Превращение» особняка в дом полярников. 1936 год
Интересующимся архитектурой столицы читателям «Московского журнала» наверняка известен дом полярников (дом Главсевморпути) на Бульварном кольце (Никитский бульвар, 9). В этой статье мы расскажем о титульном доме Главного управления Северного морского пути, что находится на Садовом кольце (улица Садовая-Кудринская, 14/16). Об этом монументальном доме в СМИ практически не говорят. Память о его авторе — архитекторе Иване Кузьмиче Запорожце (1884–1952) — на долгие годы оказалась предана забвению и профессиональным сообществом, и простыми москвичами. Кроме того, в 2013 году было принято решение о необоснованности включения здания в единый государственный реестр объектов культурного наследия. Почему так произошло? Попробуем восстановить цепь событий, а пока сообщим, что многие сведения о доме на Садовой-Кудринской, 14/16, публикуются здесь впервые.
Для того чтобы узнать историю дома и его создателя, мы обратились в Музей архитектуры имени А. В. Щусева. К сожалению, ничего про архитектора Запорожца и его творение с первого раза там найти не удалось, однако сотрудники порекомендовали обратиться в Центральную научно-техническую библиотеку по строительству и архитектуре. Другой наш путь лежал в Центральный архив города Москвы.
* * *
В Центральном государственном архиве впервые обнаруживаем многочисленные синьки, кальки, эскизы — проекты дома 1930‑х годов за подписью архитектора Ивана Запорожца — и делаем наше главное открытие: узнаем полное название дома на Садовой-Кудринской, 14/16, — дом РЖСКТ «Полярник» имени Отто Юльевича Шмидта1. Аббревиатура РЖСКТ означает «рабочее жилищно-строительное кооперативное товарищество». Отто Юльевич Шмидт — знаменитый полярник, исследователь Памира и Севера, Герой Советского Союза. В 1932–1938 годах — начальник Главного управления Северного морского пути. В 1932-м экспедиция под руководством О. Ю. Шмидта на ледокольном пароходе «Александр Сибиряков» впервые прошла Северным морским путем из Архангельска до Берингова пролива за одну навигацию. По результатам плавания руководству страны был представлен доклад о возможности использования заполярного маршрута для развития северных территорий СССР. Возникла идея создать единую организацию, которая занималась бы не только транспортом, но также промышленностью, местными промыслами, строительством портовых сооружений, школ, больниц, постоянно действующих радио- и гидрометеорологических станций. Известно, что тогдашний руководитель страны И. В. Сталин сравнивал этот масштабный проект с Британской Ост-Индской компанией. Посчитав, что разные профильные наркоматы с поставленной задачей в должном объеме не справятся, правительство приняло решение о создании в 1932 году для освоения Севера отдельного ведомства под названием Главное управление Северного морского пути (Главсевморпуть, ГУСМП). Впоследствии Северный морской путь внесет неоценимый вклад в Великую Победу.
Заметим, что международное соперничество в освоении Арктики не теряет своей остроты и по сей день.
В советское время покорителей Севера воспринимали как героев. Возвращавшихся из экспедиций полярников встречали с теми же почестями, что и первых космонавтов несколько десятилетий спустя. Собственно, для героев этих событий и был построен дом «Полярник» им. О. Ю. Шмидта на Садовом кольце...
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru