Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 июня 1931 года

Совет народных комиссаров СССР принял постановление «О строительстве водного
канала Волга — Москва» (ныне — Канал имени Москвы).

4 июня 1934 года

В Парке культуры и отдыха имени Горького состоялась дегустация блюд нового летнего сезона. В меню вошли: суп из вишен, клюквы, чернослива, абрикосов, а также напитки — гренадин, мазагран, кофе‑гляссе. Меню было разработано Институтом общественного питания.

6 июня 1957 года

На Лубянке открылся центральный универмаг «Детскиймир». Здание строилось по проекту архитектора А. Н. Душкина (соавторы — Г. Г. Аквилев, Ю. В. Вдовин, И. М. Потрубач, инженер Л. М. Глиэр) на месте снесенного Лубянского пассажа. По словам А. И. Микояна, универмаг задумывался как «детский ГУМ для маленьких советских потребителей».

13 июня 1924 года

Президиум Моссовета постановил объявить участок реки Москвы в пределах Окружной железной дороги заказником. Сделано это было в целях охраны от хищнического истребления рыбы в главном столичном водоеме. Постановление запрещало «на всем протяжении указанного участка всякую ловлю рыбы: сетями, неводами, вентерями, вершами, мордами, неротками, наметками, багрилками, путем бросания бомб и отравы и тому подобной промысловой, полупромысловой и хищнической снастью и способами, а также стрельбу рыбы из ружей и битье ее острогой весной». Разрешались лишь удочки. Нарушителям грозила уголовная ответственность.

20 (8 ст. ст.) июня 1880 года

В зале московского Благородного собрания прозвучала знаменитая речь Ф. М. Достоевского об А. С. Пушкине. Она произвела огромное впечатление на публику. «Вчера еще можно было толковать о том, великий ли всемирный поэт Пушкин или нет; сегодня этот вопрос упразднен; истинное значение Пушкина показано, и нечего больше толковать!» — отозвался на выступление Федора Михайловича И. С. Аксаков.

29 (17 ст. ст.) июня 1835 года

В Москве родился выдающий ученый‑ботаник академик Андрей Сергеевич Фаминцын (ум. 1918) — основатель отечественной школы физиологии растений.

Московский журнал в соцсетях
31.05.2022
Место памяти
Автор: Павел Викторович Исаченков
Павел Корин в доме на Малой Пироговской
Дом-музей Павла Дмитриевича Корина в Москве №6 (378) Июнь 2022 Подписаться

Интерьеры музея П.Д. Корина

У домов, как у людей, есть своя душа и свое лицо,

на котором отражается их внутренняя сущность.

Александр Дюма

Знакомство с творческим наследием художника, реставратора станковой живописи, коллекционера древнерусского искусства Павла Дмитриевича Корина (1892–1967) производит неизгладимое впечатление, настолько оно многогранно — от тонких романтических пейзажей родного Палеха до монументальных эскизов к «Руси уходящей», от лирических итальянских этюдов до многоцветных мозаик и ярких витражей. Его таланту был подвластен любой жанр.

Музей П. Д. Корина на Малой Пироговской улице — здание с необыкновенной судьбой. Бывший флигель большого доходного дома, где располагалась прачечная, превращенный в мастерскую художника, сделался своеобразной тихой пристанью, местом, в котором человек ощущает себя, словно в другом измерении — в мире чистого искусства.

Первая коринская мастерская находилась в мансарде доходного дома А. К. Ечкина на Арбате. Именно здесь началась работа над эпическим полотном «Реквием. Русь уходящая»: были написаны начальные эскизы общей композиции и ряд портретов. Однако приступить к созданию самой картины не представлялось возможным — воплотить грандиозный замысел не позволяли скромные размеры мастерской.

Как-то М. Горький сказал своему другу П. Д. Корину: «Нельзя жить и работать на «чердаке»». По словам художника, Алексей Максимович нашел подходящий «сарай» на Малой Пироговской улице, дал средства на его перестройку в полноценное жилье с просторной мастерской, да еще принял на себя содержание дома, в который супруги Корины переехали 3 февраля 1934 года. С Арбата сюда перевезли гипсовые слепки античных скульптур, в свое время оказавшиеся ненужными Московскому училищу живописи, ваяния и зодчества и спасенные братьями Кориными, древние иконы, положившие начало впоследствии всемирно известной коллекции. Во дворе разбили яблоневый сад.

Горький, придя на новоселье и разглядывая эскизы к «Руси уходящей», сказал: «Вы накануне написания замечательной картины. Напишите ее, слышите, обязательно напишите! Вот большая мастерская, пишите, ни о чем не заботьтесь».

Однако относительно спокойное существование в новом доме продлилось недолго. В 1936 умер Алексей Максимович, и на П. Д. Корина, оставшегося без покровителя, ополчились недоброжелатели — власти, критики, просто завистники, которые ранее были вынуждены помалкивать. Появились заказные статьи в печати, началась травля, слежка, обыски.

Дом на Малой Пироговской оказался еще одним инструментом давления на П. Д. Корина. Фрунзенский райсовет предложил Павлу Дмитриевичу в пятидневный срок освободить помещения, хотя срок арендного договора составлял шестьдесят лет. По странному стечению обстоятельств при оформлении документов дом фигурировал в качестве производственного, а не жилого здания, договор же райсовет почему-то заключил не с «застройщиком», как должно было быть, а с «арендатором». Все это значительно повышало арендную плату. К тому же первоначальный долгосрочный договор аренды властями игнорировался, и теперь П. Д. Корину приходилось каждый год заключать новый. Мастерскую удалось сохранить благодаря помощи влиятельных друзей, но административная нервотрепка не прекращалась. В архивах музея хранится множество черновиков официальных писем, в которых Павел Дмитриевич доказывал незаконность новых условий аренды, борясь за право оставаться на Малой Пироговской...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 6 (378) Июнь 2022 В этом выпуске:
Дом-музей Павла Дмитриевича Корина в Москве К 130-летию со дня рождения художника
«Храм при театре, театр при храме» О поиске истины на сценических подмостках и о том, как храм и театр хранят друг друга
«Петр I при Красной Горке» К cюжету одной картины И.К. Айвазовского
Мои отцы Два воина Великой Отечественной
Рогожа Из записок московского старожила
Портрет екатерининского генерала О генерал-лейтенанте Российской императорской армии Петре Ивановиче Боборыкине (ок. 1737– ок. 1800)
«Путешествие из Лондона в Петербург и оттуда до Москвы» Избранные фрагменты
«Любит вас АЗ» К биографии художника Анатолия Тимофеевича Зверева (1931–1986)