Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 декабря 1933 года

Историк и археолог Игнатий Яковлевич Стеллецкий (1878–1949) начал раскопки под угловой и средней Арсенальными башнями Московского Кремля. Достичь цели изысканий  — обнаружить легендарную библиотеку Ивана Грозного  — не удалось. Однако в  ходе раскопок были получены ценные сведения о подземном Кремле.

12 (25) декабря 1905 года

На Валовой улице в ходе Декабрьского вооруженного восстания сгорела типография И.Д. Сытина. «Типография эта,  — писала на следующий день газета “Новое время”,  — представляет огромное роскошное по архитектуре здание, выходившее на три улицы. Со своими машинами она оценивалась в миллион рублей».

13 декабря 1957 года

Решением Моссовета участок Ленинградского шоссе от путепровода у Белорусского вокзала до развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе был переименован в Ленинградский проспект.

20 декабря 1900 года (1 января 1901 года)

Попечитель Московского учебного округа получил уведомление от душеприказчика скончавшегося купца Ивана Логгиновича Медведникова (1807–1889) о завещанной покойным городу крупной денежной сумме. На  полученные средства была основана гимназия, названная в честь благотворителя Медведниковской. Вначале занятия проходили в помещении на Поварской улице, потом учебное заведение переехало в новое здание в Староконюшенном переулке. В советское время гимназия действовала как школа №59 имени Н.В. Гоголя; позже вошла в состав школы №1529 имени А.С. Грибоедова.

30 декабря 1930 года

На пересечении улиц Петровка и Кузнецкий мост появился первый в Москве светофор

31 декабря 1964 года

Открылась станция Московского метрополитена «Водный стадион». Название дано по находящемуся рядом на Химкинском водохранилище водному стадиону «Динамо».

Московский журнал в соцсетях
28.05.2021
История, истории...
Автор: Алексей Владимирович Шульгин
Константин Константинович Флёров рисует зубров в Приокско-Террасном заповеднике
Московские художники-анималисты XX — начала XXI века №6 (366) Июнь 2021 Подписаться

Владимир Моисеевич Смирин

Начнем со скульптора Александра Михайловича Белашова (1933–2011). Он родился в Ленинграде. Его матерью была выдающийся скульптор-монументалист, график, педагог, народный художник СССР Екатерина Федоровна Белашова (Алексеева, 1906–1971), о которой С. Т. Коненков писал: «Е. Ф. Белашова — это чисто русский талант. В своих работах она выражает душевную красоту русского народа. Образы ее произведений рождены всем укладом нашей жизни, мужеством русских людей, красотой родной природы, замечательным народным искусством».

Отец Александра — Михаил Гаврилович Белашов (1903–1941), тоже скульптор, учился во ВХУТЕИНе. «Непродолжительная творческая деятельность М. Г. Белашова пришлась на предвоенные годы. Скульптору было 37 лет, когда он ушел добровольцем на фронт и погиб в боях под Москвой», — говорится в заметке Н. Денисовой (http://tretyakovgallery.blogspot.com/2018/06/blog-post_26.html). Незадолго до того Михаил Гаврилович писал с фронта жене: «Милая Катя, <…> я мчусь на запад. <…> Пожелай мне лучшего, чего только можешь пожелать. <…> Мне хотелось бы, чтобы ты стала лучшим скульптором в стране, чтобы жизнь в искусстве для тебя была главной, но, живя в искусстве, нельзя не жить в жизни. Поэтому живи в жизни полно и радостно. Все, что ты делаешь и делала, все прекрасно, ибо все у тебя подчинено движению души искренне и чисто, потому прекрасно».

В 1960 году Александр окончил Московское высшее художественно-промышленное училище (МВХПУ). Искусствовед В. А. Тиханова отмечала: «Герои его — звери и птицы нашей страны, он изучал их во время поездок по стране в 1960–1970-е годы. Одно из первых путешествий — в Восточную Сибирь в 1965 году — познакомило его с оленями и другими обитателями края. Летом 1968 года Белашов рисовал моржей на Чукотке, на Командорских островах наблюдал котиков и сивучей. Творческий процесс у художника начинался с натурных набросков, в которых изучается объем, движение и т. д. Отсюда рождаются и станковые листы в разных техниках, и скульптура. Интересуют его и травы — особая, почти самостоятельная часть творчества художника»...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 6 (366) Июнь 2021 В этом выпуске :
Москва Сергея Образцова По страницам воспоминаний великого кукольника
Мода, театр, кино… Три грани творчества Надежды Петровны Ламановой (1861–1941)
«Лучшая в мире дача» Усадьба Абрамцево и ее обитатели в 1870–1908 годах
«Дорогой Батюшка…» Воспоминания об отце Николае Голубцове. Начало 1960-х годов
Бывшие купеческие усадьбы на Земляном Валу По исследованиям молодежной фотоэкспедиции музея «Садовое кольцо»
«Я староста церкви…» О храмопопечительской деятельности издателя Ивана Дмитриевича Сытина (1851–1934)
Московские художники-анималисты XX — начала XXI века Биографические заметки. Часть третья*