Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 декабря 1933 года

Историк и археолог Игнатий Яковлевич Стеллецкий (1878–1949) начал раскопки под угловой и средней Арсенальными башнями Московского Кремля. Достичь цели изысканий  — обнаружить легендарную библиотеку Ивана Грозного  — не удалось. Однако в  ходе раскопок были получены ценные сведения о подземном Кремле.

12 (25) декабря 1905 года

На Валовой улице в ходе Декабрьского вооруженного восстания сгорела типография И.Д. Сытина. «Типография эта,  — писала на следующий день газета “Новое время”,  — представляет огромное роскошное по архитектуре здание, выходившее на три улицы. Со своими машинами она оценивалась в миллион рублей».

13 декабря 1957 года

Решением Моссовета участок Ленинградского шоссе от путепровода у Белорусского вокзала до развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе был переименован в Ленинградский проспект.

20 декабря 1900 года (1 января 1901 года)

Попечитель Московского учебного округа получил уведомление от душеприказчика скончавшегося купца Ивана Логгиновича Медведникова (1807–1889) о завещанной покойным городу крупной денежной сумме. На  полученные средства была основана гимназия, названная в честь благотворителя Медведниковской. Вначале занятия проходили в помещении на Поварской улице, потом учебное заведение переехало в новое здание в Староконюшенном переулке. В советское время гимназия действовала как школа №59 имени Н.В. Гоголя; позже вошла в состав школы №1529 имени А.С. Грибоедова.

30 декабря 1930 года

На пересечении улиц Петровка и Кузнецкий мост появился первый в Москве светофор

31 декабря 1964 года

Открылась станция Московского метрополитена «Водный стадион». Название дано по находящемуся рядом на Химкинском водохранилище водному стадиону «Динамо».

Московский журнал в соцсетях
29.05.2020
Версии
Автор: Михаил Николаевич Глазков
В этом здании в 1930-х годах размещался Московский библиотечный институт
Первый директор Московского библиотечного института №6 (354) Июнь 2020 Подписаться

Генриетте Карловне Дерман в последние десятилетия было посвящено немало статей1. Однако целый ряд обстоятельств ее биографии, особенно связанных с арестом, остается малоизученным и спорным.

Родилась она в Риге в семье плотогона Карла Абеле, который, возможно, являлся вовсе не пролетарием, как принято считать, а представителем мелкобуржуазной среды; во всяком случае, у него нашлись деньги на обучение дочери в Риге, а потом в Москве.

Выпускница рижской Ломоносовской женской гимназии (1889), Генриетта Абеле еще в пору учебы увлеклась революционными идеями и вступила в Латышскую социал-демократическую рабочую организацию, тесно связанную с РСДРП. В 1905 году (по другим сведениям, в 1903-м) она окончила Высшие женские педагогические курсы в Москве. Активно участвовала в подпольных студенческих кружках, вместе с Н. Э. Бауманом работала в нелегальной типографии. Приложила руку и к революционным актам, хотя конкретика ее действий в данном случае не вполне прояснена. Очевидно, именно в этот период Г. К. Абеле получила навыки конспирации и владения оружием.

В 1905 году по поручению большевистской партии Генриетта отправляется в Западную Европу. О конкретных целях «командировки» опять-таки остается лишь догадываться. В октябре того же года в Брюсселе наша героиня выходит замуж за Вилиса Вилисовича Дерманиса (Дермана) — тоже социал-демократа.

Судя по всему, Г. К. Дерман успешно выполняла поручения партийного руководства, о чем свидетельствует карьерный рост. В 1910 году она избирается членом Центрального комитета Латышской СДРП, работает в рижской парторганизации, специализируясь на женском движении. Ее активность не осталась незамеченной и властями. В 1911 году чету Дерман арестовывают; Вилиса Вилисовича приговаривают к 4 годам каторжных работ, Генриетту Карловну освобождают ввиду недоказанности вины. Жена следует за мужем в Иркутскую губернию после замены ему каторги ссылкой. Как вспоминали другие ссыльные революционеры, Г. К. Дерман зарабатывала 25 рублей в месяц преподаванием немецкого и французского языков; Вилис Вилисович тем временем занимался написанием политико-публицистических статей для партийной печати.

В 1914 году удалось организовать побег. Через Петербург и Выборг Дерманы перебрались в Германию, где в связи с началом Первой мировой войны были арестованы как подданные Российской империи. Содержалась Генриетта Карловна в одной камере с известной революционеркой А. М. Коллонтай. Вскоре, однако, местные спецслужбы разобрались, что Дерманы не враги, а союзники Германии в борьбе с «прогнившим царизмом». Супругов освободили и помогли им выехать в нейтральную Швецию. Оттуда их путь лежал в Америку.

В Штатах Генриетта Карловна, подобно многим политэмигрантам из России, продолжила революционную работу, даже вступила в Коммунистическую партию США. Произошло это в 1919 году, а годом ранее семью постигло большое горе — смерть дочери через несколько дней после рождения.

В эмиграции Г. К. Дерман обрела профессию, с которой оказалась связанной вся ее последующая жизнь: в 1917 году окончила библиотечное отделение Симмонс-колледжа в Бостоне и устроилась библиотекарем в Гарвардский университет, после чего практически сразу же была приглашена на работу в Библиотеку Конгресса США. Столь лестного приглашения Генриетта Карловна удостоилась не в последнюю очередь потому, что знала семь языков. Сначала ей поручили разбор и классификацию знаменитой книжной коллекции русского купца и библиофила Г. В. Юдина, вывезенной из России еще в 1907 году. Затем назначили заведующей cлавянским отделом. Г. К. Дерман переводила американские учебники по библиотековедению на русский язык2. Коллеги отзывались о ней восторженно: «С ее возможностями, врожденными способностями — гениальными! — и с замечательным образованием <…> она добьется успеха где бы то ни было в библиотечной сфере. В Библиотеке Конгресса она проделала замечательную работу по каталогизации и классификации русской коллекции, сделала все необходимое, чтобы огромное количество хранящихся в беспорядке необработанных книг превратилось в настоящую библиотечную коллекцию»3. В отчете учреждения за 1920–1921 годы отмечен «необыкновенный профессионализм» Генриетты Карловны, а ее уход оттуда (май 1921-го) оценивается как «серьезная потеря»4. Вслед за мужем она уезжает в получившую независимость Латвийскую республику...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 6 (354) Июнь 2020 В этом выпуске :
«Консерватория имела бы превосходнейшего директора…» Московский городской голова Николай Александрович Алексеев (1852–1893) и музыкальная жизнь Москвы последней трети XIX века
Усадебный дом, клуб, театр… О метаморфозах одного московского здания
«Необъятная бездна звездного океана» Астрономические увлечения художника Аполлинария Михайловича Васнецова (1856–1933)
Потери и обретения О советской реконструкции улицы Большая Полянка
Руины на ковре из сорных трав... Усадьба великой русской актрисы Марии Николаевны Ермоловой Калабриево
Воспитатели воинов Начальники 3-й и 4-й Московских школ подготовки прапорщиков пехоты (1915–1917)
Первый директор Московского библиотечного института О видном советском библиотечном деятеле Генриетте Карловне Дерман (1882–1954) и причинах ее ареста
Память сердца Воспоминания
Московские художники-анималисты XX — начала XXI века Биографические заметки. Часть вторая*