Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 июня 1931 года

Совет народных комиссаров СССР принял постановление «О строительстве водного
канала Волга — Москва» (ныне — Канал имени Москвы).

4 июня 1934 года

В Парке культуры и отдыха имени Горького состоялась дегустация блюд нового летнего сезона. В меню вошли: суп из вишен, клюквы, чернослива, абрикосов, а также напитки — гренадин, мазагран, кофе‑гляссе. Меню было разработано Институтом общественного питания.

6 июня 1957 года

На Лубянке открылся центральный универмаг «Детскиймир». Здание строилось по проекту архитектора А. Н. Душкина (соавторы — Г. Г. Аквилев, Ю. В. Вдовин, И. М. Потрубач, инженер Л. М. Глиэр) на месте снесенного Лубянского пассажа. По словам А. И. Микояна, универмаг задумывался как «детский ГУМ для маленьких советских потребителей».

13 июня 1924 года

Президиум Моссовета постановил объявить участок реки Москвы в пределах Окружной железной дороги заказником. Сделано это было в целях охраны от хищнического истребления рыбы в главном столичном водоеме. Постановление запрещало «на всем протяжении указанного участка всякую ловлю рыбы: сетями, неводами, вентерями, вершами, мордами, неротками, наметками, багрилками, путем бросания бомб и отравы и тому подобной промысловой, полупромысловой и хищнической снастью и способами, а также стрельбу рыбы из ружей и битье ее острогой весной». Разрешались лишь удочки. Нарушителям грозила уголовная ответственность.

20 (8 ст. ст.) июня 1880 года

В зале московского Благородного собрания прозвучала знаменитая речь Ф. М. Достоевского об А. С. Пушкине. Она произвела огромное впечатление на публику. «Вчера еще можно было толковать о том, великий ли всемирный поэт Пушкин или нет; сегодня этот вопрос упразднен; истинное значение Пушкина показано, и нечего больше толковать!» — отозвался на выступление Федора Михайловича И. С. Аксаков.

29 (17 ст. ст.) июня 1835 года

В Москве родился выдающий ученый‑ботаник академик Андрей Сергеевич Фаминцын (ум. 1918) — основатель отечественной школы физиологии растений.

Московский журнал в соцсетях
26.02.2021
Труды и дни
Автор: Анна Викторовна Ельцова
А.Ф. Гельцер. Эскиз декорации. Картон, графитный карандаш, акварель, белила, бронзовая краска. 1899 год
Гельцеры №3 (363) Март 2021 Подписаться

Е.В. Гельцер

Родоначальником династии являлся немец Фридрих Хельцер, который приехал в Москву в 1830-х годах и начал преподавать бальные танцы. Со временем он обрусел, стал зваться Федором Гельцером, женился. Все его дети, за исключением дочери Софьи, служили искусству. Старший сын Федор танцевал на петербургской балетной сцене. Дочь Вера сделала успешную, но недолгую карьеру драматической актрисы, прерванную замужеством (1866).

Особое место в истории московского театра принадлежит Анатолию Федоровичу Гельцеру (1852–1918) — театральному художнику-новатору. В 1873 году он окончил Строгановское училище и поступил в Императорский Большой театр помощником декоратора Карла Вальца. К тому времени в балете утвердилась традиция «великолепных» спектаклей с полетами, фейерверками, эффектными появлениями и исчезновениями персонажей. Все это низводило постановку до уровня цирковой феерии. Декорации, будь то дворец раджи или владетельной принцессы, мало чем отличались друг от друга.

Анатолию Федоровичу хотелось избавиться от подобных штампов. Стремясь к реализму в оформлении постановок, он предпринял несколько поездок по Европе и России, чтобы изучить памятники истории, различные национальные архитектурные традиции. Приобретенные знания Гельцер использовал при создании спектаклей Малого театра, где он с 1888 года служил художником. «Гамлет», «Макбет», «Виндзорские кумушки» В. Шекспира, «Рюи Блаз» В. Гюго, «Орлеанская дева» Ф. Шиллера, «Борис Годунов» А. С. Пушкина — вот далеко не полный перечень. Над постановкой пьес «Гроза» и «Воевода» Анатолий Федорович работал непосредственно под руководством автора — А. Н. Островского.

Не оставлял мастер и Большого театра. Его декорации к операм «Демон» А. Г. Рубинштейна, «Жизнь за царя» М. И. Глинки, «Дубровский» Э. Ф. Направника очаровывали и зрителей, и артистов. Сохранилось письмо известного баритона Б. Б. Корсова, содержащее слова искренней благодарности Гельцеру за его труды: «Великое Вам спасибо от лица всех, кому дорого русское искусство, за чудеснейшие декорации, которыми пришлось восхищаться вчера. Вы нас перенесли в Париж, в Grand Opera, и когда мы захотим блеснуть перед иностранными знатоками театрального дела, мы непременно им скажем: “Ступайте посмотреть ″Орлеанскую деву″ в Большом театре”»...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 3 (363) Март 2021 В этом выпуске :
Московские кадетские корпуса Страницы истории
Большая Полянка, 52 О старинной усадьбе — одном из московских адресов Сергея Александровича Есенина (1895–1925)
«Мир традиций, который уже не вернуть» К 225-летию со дня рождения драматурга, поэта, журналиста Николая Васильевича Сушкова (1796–1871)
Нико О скульпторе, живописце, графике, народном художнике СССР Николае Багратовиче Никогосяне (1918–2018)
О днях грядущих не гадали… Летние досуги московского семейства Колесовых в конце XIX — начале XX века
Гельцеры Московская балетная династия
«Центр света художественного» Полвека из жизни одной московской усадьбы