Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 декабря 1933 года

Историк и археолог Игнатий Яковлевич Стеллецкий (1878–1949) начал раскопки под угловой и средней Арсенальными башнями Московского Кремля. Достичь цели изысканий  — обнаружить легендарную библиотеку Ивана Грозного  — не удалось. Однако в  ходе раскопок были получены ценные сведения о подземном Кремле.

12 (25) декабря 1905 года

На Валовой улице в ходе Декабрьского вооруженного восстания сгорела типография И.Д. Сытина. «Типография эта,  — писала на следующий день газета “Новое время”,  — представляет огромное роскошное по архитектуре здание, выходившее на три улицы. Со своими машинами она оценивалась в миллион рублей».

13 декабря 1957 года

Решением Моссовета участок Ленинградского шоссе от путепровода у Белорусского вокзала до развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе был переименован в Ленинградский проспект.

20 декабря 1900 года (1 января 1901 года)

Попечитель Московского учебного округа получил уведомление от душеприказчика скончавшегося купца Ивана Логгиновича Медведникова (1807–1889) о завещанной покойным городу крупной денежной сумме. На  полученные средства была основана гимназия, названная в честь благотворителя Медведниковской. Вначале занятия проходили в помещении на Поварской улице, потом учебное заведение переехало в новое здание в Староконюшенном переулке. В советское время гимназия действовала как школа №59 имени Н.В. Гоголя; позже вошла в состав школы №1529 имени А.С. Грибоедова.

30 декабря 1930 года

На пересечении улиц Петровка и Кузнецкий мост появился первый в Москве светофор

31 декабря 1964 года

Открылась станция Московского метрополитена «Водный стадион». Название дано по находящемуся рядом на Химкинском водохранилище водному стадиону «Динамо».

Московский журнал в соцсетях
30.12.2021
Прогулки по старой Москве
Автор: Анастасия Владимировна Шухова
Площадь Старых Триумфальных ворот. Слева — дом купцов Видоновых. 1910-е годы
От Пресненского Вала до Сокольников №1 (373) Январь 2022 Подписаться

1-я Тверская-Ямская улица. 1914 год

Казалось бы, книги А. П. Старостина — выдающегося футболиста, заслуженного мастера спорта СССР, одного из основателей московского клуба «Спартак» — должны интересовать главным образом любителей футбола. Однако это совсем не так: Андрей Петрович был человеком обширных и разносторонних интересов, в частности, близко знал писателя Ю. К. Олешу, актера М. М. Яншина, вращался в кругу тогдашней творческой элиты. Поэтому в упомянутой книге с чисто спортивным названием содержится множество других любопытных сведений, в том числе о Москве середины 1910-х годов — особенно в начале, где описано первое самостоятельное путешествие десятилетнего Андрея «через всю Москву»: от дома Старостиных на Пресненском Валу до стадиона Общества любителей лыжного спорта в Сокольниках1. Пройдемся и мы по этому маршруту, попутно сравнив два города — Москву тогдашнюю и Москву нынешнюю.

Прежде чем начать, сделаем два предварительных замечания. А. П. Старостин говорит, что впервые попал на стадион ОЛЛС в 1916 году, но, поскольку Москва в его изображении еще не приняла военного облика и ни мобилизованные, ни раненые, ни вернувшиеся с полей сражений солдаты мальчику не встречались, датировка, скорее всего, неверная и описываемые события происходили несколькими годами ранее — накануне Первой мировой войны. К тому же до сих пор неизвестны точные даты рождения братьев Старостиных. Согласно существующей гипотезе, по документам они были на несколько лет младше, чем на самом деле, а значит, вероятность того, что Андрею исполнилось десять лет не в 1916, а в 1913–1914 годах, возрастает.

«Старая Москва второго десятилетия нашего века была городом кривых улиц и переулков. Многоголосая, крикливая и тихоходная. Самый быстрый транспорт — трамвай. Он же и самый долгий. Трамвайные пробки возникали постоянно. То с рельсов сойдет, то столкнется, то просто черепашьим шагом продвигается через людское море Сухаревки, Трубной площади или Охотного ряда…»

Второе замечание касается как раз трамвая. А. П. Старостин описывает свою поездку, указывая номера маршрутов. Проще всего добраться до Сокольников было бы на трамвае «Б», и мальчик, собираясь на стадион, выбрал именно этот вариант. Однако в Андрее Петровиче говорил писатель, он хотел показать Москву своего детства, а для этого требовалось перенестись в центр города — на Тверскую, Большую Лубянку, Сретенку... Посему путь будущего футболиста никак не совпадает с маршрутом заявленного в повествовании трамвая «Б», ходившего только по Садовому кольцу. В нашей «экскурсии» мы воспользуемся теми номерами трамваев, на которых в действительности путешествовал десятилетний Андрей, увидев все то, о чем рассказывается в книге.

Дом Старостиных находился по адресу: «Пресненский Камер-Коллежский вал, 46»2. Отец и дядя Андрея, будучи известными егерями, принадлежали к «деревенской аристократии» — их приглашали богатые купцы, помещики, заезжие иностранцы, желавшие принять участие в крупной охоте. От Московского общества охоты имени императора Александра II, председателем которого состоял князь Ф. Ф. Юсупов, граф Сумароков-Эльстон, Старостины получили дом на Пресненском Валу, где не только жили, но и держали во дворе целую псарню. Этого деревянного одноэтажного дома в шесть окон не существует уже более полувека, располагался он неподалеку от Малой Грузинской улицы — примерно на месте нынешнего дома № 42. Конечно, став известными футболистами, членами сборной СССР, братья Старостины получили элитные по тем временам квартиры, а в доме на Пресненском Валу поселились цыгане, проживавшие там, по уверению Андрея Старостина-младшего (сына Петра Петровича), до самого сноса здания3.

«Мой путь лежал по Грузинскому валу до Александровского вокзала, так назывался теперешний Белорусский4, оттуда по Тверской до Садовой Триумфальной площади, через Самотеку и Сухаревку к Красным воротам. Дальше все представлялось туманным и загадочным. Площадь трех вокзалов, Краснопрудная, Стромынка, наконец, Сокольники — конец света. Главным ориентиром были трамвайные линии».

Вот тут-то мальчик и отступил от своего плана: у Александровского вокзала сел на трамвай № 6, начинавший маршрут у Петровского парка, доходивший до Лубянки и поворачивавший в Сокольники, к заставе. Этот номер как нельзя лучше подходил Андрею, но он боялся потеряться в людском море центра города, поэтому первоначально и «разработал маршрут по линии трамвая “Б”».

Тверская улица поразила Андрея своими красками, шумом, богатством: «Я катил на буфере по центральной магистрали города. <…> Из района, где небольшие бакалейные лавки — Д. И. Иванова, на углу Малой Грузинской, и А.Ф. Золотова, на валу, — со скромными, белым по черному, вывесками “Торговля колониальными товарами” обслуживали весь огромный квартал, я попал на оживленный проспект, по обеим сторонам которого в ряд тянулись магазины самых известных фирм»....

 

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 1 (373) Январь 2022 В этом выпуске:
«Женщина с правдивыми глазами» О первой жене писателя Пантелеймона Сергеевича Романова (1884–1938), духовной дочери священномученика Сергия Мечёва Анне Васильевне Романовой (1873–1968)
«Вы будете большим человеком!» Московский период жизни С.В. Рахманинова
От Пресненского Вала до Сокольников Москва 1910-х годов в книге Андрея Петровича Старостина (1906?–1987) «Повесть о футболе» (М., 1973)
Лобненский рубеж обороны Москвы К 80-летию окончания Московской битвы (1942)
Московский дневник (1808–1810) Допожарная Москва глазами современника
Легкая душа Жизнь и судьба актрисы Людмилы Георгиевны Арбат (1899–1985)
Московская коммунальная квартира: быт и нравы Исторические заметки