Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
Сентябрь 1924 года

Михаил Афанасьевич Булгаков записал в  дневнике: «Новость: на днях в  Москве появились совершенно голые люди (мужчины и  женщины) с  повязками через плечо "Долой стыд". Влезли в  трамвай. Трамвай остановили, публика возмущалась...» Общество «Долой стыд» наделало много шуму в столице, заслужив осуждение. «Разумеется, на берегу Черного моря, на солнце, в  чистом воздухе, перед или после морского купанья полезно полежать голым на солнце. Но улицы Москвы — не берег Черного моря. С  гигиенической точки зрения такое обнажение и  путешествие по улицам просто глупость»,  — комментировал события нарком здравоохранения Н.А.  Семашко. Впоследствии милиция стала резко пресекать прогулки московских нудистов.

1 сентября 1934 года

В  Москву прибыл многоместный немецкий самолет Junkers Ju 52, приобретенный советско‑германским предприятием «Дерулюфт». Путь от Москвы до Бер‑ лина воздушное судно преодолело за 12  часов. Предприятие было создано на основе концессионного соглашения между Советской Россией и  немецким Обществом воздушных сообщений «Аэро Унион» в 1921 году и занималось почтовыми и пассажирскими перевозками в Европе. Прекратило свою деятельность незадолго до начала Второй мировой войны.

1 сентября 1949 года

В Большом зале Московской консерватории начался концерт, посвященный памяти Ф. Шопена. В течение трех дней 13 пианистов исполняли фортепианные произведения польского композитора, столетие со дня смерти которого отмечалось по всему миру. Среди тех, кто выходил тогда на сцену, были молодые музыканты, сделавшиеся впоследствии знаменитостями, — Евгений Васильевич Малинин (1930–2001) и Татьяна Петровна Кравченко (1916–2003).

5 сентября 1997 года

В  рамках масштабного празднования 850‑летия Москвы в  столице был открыт памятник Петру I работы З.К. Церетели.

16 (29) сентября 1914 года

«В городскую думу поступило покрытое многочисленными подписями заяв‑ ление обывателей Москвы о  желательности повышения на одну копейку поездной платы на трамвае с  тем, чтобы этот излишек отчислялся на оказание помощи раненым воинам и  семьям запасных, призванных в  ряды армии. Этот налог предлагается ввести на все время войны» (газета «Голос Москвы»).

19 (30) сентября 1798 года

В Москве родился композитор, певец, государственный деятель Михаил Лукьянович Яковлев (ум. 1868). Из его произведений наиболее известен романс «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») на слова А.С. Пушкина. В  1832  году М.Л.  Яковлев, занимая пост директора типографии Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, способствовал первому изданию пушкинской «Истории Пугачёвского бунта».

Московский журнал в соцсетях
28.05.2021
Соотечественники
Автор: Мария Сергеевна Ильина
Здание Государственного центрального театра кукол на площади Маяковского
Москва Сергея Образцова №6 (366) Июнь 2021 Подписаться

Жена и сын С.В. Образцова на крыльце старого дома. Около 1923 года

Сергей Владимирович Образцов (1901–1992), ровесник ХХ века, всю свою жизнь прожил в Москве и на склоне лет писал: «Я всегда думал, что если человек долго живет в одном городе, то, значит, у него полным-полно друзей-знакомых и город он, конечно, знает наизусть. Так ничего подобного. Все как раз наоборот. Я родился в Москве. Больше восьмидесяти лет в ней живу. Так вы думаете, что я знаю город наизусть? Совсем не знаю. В детстве знал, когда в нем было не восемь миллионов, <…> и завершался город заставами: Преображенской, Дорогомиловской, Калужской, Рогожской. А Царицыно, Бирюлево, Вешняки были дачные местности. Закинь меня сейчас на парашюте в какое-нибудь Бибирево — вы думаете, я догадаюсь, что это Москва? Внутри Садового кольца хожу как по своему городу, а чуть дальше — ничего не понимаю. Где я, куда идти? И с людьми так же. Это, конечно, хорошо говорить: “Здравствуй, племя младое, незнакомое”. Красиво, да грустно. Племя-то это все мои дети да мои внуки. А мое племя где? Нету. Вымерли. Те, с кем я жизнь прожил, дружился, спорил…

Как же так может быть, что нет моего отца, что нет Качалова? Почему я живу на улице Немировича-Данченко1, ведь он же меня в театр принимал. Почему я хожу по улице Москвина2? Ведь мы же с ним по Неве катались. Я только что звонил сыну. Но как непостижимо, как непонятно, что я не могу позвонить отцу, поехать на улицу, которая теперь носит его имя, и поцеловать мать»3.

С. В. Образцов принадлежал к старой московской семье. Его бабушка по матери, происходившая из дворянского рода Мансуровых, вышла замуж за немца Ивана Ребиндера, а тот оказался нечестным человеком — обокрал и бросил жену с двумя дочерьми на руках. Она скоро умерла, не выдержав потрясения, девочки остались сиротами, но благодаря покровительству графини Шереметьевой их отправили в Институт благородных девиц, тем самым дав им путевку в жизнь. Сергей Владимирович вспоминал, как мать водила его представлять своей благодетельнице:

«Живет графиня в своем переулке. Он так и называется — Шереметьевский (ныне Романовский. — М.И.). Я никогда не знал, что у целого переулка может быть один хозяин. Вот мы живем в 4-м Полевом переулке в доме Эйгеля. Это понятно — фамилия хозяина дома Эйгель, а тут все дома в переулке принадлежат графам Шереметьевым, и в них сдаются квартиры. И там же графский дворец, который построен во времена Екатерины Великой, а может, и еще раньше. Это мне папа сказал. Только мы в этот дворец не поедем, потому что там теперь какой-то охотничий клуб. <…> А поедем мы в квартиру, где живет графиня. Все равно интересно. Я никогда живых графинь не видел. Знал только, что бывают какие-то графы. Наверное, они очень богатые, очень важные и очень шикарно одеты.

Ехали от Сокольнического круга на шестом номере до университета, а потом немножечко прошли вверх по Воздвиженке до Шереметьевского переулка.

Графиня меня поцеловала и дала конфетку. Я думал, что графиня будет вся в золоте и комната будет шикарная, а ничего этого не было. Мы втроем пили чай в круглой маленькой комнате, а графиня — нормальная старушка в черном. Вот так графиня»4.

Мать Сергея Владимировича, Анна Ивановна Ребиндер (в замужестве Образцова), была учительницей русского языка и литературы. Со временем она открыла собственную женскую гимназию в Сокольниках, в деревянном доме напротив каланчи. В этом же районе Образцовы и жили: сначала в 4-м Полевом переулке, потом на Бахрушинской (ныне Большая Остроумовская) улице. Там будущий режиссер катался на велосипеде, выгуливал песика Дружка и вместе с братом Борисом выхаживал голубят, найденных при сносе старого дома. А однажды принял участие в сборе средств на строительство храма Воскресения Христова в Сокольниках:

«Мне десять лет. У меня на шее довольно тяжелая запечатанная кружка. Сверху щелка, куда надо кидать денежки. На кружке наклеена бумажка с надписью: “На построение храма Божьего”. Я горжусь порученной мне обязанностью. Останавливаю людей на тротуаре. Всяких. И мужчин, и женщин, даже военных, и говорю: “Пожертвуйте на построение Божьего храма”. Не все кидают денежки, но многие все-таки кидают. Кто три копейки, кто пять. А бывает даже, что и двадцать копеек.

Стоит этот храм сейчас около Сокольнического круга. Думаю, что там, в стене храма, не меньше двух моих кирпичей лежат. А то и три»5.

 

Отец С. В. Образцова, Владимир Николаевич, происходил из купеческой семьи. Окончил Санкт-Петербургский институт инженеров путей сообщения (1897), еще до революции сделал впечатляющую профессиональную карьеру. С первых лет советской власти преподавал в МВТУ и в Московском институте инженеров транспорта. Академик (1939), дважды лауреат Сталинской премии. По его проектам построены железнодорожные узлы и станции в Вязьме, Вологде, Запорожье, Нижнем Новгороде, Сызрани, Рязани, Саратове, Москве, Магнитогорске, Баку, Ташкенте. Имя В. Н. Образцова носят улицы в Москве (бывшая Бахметьевская) и в ряде других городов, а также Николаевский техникум железнодорожного транспорта.

Воспоминания С. В. Образцова полны занятных бытовых деталей. Например:

«Мне четыре года. Мы живем в Грохольском переулке против Ботанического сада <…> в зеленом двухэтажном деревянном доме на втором этаже. <…> У соседской девочки, с которой я дружу, в квартире электричество. Ее мама поворачивает какую-то штучку, и под потолком загорается лампа. <…> Моя мама говорит, что у нас никогда не будет электричества, что это мертвый свет»6.

Или:

«Мне пять лет. Мы живем в Банковском переулке. Он выходит на Мясницкую улицу <…>.

Событие. На Мясницкой <…> положили вместо булыжника асфальт. Привезли откуда-то большой котел, топили его дровами. Я подобрал осколки асфальта. Очень черный, и, если долго мять в руках, можно вылепить уточку. Здоровенными ковшами лили вонючий асфальт прямо на землю. Разглаживали деревянными утюгами. Очень интересно — гладко-гладко получилось. Колеса извозчиков совсем не стучат».

Между тем матери Сережи свое предубеждение против «мертвого света» пришлось преодолеть:

«И еще два события. Во-первых, у нас в квартире электричество, и я могу залезть на стул и повернуть черненькую ручку. Тогда сразу становится светло в детской. Во-вторых, у нас телефон. Желтый ящик с ручкой. Мама и папа крутят ручку и говорят с кем-нибудь, кто живет совсем на другой улице»7...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 6 (366) Июнь 2021 В этом выпуске :
Москва Сергея Образцова По страницам воспоминаний великого кукольника
Мода, театр, кино… Три грани творчества Надежды Петровны Ламановой (1861–1941)
«Лучшая в мире дача» Усадьба Абрамцево и ее обитатели в 1870–1908 годах
«Дорогой Батюшка…» Воспоминания об отце Николае Голубцове. Начало 1960-х годов
Бывшие купеческие усадьбы на Земляном Валу По исследованиям молодежной фотоэкспедиции музея «Садовое кольцо»
«Я староста церкви…» О храмопопечительской деятельности издателя Ивана Дмитриевича Сытина (1851–1934)
Московские художники-анималисты XX — начала XXI века Биографические заметки. Часть третья*