Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 ноября 1924 года

На Первом государственном автомобильном заводе в  Москве (будущий ЗИЛ) собрали первый советский грузовик АМО-Ф-15, разработанный на базе итальянского грузового автомобиля FIAT 15 Ter

4 ноября 1994 года

Патриарх Московский и  всея Руси Алексий II освятил закладной камень восстанавливаемой Иверской часовни, разрушенной в 1929 году.

6 (17) ноября 1782 года

В  доме видного масона П.А.  Татищева у  Красных ворот состоялось торжественное открытие «Дружеского ученого общества». Основанное куратором Московского университета М.М.  Херасковым, университетским преподавателем И.Г.  Шварцем и  Н.И.  Новиковым, оно должно было стать  интеллектуальной и  кадровой базой широкой просветительской деятельности. Например, Общество  давало возможность студентам и  выпускникам Московского университета, а  также духовных учебных  заведений, совершенствовать свое образование за границей, участвовать в  новиковских издательских  проектах в  качестве переводчиков и авторов.

6 ноября 1928 года

Скончался медик, революционер и один из организаторов советского здравоохранения Зиновий  Петрович Соловьёв (род. 1876), по инициативе которого был организован знаменитый советский  пионерлагерь «Артек».

8 ноября 1934 года

Над Москвой совершил первый полет новый пассажирский дирижабль СССР-В6. Просторная  металлическая гондола вмещала рубку управления, пассажирскую кабину, рассчитанную на 20  человек, курительную комнату, уборную, отделения для почты и  багажа. Продолжительность полета  составила 1  час 45  минут. В  1937  году этот дирижабль установит мировой рекорд длительности  беспосадочного перелета (130 часов 27 минут).

24 ноября 1935 года

Хранительница творческого наследия В.В.  Маяковского Л.Ю.  Брик обратилась к И.В. Сталину с письмом, в  котором содержалась просьба о переименовании Триумфальной площади в  честь поэта. Просьбу в  том же году удовлетворили. Название «Триумфальная» площади вернули в 1992 году.

Московский журнал в соцсетях
30.12.2021
Прогулки по старой Москве
Автор: Анастасия Владимировна Шухова
Площадь Старых Триумфальных ворот. Слева — дом купцов Видоновых. 1910-е годы
От Пресненского Вала до Сокольников №1 (373) Январь 2022 Подписаться

1-я Тверская-Ямская улица. 1914 год

Казалось бы, книги А. П. Старостина — выдающегося футболиста, заслуженного мастера спорта СССР, одного из основателей московского клуба «Спартак» — должны интересовать главным образом любителей футбола. Однако это совсем не так: Андрей Петрович был человеком обширных и разносторонних интересов, в частности, близко знал писателя Ю. К. Олешу, актера М. М. Яншина, вращался в кругу тогдашней творческой элиты. Поэтому в упомянутой книге с чисто спортивным названием содержится множество других любопытных сведений, в том числе о Москве середины 1910-х годов — особенно в начале, где описано первое самостоятельное путешествие десятилетнего Андрея «через всю Москву»: от дома Старостиных на Пресненском Валу до стадиона Общества любителей лыжного спорта в Сокольниках1. Пройдемся и мы по этому маршруту, попутно сравнив два города — Москву тогдашнюю и Москву нынешнюю.

Прежде чем начать, сделаем два предварительных замечания. А. П. Старостин говорит, что впервые попал на стадион ОЛЛС в 1916 году, но, поскольку Москва в его изображении еще не приняла военного облика и ни мобилизованные, ни раненые, ни вернувшиеся с полей сражений солдаты мальчику не встречались, датировка, скорее всего, неверная и описываемые события происходили несколькими годами ранее — накануне Первой мировой войны. К тому же до сих пор неизвестны точные даты рождения братьев Старостиных. Согласно существующей гипотезе, по документам они были на несколько лет младше, чем на самом деле, а значит, вероятность того, что Андрею исполнилось десять лет не в 1916, а в 1913–1914 годах, возрастает.

«Старая Москва второго десятилетия нашего века была городом кривых улиц и переулков. Многоголосая, крикливая и тихоходная. Самый быстрый транспорт — трамвай. Он же и самый долгий. Трамвайные пробки возникали постоянно. То с рельсов сойдет, то столкнется, то просто черепашьим шагом продвигается через людское море Сухаревки, Трубной площади или Охотного ряда…»

Второе замечание касается как раз трамвая. А. П. Старостин описывает свою поездку, указывая номера маршрутов. Проще всего добраться до Сокольников было бы на трамвае «Б», и мальчик, собираясь на стадион, выбрал именно этот вариант. Однако в Андрее Петровиче говорил писатель, он хотел показать Москву своего детства, а для этого требовалось перенестись в центр города — на Тверскую, Большую Лубянку, Сретенку... Посему путь будущего футболиста никак не совпадает с маршрутом заявленного в повествовании трамвая «Б», ходившего только по Садовому кольцу. В нашей «экскурсии» мы воспользуемся теми номерами трамваев, на которых в действительности путешествовал десятилетний Андрей, увидев все то, о чем рассказывается в книге.

Дом Старостиных находился по адресу: «Пресненский Камер-Коллежский вал, 46»2. Отец и дядя Андрея, будучи известными егерями, принадлежали к «деревенской аристократии» — их приглашали богатые купцы, помещики, заезжие иностранцы, желавшие принять участие в крупной охоте. От Московского общества охоты имени императора Александра II, председателем которого состоял князь Ф. Ф. Юсупов, граф Сумароков-Эльстон, Старостины получили дом на Пресненском Валу, где не только жили, но и держали во дворе целую псарню. Этого деревянного одноэтажного дома в шесть окон не существует уже более полувека, располагался он неподалеку от Малой Грузинской улицы — примерно на месте нынешнего дома № 42. Конечно, став известными футболистами, членами сборной СССР, братья Старостины получили элитные по тем временам квартиры, а в доме на Пресненском Валу поселились цыгане, проживавшие там, по уверению Андрея Старостина-младшего (сына Петра Петровича), до самого сноса здания3.

«Мой путь лежал по Грузинскому валу до Александровского вокзала, так назывался теперешний Белорусский4, оттуда по Тверской до Садовой Триумфальной площади, через Самотеку и Сухаревку к Красным воротам. Дальше все представлялось туманным и загадочным. Площадь трех вокзалов, Краснопрудная, Стромынка, наконец, Сокольники — конец света. Главным ориентиром были трамвайные линии».

Вот тут-то мальчик и отступил от своего плана: у Александровского вокзала сел на трамвай № 6, начинавший маршрут у Петровского парка, доходивший до Лубянки и поворачивавший в Сокольники, к заставе. Этот номер как нельзя лучше подходил Андрею, но он боялся потеряться в людском море центра города, поэтому первоначально и «разработал маршрут по линии трамвая “Б”».

Тверская улица поразила Андрея своими красками, шумом, богатством: «Я катил на буфере по центральной магистрали города. <…> Из района, где небольшие бакалейные лавки — Д. И. Иванова, на углу Малой Грузинской, и А.Ф. Золотова, на валу, — со скромными, белым по черному, вывесками “Торговля колониальными товарами” обслуживали весь огромный квартал, я попал на оживленный проспект, по обеим сторонам которого в ряд тянулись магазины самых известных фирм»....

 

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 1 (373) Январь 2022 В этом выпуске:
«Женщина с правдивыми глазами» О первой жене писателя Пантелеймона Сергеевича Романова (1884–1938), духовной дочери священномученика Сергия Мечёва Анне Васильевне Романовой (1873–1968)
«Вы будете большим человеком!» Московский период жизни С.В. Рахманинова
От Пресненского Вала до Сокольников Москва 1910-х годов в книге Андрея Петровича Старостина (1906?–1987) «Повесть о футболе» (М., 1973)
Лобненский рубеж обороны Москвы К 80-летию окончания Московской битвы (1942)
Московский дневник (1808–1810) Допожарная Москва глазами современника
Легкая душа Жизнь и судьба актрисы Людмилы Георгиевны Арбат (1899–1985)
Московская коммунальная квартира: быт и нравы Исторические заметки