Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
Сентябрь 1924 года

Михаил Афанасьевич Булгаков записал в  дневнике: «Новость: на днях в  Москве появились совершенно голые люди (мужчины и  женщины) с  повязками через плечо "Долой стыд". Влезли в  трамвай. Трамвай остановили, публика возмущалась...» Общество «Долой стыд» наделало много шуму в столице, заслужив осуждение. «Разумеется, на берегу Черного моря, на солнце, в  чистом воздухе, перед или после морского купанья полезно полежать голым на солнце. Но улицы Москвы — не берег Черного моря. С  гигиенической точки зрения такое обнажение и  путешествие по улицам просто глупость»,  — комментировал события нарком здравоохранения Н.А.  Семашко. Впоследствии милиция стала резко пресекать прогулки московских нудистов.

1 сентября 1934 года

В  Москву прибыл многоместный немецкий самолет Junkers Ju 52, приобретенный советско‑германским предприятием «Дерулюфт». Путь от Москвы до Бер‑ лина воздушное судно преодолело за 12  часов. Предприятие было создано на основе концессионного соглашения между Советской Россией и  немецким Обществом воздушных сообщений «Аэро Унион» в 1921 году и занималось почтовыми и пассажирскими перевозками в Европе. Прекратило свою деятельность незадолго до начала Второй мировой войны.

1 сентября 1949 года

В Большом зале Московской консерватории начался концерт, посвященный памяти Ф. Шопена. В течение трех дней 13 пианистов исполняли фортепианные произведения польского композитора, столетие со дня смерти которого отмечалось по всему миру. Среди тех, кто выходил тогда на сцену, были молодые музыканты, сделавшиеся впоследствии знаменитостями, — Евгений Васильевич Малинин (1930–2001) и Татьяна Петровна Кравченко (1916–2003).

5 сентября 1997 года

В  рамках масштабного празднования 850‑летия Москвы в  столице был открыт памятник Петру I работы З.К. Церетели.

16 (29) сентября 1914 года

«В городскую думу поступило покрытое многочисленными подписями заяв‑ ление обывателей Москвы о  желательности повышения на одну копейку поездной платы на трамвае с  тем, чтобы этот излишек отчислялся на оказание помощи раненым воинам и  семьям запасных, призванных в  ряды армии. Этот налог предлагается ввести на все время войны» (газета «Голос Москвы»).

19 (30) сентября 1798 года

В Москве родился композитор, певец, государственный деятель Михаил Лукьянович Яковлев (ум. 1868). Из его произведений наиболее известен романс «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») на слова А.С. Пушкина. В  1832  году М.Л.  Яковлев, занимая пост директора типографии Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, способствовал первому изданию пушкинской «Истории Пугачёвского бунта».

Московский журнал в соцсетях
31.03.2021
Далекое и близкое
Автор: Светлана Николаевна Рыбакова
М.С. Решетнев. Особняк XVIII века в Армянском переулке. Холст, масло. 1993 год
Осененные памятью о Тютчеве №4 (364) Апрель 2021 Подписаться

Панорама господского дома. 2018 год

По необъяснимому стечению обстоятельств ни в Москве, ни в Петербурге до конца ХХ века не было музея Ф. И. Тютчева. Однако, думается, рано или поздно сама жизнь исправляет подобные ошибки. В начале 1990-х годов неожиданно для многих московская усадьба Гагариных — Тютчевых вернулась из небытия в качестве сокровенного тютчевского «места памяти». И за последние десять лет возникла неразрывная связь между ним и другими подобными местами — Государственным мемориальным историко-литературным музеем-усадьбой Ф. И. Тютчева «Овстуг» (родиной Федора Ивановича), музеем-заповедником «Усадьба Мураново», санкт-петербургским Воскресенским Новодевичьим монастырем, на кладбище которого находятся могилы поэта и членов его семьи. На надгробном кресте Ф. И. Тютчева его супруга установила икону-медальон «Спас Вседержитель». История иконы удивительна, как и история ее копий, обретших каждая собственную судьбу…

* * *

Красивый дом городской усадьбы Гагариных — Тютчевых считается одним из самых старых в Москве — ему более 400 лет. Усадебная территория была немалой: главный фасад и южный флигель выходят в Армянский переулок, северный флигель — в Сверчков переулок, а в позапрошлом веке здесь имелись ворота, смотревшие в Девяткин переулок.

Хотя дом относят к эпохе зрелого классицизма, он совсем не соответствует требованиям его канонов, поскольку возводился не на пустом месте. У москвоведа В. В. Сорокина читаем, что реставрационные работы, проводившиеся в усадьбе, показали: в XVIXVII веках посредине двора стояли деревянные палаты на белокаменном подклете. Впоследствии часть подклета надстроили каменным жилым этажом, над другой же частью в начале XVIII столетия соорудили двухэтажные палаты в стиле петровского барокко.

Владение предположительно принадлежало боярам Милославским, а в 1689 году отошло в казну. В 1730‑х годах оно стало собственностью устюжского воеводы Я. И. Дашкова, в 1770‑х хозяйкой являлась П. Я. Мят­лева (бабушка поэта И. П. Мят­лева, знакомого А. С. Пушкина), позднее — М. В. Дмитриев-Мамонов, князь Д. А. Волконский, Н. А. Глебов, А. И. Дубровский. В 1790 году усадьба досталась князю Ивану Сергеевичу Гагарину (1752–1810) и его жене Марии Алексеевне (1756–1804).

В это время М. Ф. Казакову поручили перестроить старые палаты, включив их в объем вновь возводимого дома. Перед Матвеем Федоровичем стояла сложная задача — создать классическую усадьбу на месте обширного владения неправильной формы с многочисленными постройками разных лет. Казаков справился превосходно.

Архитектор-реставратор Н. В. Ильенкова, работавшая здесь в конце 1970-х годов, свидетельствовала: «В этом памятнике истории и зодчества соединены разные эпохи и стили. Не дом, а история архитектуры! Почерк великого Казакова, например, виден в левой части здания, где сохранилась старинная лестница с прекрасно продуманным двусторонним освещением. Но в ходе исследований, проводившихся в недрах сооружения, удалось обнаружить характерные черты, присущие XVII и даже XVI векам! Однажды проем, пробитый в толще стены, круто и глубоко увел реставраторов под древние своды, и им открылись четыре просторные белокаменные палаты общей площадью около 500 кв. метров. Архитекторы определили возраст — им 400 лет! Потом нашлось и доказательство — красный терракотовый изразец, типичный для XVI столетия».

В 1810 году домовладение было продано Тютчевым — Ивану Николаевичу (1768–1846) и Екатерине Львовне, урожденной Толстой (1776–1866), родителям Федора. При них в 1810–1820-х годах в усадьбе, случалось, жили одновременно до ста человек — прислуга, дворня, родственники, гости со своей прислугой... В такой радушной обстановке баловнем семьи Ф. И. Тютчев провел детство и юность.

Здесь начиналось его становление как поэта. Первое из дошедших до нас тютчевских стихотворений, датированное 1814 годом, называлось «Любезному папеньке!» Феде тогда исполнилось 11 лет. В 1815 году он написал стихотворение «На новый 1816 год» («О время! Вечности подвижное зерцало!..»). 22 февраля 1818-го его стихотворение «Вельможа. Подражание Горацию» было прочитано на заседании Общества любителей российской словесности, избравшего юного поэта своим членом. В 1819‑м состоялась первая публикация в «Трудах» Общества (стихотворение «Послание Горация к Меценату»), в это время Ф. И. Тютчев — уже студент Московского университета. 6 июля 1820 года стихотворение «Урания» читалось на торжественном годовом университетском собрании, и автор удостоился похвального листа «За отличные успехи и поведение»...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 4 (364) Апрель 2021 В этом выпуске :
«Ревнитель народного просвещения» О роде Валуевых и его видном представителе — историке и общественном деятеле Дмитрии Александровиче Валуеве (1820–1845)
Осененные памятью о Тютчеве О самобытном московском музее Федора Ивановича Тютчева (1803–1873) и образе «Спас Вседержитель» с могилы поэта
Василий Львович Пушкин в театральных креслах Поэт в храме Мельпомены
«Все, что он делает, действительно делается хорошо» Художник, коллекционер, меценат Владимир Владимирович фон Мекк (1877–1932)
О петушиных боях в Москве Как предавались этой древней забаве москвичи XIX столетия
Время, вернись! Московский комментарий к роману Валентина Катаева «Алмазный мой венец»