Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 декабря 1933 года

Историк и археолог Игнатий Яковлевич Стеллецкий (1878–1949) начал раскопки под угловой и средней Арсенальными башнями Московского Кремля. Достичь цели изысканий  — обнаружить легендарную библиотеку Ивана Грозного  — не удалось. Однако в  ходе раскопок были получены ценные сведения о подземном Кремле.

12 (25) декабря 1905 года

На Валовой улице в ходе Декабрьского вооруженного восстания сгорела типография И.Д. Сытина. «Типография эта,  — писала на следующий день газета “Новое время”,  — представляет огромное роскошное по архитектуре здание, выходившее на три улицы. Со своими машинами она оценивалась в миллион рублей».

13 декабря 1957 года

Решением Моссовета участок Ленинградского шоссе от путепровода у Белорусского вокзала до развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе был переименован в Ленинградский проспект.

20 декабря 1900 года (1 января 1901 года)

Попечитель Московского учебного округа получил уведомление от душеприказчика скончавшегося купца Ивана Логгиновича Медведникова (1807–1889) о завещанной покойным городу крупной денежной сумме. На  полученные средства была основана гимназия, названная в честь благотворителя Медведниковской. Вначале занятия проходили в помещении на Поварской улице, потом учебное заведение переехало в новое здание в Староконюшенном переулке. В советское время гимназия действовала как школа №59 имени Н.В. Гоголя; позже вошла в состав школы №1529 имени А.С. Грибоедова.

30 декабря 1930 года

На пересечении улиц Петровка и Кузнецкий мост появился первый в Москве светофор

31 декабря 1964 года

Открылась станция Московского метрополитена «Водный стадион». Название дано по находящемуся рядом на Химкинском водохранилище водному стадиону «Динамо».

Московский журнал в соцсетях
31.03.2021
Соотечественники
Автор: Михаил Львович Гавлин
М.А. Врубель. Демон поверженный. Холст, масло. 1901–1902 годы. Государственная Третьяковская галерея
«Все, что он делает, действительно делается хорошо» №4 (364) Апрель 2021 Подписаться

Игорь Эммануилович Грабарь

Владимир Владимирович фон Мекк происходил из широко известной династии железнодорожных магнатов, являясь представителем уже третьего ее поколения. Он был единственным сыном богатых родителей. Бабушка, Надежда Филаретовна, души не чаявшая во внуке, писала о нем П. И. Чайковскому: «У этого ребенка я нахожу один только порок, и то не личный, а привитый воспитанием, — это привычка к роскоши. Он не выносит белья не самого тонкого, он не может одевать других чулок, [кроме] как шелковые, чистота для него требуется самая щепетильная, так что даже в вагоне ему меняется белье каждый день, и вид неопрятности возбуждает в нем крайнее отвращение»1. Однако это не испортило деликатного характера мальчика, а окружавшая его с ранних лет роскошная обстановка привила вкус к изысканным вещам и, возможно, способствовала появлению склонности к художественному творчеству.

Владимир рано потерял родителей: вначале обожаемую мать Елизавету Михайловну (1861–1892), а через год отца Владимира Карловича (1852–1893). Вскоре умерла Надежда Филаретовна, поручившая опеку над внуком его дяде Николаю Карловичу. В 1891 году тот отдал юношу в московский Императорский лицей памяти цесаревича Николая (Катковский лицей). Аттестат зрелости Владимир получил в мае 1897‑го, после чего продолжил обучение на университетских курсах при лицее (отделение правоведения)2. Спустя несколько месяцев ему за достигнутые успехи присвоили звание старшего воспитанника3. Церемония состоялась в присутствии почетного попечителя лицея великого князя Сергея Александровича, после чего директор обратился к удостоенным этого звания со следующими словами: «Поздравляю вас, друзья мои, с высшим отличием в лицее <…> старайтесь быть полезными нашему лицею, развивая в ваших младших товарищах чувства чести и добра»4.

Во время учебы (1897–1902) проявились художественные способности Владимира. Нарисованный им портрет императора Николая II повесили в читальне. Далее фон Мекка призвали в армию, где он прошел 11-месячную подготовку и был произведен в прапорщики запаса.

Получив степень кандидата права, Владимир помогал дяде Николаю Карловичу в юридических вопросах деятельности Общества Московско-Казанской железной дороги. Однако деловая карьера не слишком привлекала молодого человека. Гораздо заманчивей оказалась сфера искусства. Он брал уроки рисования у В. А. Серова и М. А. Врубеля, собирал картины русских художников — В. М. Васнецова, И. И. Левитана, К. А. Коровина, Н. К. Рериха, К. А. Сомова и других. В его московской квартире на Новинском бульваре в доме Князевой, кроме картинной галереи, находились богатые собрания японских гравюр, лубков, старинной бронзы, гобеленов, екатерининской и ампирной мебели.

В начале 1900-х годов В. В. фон Мекк, унаследовавший немалое состояние, организовал собственное модное ателье, некоторое время пользовавшееся большой популярностью у представительниц прекрасного пола. Родственник фон Мекков Г. А. Римский-Корсаков вспоминал: «Когда в 1904 году мы переехали в Москву, я узнал, что Воличка (так называли Владимира в семье. — М.Г.) открыл “Ателье мод”. Считалось шикарным шить себе платье по рисунку фон Мекка. <…> Воличка совсем неожиданно стал подлинным художником. Мастерская дала ему возможность продемонстрировать его громадный вкус»5.

Владимир Владимирович старался привлечь к делу лучших живописцев. Например, в 1902 году несколько акварельных эскизов дамских нарядов исполнил по его заказу К. А. Сомов. Но, по свидетельству кузины нашего героя Галины Николаевны фон Мекк, ателье не стало «прибыльным предприятием»6: платья в нем изготавливались слишком изысканными для повседневной носки.

В 1902 году В. В. фон Мекк примкнул к «Миру искусства», взявшись за организацию выставки объединения в Москве и вслед за С. И. Мамонтовым и княгиней М. К. Тенишевой начав финансировать одноименное издание, выпускаемое С. П. Дягилевым. Поддерживал он и другие начинания Сергея Павловича — к примеру, входил в комитет и участвовал в субсидировании Русского отдела Осеннего салона 1906 года в Париже (эта экспозиция явилась предвестием знаменитых «Русских сезонов»), в России способствовал устроению выставок «36 художников» и «Союза русских художников», а также произведений из собрания С. И. Щукина...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 4 (364) Апрель 2021 В этом выпуске :
«Ревнитель народного просвещения» О роде Валуевых и его видном представителе — историке и общественном деятеле Дмитрии Александровиче Валуеве (1820–1845)
Осененные памятью о Тютчеве О самобытном московском музее Федора Ивановича Тютчева (1803–1873) и образе «Спас Вседержитель» с могилы поэта
Василий Львович Пушкин в театральных креслах Поэт в храме Мельпомены
«Все, что он делает, действительно делается хорошо» Художник, коллекционер, меценат Владимир Владимирович фон Мекк (1877–1932)
О петушиных боях в Москве Как предавались этой древней забаве москвичи XIX столетия
Время, вернись! Московский комментарий к роману Валентина Катаева «Алмазный мой венец»