Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
Сентябрь 1924 года

Михаил Афанасьевич Булгаков записал в  дневнике: «Новость: на днях в  Москве появились совершенно голые люди (мужчины и  женщины) с  повязками через плечо "Долой стыд". Влезли в  трамвай. Трамвай остановили, публика возмущалась...» Общество «Долой стыд» наделало много шуму в столице, заслужив осуждение. «Разумеется, на берегу Черного моря, на солнце, в  чистом воздухе, перед или после морского купанья полезно полежать голым на солнце. Но улицы Москвы — не берег Черного моря. С  гигиенической точки зрения такое обнажение и  путешествие по улицам просто глупость»,  — комментировал события нарком здравоохранения Н.А.  Семашко. Впоследствии милиция стала резко пресекать прогулки московских нудистов.

1 сентября 1934 года

В  Москву прибыл многоместный немецкий самолет Junkers Ju 52, приобретенный советско‑германским предприятием «Дерулюфт». Путь от Москвы до Бер‑ лина воздушное судно преодолело за 12  часов. Предприятие было создано на основе концессионного соглашения между Советской Россией и  немецким Обществом воздушных сообщений «Аэро Унион» в 1921 году и занималось почтовыми и пассажирскими перевозками в Европе. Прекратило свою деятельность незадолго до начала Второй мировой войны.

1 сентября 1949 года

В Большом зале Московской консерватории начался концерт, посвященный памяти Ф. Шопена. В течение трех дней 13 пианистов исполняли фортепианные произведения польского композитора, столетие со дня смерти которого отмечалось по всему миру. Среди тех, кто выходил тогда на сцену, были молодые музыканты, сделавшиеся впоследствии знаменитостями, — Евгений Васильевич Малинин (1930–2001) и Татьяна Петровна Кравченко (1916–2003).

5 сентября 1997 года

В  рамках масштабного празднования 850‑летия Москвы в  столице был открыт памятник Петру I работы З.К. Церетели.

16 (29) сентября 1914 года

«В городскую думу поступило покрытое многочисленными подписями заяв‑ ление обывателей Москвы о  желательности повышения на одну копейку поездной платы на трамвае с  тем, чтобы этот излишек отчислялся на оказание помощи раненым воинам и  семьям запасных, призванных в  ряды армии. Этот налог предлагается ввести на все время войны» (газета «Голос Москвы»).

19 (30) сентября 1798 года

В Москве родился композитор, певец, государственный деятель Михаил Лукьянович Яковлев (ум. 1868). Из его произведений наиболее известен романс «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») на слова А.С. Пушкина. В  1832  году М.Л.  Яковлев, занимая пост директора типографии Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, способствовал первому изданию пушкинской «Истории Пугачёвского бунта».

Московский журнал в соцсетях
28.05.2021
Былое
Автор: Лариса Михайловна Нефедова
Похороны Владимира Ивановича Сытина. Процессия у церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Малой Дмитровке. Декабрь 1915 года. Музей-квартира И.Д. Сытина. ГМО ОФ. 1588
«Я староста церкви…» №6 (366) Июнь 2021 Подписаться

Конторский дом Сытина на Тверской. Из альбома: Товарищество печатания, издательства и книжной торговли И.Д. Сытина (М., 1907)

Иван Дмитриевич Сытин — крупнейший в дореволюционной России книгоиздатель — остался в памяти потомков как истовый труженик на ниве народного просвещения. Сытинские книги, альбомы, календари, учебники и поныне находятся в библиотеках, музеях, собираются книголюбами. Интерес к его имени и наследию не ослабевает. О нем пишут статьи, монографии, ему посвящают выставки, а в квартире, где он прожил последние годы (Тверская, 12), открыт музей.

Наиболее значительным источником биографических сведений об И. Д. Сытине служат его собственные воспоминания, свидетельства современников и семейный архив издателя, хранящийся в музее. Думается, настало время к уже известным и достаточно хорошо изученным фактам добавить новые, позволяющие взглянуть на нашего героя с иной стороны — как на человека глубоко воцерковленного.

* * *

Родился Иван в небольшом селе Гнездниково Солигаличского уезда Костромской губернии. Был он первенцем у Дмитрия Герасимовича и Ольги Александровны Сытиных (позже в семье родилось еще трое детей). Отец, происходивший из экономических крестьян, служил волостным писарем. Крестили Ивана «в церкви Свв. Бориса и Глеба в Солигаличе»1.

При волостном правлении действовала сельская школа. Иван, по его собственному признанию, «вышел из школы ленивым и получил отвращение к науке и книге — так опротивела за три года зубрежка наизусть всех уроков». Тем не менее мальчик значился в числе лучших по арифметике и, обладая исключительной памятью, «знал от слова до слова весь Псалтирь и Часовник»2.

В 12 лет он отправился на заработки, чтобы помочь семье, «нуждавшейся в самом необходимом»3. Трудовую жизнь начал на Нижегородской ярмарке, где, не по годам рослый, смышленый и старательный, продавал вразнос меховые изделия. Дела шли успешно, и в 1866 году Иван прибыл в Москву с рекомендательным письмом к купцу П. Н. Шарапову, державшему у Ильинских ворот торговлю мехами и книгами.

Иван Дмитриевич хорошо запомнил свой приезд в Первопрестольную: «Торжественно гудели колокола ко всенощной (был канун Воздвижения, последняя всенощная с красным звоном). <...> На другой день рано утром, в день Воздвижения Честного Креста, пошли мы к Ильинским воротам. Здесь прежде всего зашли в часовню к преподобному Сергию. Я молил его о покровительстве. Лавка Шарапова была против часовни»4. По счастливой случайности у купца не оказалось места в меховой лавке, и Иван поступил на службу в книжную.

* * *

Патриархальный купец-старообрядец Петр Николаевич Шарапов, известный в то время издатель лубочных картин, песенников и сонников, стал первым настоящим учителем, а потом и покровителем исполнительного, не гнушавшегося никакой черной работой подростка. Упорство, настойчивость, трудолюбие, стремление к знаниям нравились престарелому хозяину, и через год Иван уже допускался в «древнюю молельню Шарапова — счищать пыль и чистить серебряные и золотые части риз и лампад, которых были десятки».

Слушал он и назидания купца: «Видишь, какая перед тобой благодать Господня! Это вот — образ Царицы Небесной, написан евангелистом Лукой. Это вот Иоанн Богослов, писан Андреем Рублевым. Все, что он иконописал, меняли рублем, поэтому и именовали его Рублевым. Вот, сударь ты мой, в свободные часы читал бы для души хорошие книги. <...> Я тебе дам Иоанна Златоуста — это великий святитель, столп Церкви Божией, имя которого ты носишь, он великий мыслитель, борец за правду, сильный духом, читая его, укрепляешься силою, крепостию, твердостию на подвиг чистый и смелый. Это истинный воин Господа. А вот другой, Ефрем Сирин, учит терпению, милосердию, добродетели, труду. А вот третий, Петр Могила, учит, как избежать греха и в чем грех. Он даст тебе очертания всех грехопадений. Вразумляйся и избегай их. Если Богу будет угодно, он сподобит тебя черпать от этих святителей силу для жизни — счастье тебя не минует»5. Хозяин разрешил заниматься чтением до десяти часов вечера при сальной свече, следя за тем, чтобы «не окапать редкие древние книги, которые стоили больших денег»6.

В праздники Иван ходил с Шараповым к утренней службе в кремлевские соборы — Успенский, Благовещенский, Архангельский, Двенадцати Апостолов, в храмы Чудовского и Вознесенского монастырей. Сытина это «ужасно захватило». «В Успенском соборе мы составили небольшой кружок усердных посетителей утрени в течение не менее трех дней в неделю. В этом кружке был и Ф. Н. Плевако (знаменитый адвокат. — Л.Н.), который увлекал нас чарующей беседой перед утреней в сборной избе. Не забуду его вдохновенных речей»7. Московское купечество тех лет любило Успенский собор еще и потому, что там служил лучший в Москве протодиакон, обладатель густого и звучного баса8.

Письма, которые Иван получал из дома, неизменно содержали родительское благословение. Перед принятием важных решений отец наставлял сына: «Главное — помолись Богу, чтобы Он вложил мысль прямую, истинную, а не суетную и ложную, так как участь наша во власти Царя Небесного, и Св. царь и пророк говорит: “Возверзи на Господа печаль твою — и той тя пропитает”; также: “Аще не Господь созиждет дом твой, всуе трудится зиждущий”»9.

* * *

Любознательный и общительный юноша постепенно сделался доверенным лицом П. Н. Шарапова — продавал книжки и картинки, подбирал немудреную литературу для многочисленных офеней (бродячих торговцев). Хозяин поручал Ивану вести торговлю на Нижегородской ярмарке, сопровождать обозы с лубочными изданиями, отправлявшиеся в разные города России и на Украину.

1876 год стал переломным: женившись на Евдокии Ивановне Соколовой, дочери московского купца-кондитера, и получив в приданое 4 тысячи рублей, И. Д. Сытин занял у П. Н. Шарапова еще 3 тысячи, купил литографическую машину и открыл литографскую мастерскую, давшую начало всему огромному сытинскому делу.

Вскоре у молодого предпринимателя появилась возможность расширить производство и приобрести дом на Пятницкой улице, а затем выстроить на Валовой улице рядом с типографией особняк для быстро растущей семьи (всего у четы родилось 10 детей). По месту жительства Сытины стали прихожанами церкви Воскресения Словущего в Монетчиках...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 6 (366) Июнь 2021 В этом выпуске :
Москва Сергея Образцова По страницам воспоминаний великого кукольника
Мода, театр, кино… Три грани творчества Надежды Петровны Ламановой (1861–1941)
«Лучшая в мире дача» Усадьба Абрамцево и ее обитатели в 1870–1908 годах
«Дорогой Батюшка…» Воспоминания об отце Николае Голубцове. Начало 1960-х годов
Бывшие купеческие усадьбы на Земляном Валу По исследованиям молодежной фотоэкспедиции музея «Садовое кольцо»
«Я староста церкви…» О храмопопечительской деятельности издателя Ивана Дмитриевича Сытина (1851–1934)
Московские художники-анималисты XX — начала XXI века Биографические заметки. Часть третья*