Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 ноября 1924 года

На Первом государственном автомобильном заводе в  Москве (будущий ЗИЛ) собрали первый советский грузовик АМО-Ф-15, разработанный на базе итальянского грузового автомобиля FIAT 15 Ter

4 ноября 1994 года

Патриарх Московский и  всея Руси Алексий II освятил закладной камень восстанавливаемой Иверской часовни, разрушенной в 1929 году.

6 (17) ноября 1782 года

В  доме видного масона П.А.  Татищева у  Красных ворот состоялось торжественное открытие «Дружеского ученого общества». Основанное куратором Московского университета М.М.  Херасковым, университетским преподавателем И.Г.  Шварцем и  Н.И.  Новиковым, оно должно было стать  интеллектуальной и  кадровой базой широкой просветительской деятельности. Например, Общество  давало возможность студентам и  выпускникам Московского университета, а  также духовных учебных  заведений, совершенствовать свое образование за границей, участвовать в  новиковских издательских  проектах в  качестве переводчиков и авторов.

6 ноября 1928 года

Скончался медик, революционер и один из организаторов советского здравоохранения Зиновий  Петрович Соловьёв (род. 1876), по инициативе которого был организован знаменитый советский  пионерлагерь «Артек».

8 ноября 1934 года

Над Москвой совершил первый полет новый пассажирский дирижабль СССР-В6. Просторная  металлическая гондола вмещала рубку управления, пассажирскую кабину, рассчитанную на 20  человек, курительную комнату, уборную, отделения для почты и  багажа. Продолжительность полета  составила 1  час 45  минут. В  1937  году этот дирижабль установит мировой рекорд длительности  беспосадочного перелета (130 часов 27 минут).

24 ноября 1935 года

Хранительница творческого наследия В.В.  Маяковского Л.Ю.  Брик обратилась к И.В. Сталину с письмом, в  котором содержалась просьба о переименовании Триумфальной площади в  честь поэта. Просьбу в  том же году удовлетворили. Название «Триумфальная» площади вернули в 1992 году.

Московский журнал в соцсетях
26.02.2021
Труды и дни
Автор: Анна Викторовна Ельцова
А.Ф. Гельцер. Эскиз декорации. Картон, графитный карандаш, акварель, белила, бронзовая краска. 1899 год
Гельцеры №3 (363) Март 2021 Подписаться

Е.В. Гельцер

Родоначальником династии являлся немец Фридрих Хельцер, который приехал в Москву в 1830-х годах и начал преподавать бальные танцы. Со временем он обрусел, стал зваться Федором Гельцером, женился. Все его дети, за исключением дочери Софьи, служили искусству. Старший сын Федор танцевал на петербургской балетной сцене. Дочь Вера сделала успешную, но недолгую карьеру драматической актрисы, прерванную замужеством (1866).

Особое место в истории московского театра принадлежит Анатолию Федоровичу Гельцеру (1852–1918) — театральному художнику-новатору. В 1873 году он окончил Строгановское училище и поступил в Императорский Большой театр помощником декоратора Карла Вальца. К тому времени в балете утвердилась традиция «великолепных» спектаклей с полетами, фейерверками, эффектными появлениями и исчезновениями персонажей. Все это низводило постановку до уровня цирковой феерии. Декорации, будь то дворец раджи или владетельной принцессы, мало чем отличались друг от друга.

Анатолию Федоровичу хотелось избавиться от подобных штампов. Стремясь к реализму в оформлении постановок, он предпринял несколько поездок по Европе и России, чтобы изучить памятники истории, различные национальные архитектурные традиции. Приобретенные знания Гельцер использовал при создании спектаклей Малого театра, где он с 1888 года служил художником. «Гамлет», «Макбет», «Виндзорские кумушки» В. Шекспира, «Рюи Блаз» В. Гюго, «Орлеанская дева» Ф. Шиллера, «Борис Годунов» А. С. Пушкина — вот далеко не полный перечень. Над постановкой пьес «Гроза» и «Воевода» Анатолий Федорович работал непосредственно под руководством автора — А. Н. Островского.

Не оставлял мастер и Большого театра. Его декорации к операм «Демон» А. Г. Рубинштейна, «Жизнь за царя» М. И. Глинки, «Дубровский» Э. Ф. Направника очаровывали и зрителей, и артистов. Сохранилось письмо известного баритона Б. Б. Корсова, содержащее слова искренней благодарности Гельцеру за его труды: «Великое Вам спасибо от лица всех, кому дорого русское искусство, за чудеснейшие декорации, которыми пришлось восхищаться вчера. Вы нас перенесли в Париж, в Grand Opera, и когда мы захотим блеснуть перед иностранными знатоками театрального дела, мы непременно им скажем: “Ступайте посмотреть ″Орлеанскую деву″ в Большом театре”»...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 3 (363) Март 2021 В этом выпуске :
Московские кадетские корпуса Страницы истории
Большая Полянка, 52 О старинной усадьбе — одном из московских адресов Сергея Александровича Есенина (1895–1925)
«Мир традиций, который уже не вернуть» К 225-летию со дня рождения драматурга, поэта, журналиста Николая Васильевича Сушкова (1796–1871)
Нико О скульпторе, живописце, графике, народном художнике СССР Николае Багратовиче Никогосяне (1918–2018)
О днях грядущих не гадали… Летние досуги московского семейства Колесовых в конце XIX — начале XX века
Гельцеры Московская балетная династия
«Центр света художественного» Полвека из жизни одной московской усадьбы