Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 июня 1931 года

Совет народных комиссаров СССР принял постановление «О строительстве водного
канала Волга — Москва» (ныне — Канал имени Москвы).

4 июня 1934 года

В Парке культуры и отдыха имени Горького состоялась дегустация блюд нового летнего сезона. В меню вошли: суп из вишен, клюквы, чернослива, абрикосов, а также напитки — гренадин, мазагран, кофе‑гляссе. Меню было разработано Институтом общественного питания.

6 июня 1957 года

На Лубянке открылся центральный универмаг «Детскиймир». Здание строилось по проекту архитектора А. Н. Душкина (соавторы — Г. Г. Аквилев, Ю. В. Вдовин, И. М. Потрубач, инженер Л. М. Глиэр) на месте снесенного Лубянского пассажа. По словам А. И. Микояна, универмаг задумывался как «детский ГУМ для маленьких советских потребителей».

13 июня 1924 года

Президиум Моссовета постановил объявить участок реки Москвы в пределах Окружной железной дороги заказником. Сделано это было в целях охраны от хищнического истребления рыбы в главном столичном водоеме. Постановление запрещало «на всем протяжении указанного участка всякую ловлю рыбы: сетями, неводами, вентерями, вершами, мордами, неротками, наметками, багрилками, путем бросания бомб и отравы и тому подобной промысловой, полупромысловой и хищнической снастью и способами, а также стрельбу рыбы из ружей и битье ее острогой весной». Разрешались лишь удочки. Нарушителям грозила уголовная ответственность.

20 (8 ст. ст.) июня 1880 года

В зале московского Благородного собрания прозвучала знаменитая речь Ф. М. Достоевского об А. С. Пушкине. Она произвела огромное впечатление на публику. «Вчера еще можно было толковать о том, великий ли всемирный поэт Пушкин или нет; сегодня этот вопрос упразднен; истинное значение Пушкина показано, и нечего больше толковать!» — отозвался на выступление Федора Михайловича И. С. Аксаков.

29 (17 ст. ст.) июня 1835 года

В Москве родился выдающий ученый‑ботаник академик Андрей Сергеевич Фаминцын (ум. 1918) — основатель отечественной школы физиологии растений.

Московский журнал в соцсетях
29.05.2020
Записки москвоведа
Автор: Денис Петрович Дроздов
Ф.В. Токарев cо своим оружием
Потери и обретения №6 (354) Июнь 2020 Подписаться

Ф.Я. Алексеев, ученики. Вид в Замоскворечье на Кадашевский Хамовный двор и колокольню церкви Козьмы и Дамиана. Бумага, акварель, тушь, графитный карандаш, чернила, кисть, перо. 1800-е годы. Государственный исторический музей

Советская эпоха принесла Большой Полянке немало разрушений и утрат. Согласно Генеральному плану реконструкции Москвы (1935), в Замоскворечье намеревались замкнуть Бульварное кольцо, поскольку наличие у него двух концов вызывало серьезные транспортные проблемы. Новую магистраль планировали проложить от Устьинского моста до Малой площади Дворца Советов1, пересекая Большую Полянку. Бульварное кольцо в Замоскворечье так и не пришло, однако признаки реконструкции видны на Большой Полянке и сегодня. Ширина начального участка улицы увеличилась с 20 до 50 метров, вместо исторической застройки появились многоэтажные здания. В № 11 «Московского журнала» за 2018 год мы уже рассказывали об утрате трех дворянских усадеб и возведении жилого дома по проекту архитектора А. Г. Мордвинова (Большая Полянка, 1). В данном очерке речь пойдет о других советских зданиях, выросших в начале улицы, и о потерях, предшествовавших реконструкции.

* * *

Ныне по адресу Большая Полянка, 4, расположен шестиэтажный жилой дом, построенный в 1939 году по проекту архитекторов А. К. Бурова и Б. Н. Блохина на месте храма святых бессребреников Космы и Дамиана в Кадашах. Автостоянка позади многоэтажки занимает территорию бывшего приходского кладбища.

Об огромном значении этого храма говорит хотя бы тот факт, что до начала XIX века улица Большая Полянка называлась Космодамианской, а Малый Каменный мост именовался прежде Космодамианским; то же название носил переулок, существовавший до революции между Большой Полянкой и Старомонетным переулком.

Традиция связывает возникновение храма с именем царя Ивана Грозного. Космодамианский храм впервые упоминается в жалованной грамоте Михаила Федоровича Романова (1614). В XVII столетии местными прихожанами были ткачи (хамовники) — жители Кадашевской слободы. Память о ней до сих пор хранят 1-й, 2-й, 3-й Кадашевские переулки, одноименные набережная и тупик, а также храм Воскресения Христова в Кадашах. В древности здесь стояло подмосковное село Кадашево, фигурирующее в духовной грамоте великого князя Ивана III 1504 года, но существовавшее на правом берегу Москвы-реки раньше и изначально связанное с великокняжеским двором.

Храм Космы и Дамиана возводился в 1655–1656 годах на деньги прихожан. Самый большой вклад сделал староста Филипп Савельев. Архитектура соответствовала времени: главный объем представлял собой вытянутый с севера на юг и расчлененный снаружи парными полуколонками четверик с боковыми апсидами, которые сильно выступали за линию стен. Верхнюю часть четверика украсили сложным карнизом и поясом кокошников. Венчалось здание традиционным для XVII столетия пятиглавием — тесно поставленными на глухие барабаны маковицами, покрытыми зеленой поливной черепицей. Со временем ансамбль дополнился небольшой двустолпной трапезной, лишенной богатого декора, и отдельно стоящей колокольней. Чтобы получить примерное представление о том, какой вид имел Космодамианский храм, достаточно изучить похожий на него Никольский в подмосковном городе Пушкино.

Главный престол освятили в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В северной апсиде расположился Космодамианский придел, по которому храм был известен большинству москвичей. Работая на царский двор, кадашевские хамовники имели тесные связи с Оружейной палатой и могли приглашать лучших придворных мастеров-благоукрасителей. Внутреннее убранство Космодамианского храма производило яркое впечатление. В конце XVII столетия тщанием жителя Кадашевской слободы, богатого купца Кондрата Добрынина главный престол получил резной золоченый пятиярусный иконостас тонкой работы. Иконы создавали царские изографы. Доподлинно известно, что образ Иоанна Крестителя в пустыне со сценами жития (1689) принадлежал кисти Тихона Филатьева — ученика знаменитого иконописца Симона Ушакова. Москвичи и жители других городов приезжали в слободу полюбоваться роскошным иконостасом. В 1692 году здесь побывал патриарх Московский и всея Руси Адриан.

С храмом связано старинное литературное произведение, действие которого происходит в Замоскворечье, — сатирическая повесть «Сказание о попе Саве и о великой его славе»:

Послушайте, миряне и все православные християне,

Што ныня зделалася, великое чудо учинилася

Над долгим попом, над премым дураком,

От Козмы и Домияна из-за реки, а в приходе у нево богатые мужики.

А зовут ево, попа, Савою, да не мелак он славою.

Аще живет и за рекою, а в церкву не нагою.

Люди встают — молятся, а он по приказам волочитца,

Ищет, с кем бы ему потегатца и впред бы ему с ним не видатца.

Да он же по площеди рыщет, ставленников ищет

И много с ними говорит, за реку к себе монит…

В 1730–1740-х годах на красной линии улицы вместо старой возвели новую пятиярусную колокольню. Краевед К. П. Михайлов пишет: «Завершенная короной (иначе и назвать нельзя неповторимый симбиоз луковицы со шпилем), колокольня храма Космы и Дамиана производила неизгладимое впечатление. Это была редкость для Москвы — колокольня в стиле барокко, практически не искаженная позднейшими переделками. Главным ее архитектурным мотивом была арка, помещенная между парами пилястр, что соблюдалось на всех ярусах, независимо от их назначения и конфигурации. Превосходен был второй ярус, снабженный обходной галереей, кровлю которой поддерживали колонны. Особо эффектно выглядел восьмигранный четвертый ярус с гармоничным сочетанием арок звона и как бы изломанных (за счет граненой формы яруса) пар пилястр. Колокольня эта великолепно смотрелась и из ближних улиц и переулков, и с другого берега Москвы-реки»2.

Напомним, что до революции на Большую Полянку выходил Космодамианский переулок. Колокольня, поставленная на красной линии улицы, как раз замыкала его перспективу. В середине XVIII века здесь сложился неповторимый архитектурный ансамбль. Его южную сторону составлял увенчанный шатром главный фасад бывшего Хамовного двора с проездными воротами. К тому времени ткачи здесь уже не жили, и их промышленный комплекс использовали как монетный двор (отсюда и название Старомонетного переулка). С запада ансамбль дополнялся затейливым и сложным силуэтом стройной воздушной колокольни — важной доминанты района. Как это выглядело, можно увидеть на картине художника Ф. Я. Алексеева (1753–1824) «Вид в Замоскворечье на Кадашевский Хамовный двор и колокольню церкви Козьмы и Дамиана».

Во второй половине XVIII столетия трапезная Космодамианского храма была перестроена и получила новые украшения в виде двойных лопаток и причудливо изогнутых оконных наличников. Сюда перенесли придел Космы и Дамиана, помимо которого там находились еще два придела — Никольский и Сергиевский. Примерно тогда же появилась невысокая металлическая ограда с тонкими каменными столпами (похожая ограда сегодня окружает двор барочной церкви Иоанна Воина на Якиманке). 28 декабря 1801 года в Космодамианском храме крестили П. В. Нащокина — близкого друга А. С. Пушкина...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 6 (354) Июнь 2020 В этом выпуске :
«Консерватория имела бы превосходнейшего директора…» Московский городской голова Николай Александрович Алексеев (1852–1893) и музыкальная жизнь Москвы последней трети XIX века
Усадебный дом, клуб, театр… О метаморфозах одного московского здания
«Необъятная бездна звездного океана» Астрономические увлечения художника Аполлинария Михайловича Васнецова (1856–1933)
Потери и обретения О советской реконструкции улицы Большая Полянка
Руины на ковре из сорных трав... Усадьба великой русской актрисы Марии Николаевны Ермоловой Калабриево
Воспитатели воинов Начальники 3-й и 4-й Московских школ подготовки прапорщиков пехоты (1915–1917)
Первый директор Московского библиотечного института О видном советском библиотечном деятеле Генриетте Карловне Дерман (1882–1954) и причинах ее ареста
Память сердца Воспоминания
Московские художники-анималисты XX — начала XXI века Биографические заметки. Часть вторая*