвященное прославленному полководцу. Они выбрали богиню Мира, имея в виду, что (см. приведенные выше «надписы») весть о заключении Абоского мирного трактата между Россией и Швецией (1743) привез императрице Елизавете Петровне Александр Иванович Румянцев, отец генерал-фельдмаршала; сообщение о подписании мирного договора между Россией и Османской империей в лагере при деревне Кючук-Кайнарджи (1774) доставил Екатерине II Михаил Петрович Румянцев, старший сын полководца; Фридрихсгамский мирный договор (1809), завершивший Русско-шведскую войну, заключил средний сын П. А. Румянцева-Задунайского Николай Петрович, занимавший тогда пост канцлера Российской империи.

В 1817 году Канова закончил скульптуру. Николай Петрович перевез ее из Италии в Петербург и поместил в свою коллекцию (музеум). Затем Румянцевы поручили В. И. Демут-Малиновскому организовать отливку двух бронзовых копий с фигуры богини. Непосредственно эту работу осуществил мастер Василий Петрович Екимов (Якимов).

В журнале «Отечественные записки» среди прочих новостей появилась заметка: «В мастерской знаменитого литейщика нашего, Якимова, выставлен был на некоторое время для любителей изящных искусств надгробный памятник Канцлеру Графу Николаю Петровичу Румянцову. Он состоит из бронзовой статуи, вылитой с известного оригинала Кановы, изображающего Мир, сделанного сим славным художником в 1816 году по заказу покойного Канцлера. <…> В статую сию пошло 35 пудов бронзы. На черном мраморном саркофаге, на который оперлась правою рукою богиня Мира, поставлен бронзовый бюст покойного Канцлера, а на левой стороне начертано золотыми литерами следующая надпись: “Воздал Божие Богови, Кесарево Кесареви, Отечеству любовию и жертвами”. Памятник сей поставится над прахом графа Н. П. Румянцова, погребенного в Гомеле, и стоит вообще 20 000 руб.»....

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 5 (353) Май 2020 В этом выпуске:
«Первый бой я принял на Бородинском поле» Воспоминания и размышления участника Великой Отечественной войны, генерал‑майора в отставке Василия Кузьмича Коровкина*
Фронтовик Об участнике Великой Отечественной войны Николае Ивановиче Тихвинском (1915–1982)
Непреодолимая преграда Канал Москва — Волга. Год 1941-й
«Сила Божия была с народом нашим» Православные предания о Великой Отечественной войне
Героическая Терпсихора Балетные премьеры времен Великой Отечественной войны
Требует некоторых пояснений... По поводу статьи А.В. Потапенко «Забытый музей» («Московский журнал». 2019. №8)
Где эта улица, где этот дом? Московский адрес педагога Александра Григорьевича Ривина
ТютНастя Из детских воспоминаний
«Памятник сей поставится...» К истории одной скульптуры
Сын Кароля и Людвики К вопросу о происхождении архитектора Эрнста-Рихарда Нирнзее (1873–1934)
«Друг надежный москвичей» Московскому трамваю посвящается
Творческий подвиг во имя Победы «Окна ТАСС» (1941–1945)