Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
Сентябрь 1924 года

Михаил Афанасьевич Булгаков записал в  дневнике: «Новость: на днях в  Москве появились совершенно голые люди (мужчины и  женщины) с  повязками через плечо "Долой стыд". Влезли в  трамвай. Трамвай остановили, публика возмущалась...» Общество «Долой стыд» наделало много шуму в столице, заслужив осуждение. «Разумеется, на берегу Черного моря, на солнце, в  чистом воздухе, перед или после морского купанья полезно полежать голым на солнце. Но улицы Москвы — не берег Черного моря. С  гигиенической точки зрения такое обнажение и  путешествие по улицам просто глупость»,  — комментировал события нарком здравоохранения Н.А.  Семашко. Впоследствии милиция стала резко пресекать прогулки московских нудистов.

1 сентября 1934 года

В  Москву прибыл многоместный немецкий самолет Junkers Ju 52, приобретенный советско‑германским предприятием «Дерулюфт». Путь от Москвы до Бер‑ лина воздушное судно преодолело за 12  часов. Предприятие было создано на основе концессионного соглашения между Советской Россией и  немецким Обществом воздушных сообщений «Аэро Унион» в 1921 году и занималось почтовыми и пассажирскими перевозками в Европе. Прекратило свою деятельность незадолго до начала Второй мировой войны.

1 сентября 1949 года

В Большом зале Московской консерватории начался концерт, посвященный памяти Ф. Шопена. В течение трех дней 13 пианистов исполняли фортепианные произведения польского композитора, столетие со дня смерти которого отмечалось по всему миру. Среди тех, кто выходил тогда на сцену, были молодые музыканты, сделавшиеся впоследствии знаменитостями, — Евгений Васильевич Малинин (1930–2001) и Татьяна Петровна Кравченко (1916–2003).

5 сентября 1997 года

В  рамках масштабного празднования 850‑летия Москвы в  столице был открыт памятник Петру I работы З.К. Церетели.

16 (29) сентября 1914 года

«В городскую думу поступило покрытое многочисленными подписями заяв‑ ление обывателей Москвы о  желательности повышения на одну копейку поездной платы на трамвае с  тем, чтобы этот излишек отчислялся на оказание помощи раненым воинам и  семьям запасных, призванных в  ряды армии. Этот налог предлагается ввести на все время войны» (газета «Голос Москвы»).

19 (30) сентября 1798 года

В Москве родился композитор, певец, государственный деятель Михаил Лукьянович Яковлев (ум. 1868). Из его произведений наиболее известен романс «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») на слова А.С. Пушкина. В  1832  году М.Л.  Яковлев, занимая пост директора типографии Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, способствовал первому изданию пушкинской «Истории Пугачёвского бунта».

Московский журнал в соцсетях
30.09.2021
История, истории...
Автор: Борис Вячеславович Арсеньев
Вход на станцию. 2018 год. Фотография А.Савина
Очерки истории Московского метрополитена №10 (370) Октябрь 2021 Подписаться

Эскиз перронного зала (проект)

В рамках сооружения четвертой очереди Московского метрополитена проектировалась Кольцевая линия. Однако реализацию проекта задержала разразившаяся война. Лишь в июне 1944 года в прессе появилось первое сообщение о строительстве Кольца. Начальный участок (6,4 километра) от «Курской» до «Парка культуры» еще перед войной намечалось сдать в 1948 году. Но помешали опять же война, затем послевоенная разруха. Тормозили работы и сложнейшие гидрогеологические условия: предстояло преодолеть глубокими тоннелями огромный плывун под Калужской площадью, дважды пройти под руслом Москвы-реки, по одному разу под Водоотводным каналом и Яузой.

Это была поистине грандиозная стройка: 44,4 километра тоннелей, 2,5 миллиона кубометров вынутого грунта, 400 тысяч тонн уложенных чугунных тюбингов... Первый участок Кольцевой линии открыли 1 января 1950 года. Второй, протяженностью 7 километров, со станциями «Белорусская», «Ботанический сад» (ныне — «Проспект Мира») и «Комсомольская» — 30 января 1952‑го. Замкнулась трасса 14 марта 1954-го, когда запустили движение по западному отрезку (5,9 километра, станции «Киевская» и «Краснопресненская»).

Кольцевая линия спасла метро и всю транспортную систему столицы от коллапса, открыла им новые перспективы развития. Она значительно разгрузила пересадочные узлы центра, соединила основные вокзалы, кроме двух малозначимых — Савеловского и Рижского. От станций Кольцевой со временем протянулись к окраинам и в центр новые метротрассы.

Сама линия — совершенное техническое сооружение своей эпохи. Она пролегает на значительной глубине — от 30 до 55 метров, что не в последнюю очередь объясняется ее изначальным двойным назначением — транспортной артерии и бомбоубежища на случай войны с применением оружия массового поражения.

Однако станции Кольцевой линии менее всего напоминают военные бункеры, представляя собой грандиозную анфиладу дворцовых залов и храмообразных пространств, отделанных мрамором и гранитом, украшенных лепниной, мозаикой, витражами, майоликой, скульптурой. Авторы проектов — крупнейшие отечественные зодчие ХХ века, в том числе А. В. Щусев, А. Н. Душкин, Л. М. Поляков, Л. Н. Павлов. Хрестоматийные монументальные произведения создавал здесь замечательный художник П. Д. Корин.

Кольцевая линия — это уникальный ансамбль, исполненный в стиле, который сейчас называют большим, имперским или сталинским. Архитектура предельно пафосна, избыточно щедра в своей декоративности, порой чрезмерно насыщена эмоциями. Она атакует сознание оглушенного роскошью пассажира постулатами послевоенной официальной советской идеологии, в которой гордость победителей фашизма, наследников великого прошлого России причудливо переплелась с догмами коммунистической доктрины и прославлением «гениального вождя».

На Кольцевой линии присутствие Сталина ощущалось как нигде в московском метро. Его скульптурные и мозаичные изображения, его цитаты можно было увидеть на большинстве станций. Все это смыла волна хрущевской десталинизации. Впрочем, кое-какие остатки культа еще замечаются. За свою историю линия претерпела немало других изменений, вызванных перманентной реконструкцией-модернизацией. Правда, в последнее время ведутся и масштабные реставрационные работы...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 10 (370) Октябрь 2021 В этом выпуске :
«Будущее — единственная наша цель!» О творчестве московских художников-конструктивистов 1920-х годов
«Тонкий вкус, художественный опыт, верность глаза» Александр Васильевич Чаянов (1888–1937) как искусствовед и коллекционер
Русский железобетон: начало О выдающемся инженере и ученом Артуре Фердинандовиче Лолейте (1868–1933)
Великокняжеский доктор О военном медике Николае Андреевиче Форбрихере (1848–1917)
Память о моряках Сенявиных в Москве Историко-мемориальный очерк
Москва Осипа Мандельштама К 130-летию со дня рождения поэта
Очерки истории Московского метрополитена Архитектурно-художественный аспект