Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 июня 1931 года

Совет народных комиссаров СССР принял постановление «О строительстве водного
канала Волга — Москва» (ныне — Канал имени Москвы).

4 июня 1934 года

В Парке культуры и отдыха имени Горького состоялась дегустация блюд нового летнего сезона. В меню вошли: суп из вишен, клюквы, чернослива, абрикосов, а также напитки — гренадин, мазагран, кофе‑гляссе. Меню было разработано Институтом общественного питания.

6 июня 1957 года

На Лубянке открылся центральный универмаг «Детскиймир». Здание строилось по проекту архитектора А. Н. Душкина (соавторы — Г. Г. Аквилев, Ю. В. Вдовин, И. М. Потрубач, инженер Л. М. Глиэр) на месте снесенного Лубянского пассажа. По словам А. И. Микояна, универмаг задумывался как «детский ГУМ для маленьких советских потребителей».

13 июня 1924 года

Президиум Моссовета постановил объявить участок реки Москвы в пределах Окружной железной дороги заказником. Сделано это было в целях охраны от хищнического истребления рыбы в главном столичном водоеме. Постановление запрещало «на всем протяжении указанного участка всякую ловлю рыбы: сетями, неводами, вентерями, вершами, мордами, неротками, наметками, багрилками, путем бросания бомб и отравы и тому подобной промысловой, полупромысловой и хищнической снастью и способами, а также стрельбу рыбы из ружей и битье ее острогой весной». Разрешались лишь удочки. Нарушителям грозила уголовная ответственность.

20 (8 ст. ст.) июня 1880 года

В зале московского Благородного собрания прозвучала знаменитая речь Ф. М. Достоевского об А. С. Пушкине. Она произвела огромное впечатление на публику. «Вчера еще можно было толковать о том, великий ли всемирный поэт Пушкин или нет; сегодня этот вопрос упразднен; истинное значение Пушкина показано, и нечего больше толковать!» — отозвался на выступление Федора Михайловича И. С. Аксаков.

29 (17 ст. ст.) июня 1835 года

В Москве родился выдающий ученый‑ботаник академик Андрей Сергеевич Фаминцын (ум. 1918) — основатель отечественной школы физиологии растений.

Московский журнал в соцсетях
31.05.2022
Поиски и находки
Автор: Игорь Андреевич Рожков
Нижний ряд: Г.Г. Хойзер. Портреты Дмитрия Александровича Симонова и его жены Евдокии Алексеевны, урожденной Кологривовой. Холст, масло. 1746 год. (Тесть и теща П.И. Боборыкина)
Портрет екатерининского генерала №6 (378) Июнь 2022 Подписаться

Неизвестный художник. Портрет императрицы Екатерины II. Холст, масло. Вторая половина XVIII века

Десять лет назад увидела свет моя книжка «Заглянуть за документ» (М., 2011), посвященная забытым родственным и свойственным связям М. Ю. Лермонтова, в том числе по линии Боборыкиных. Анна Ивановна Боборыкина (ок. 1730–?) в 1746 году стала женой Юрия Петровича Лермонтова (1722–1779), прадеда поэта. У нее была единокровная и одноименная сестра Анна (1723–1792), вышедшая в 1748 году замуж за Матвея Васильевича Дмитриева-Мамонова (их сын Александр — фаворит Екатерины II), и несколько младших полнородных братьев. Из них наиболее известны Петр, командир лейб-гвардии Конного полка, генерал-лейтенант, и Лукьян, обер-прокурор 6-го Департамента Сената, тайный советник при отставке. Потомство последнего оставило четкий след в биографии М. Ю. Лермонтова1.

Подбирая иллюстративный материал ко второму изданию книги, решил обратиться к иконографии Боборыкиных.

Портрет Лукьяна Ивановича Боборыкина кисти Д. М. Коренева (1742–1826) находится в Ярославском историко-архитектурном музее-заповеднике; в 1984 году его опубликовал С. В. Ямщиков в альбоме «Ярославские портреты XVIIIXIX веков»2 без указания на связь изображенного художником персонажа с Лермонтовыми.

О существовании портрета Петра Ивановича Боборыкина было известно из публикации его внучатого племянника и сонаследника Н. Н. Боборыкина в «Русском архиве» (1872): «Все помнят в 1869 году, на портретной выставке любителей художеств в Москве, выразительное лицо человека средних лет, в военном мундире Екатерининских времен, с Георгиевским крестом на шее и в Александровской ленте. За позволение выставить портрет этот я получил благодарность от Комитета Общества»3.

Николай Николаевич пожертвовал полотно Чертковской библиотеке. Туда же он передал подлинники опубликованных им в «Русском архиве» писем (А. В. Суворова, фаворитки Павла I Е. И. Нелидовой, самого императора к Петру Ивановичу) и грамоты на вотчины, пожалованные царями его предкам4. В 1871 году владелец библиотеки Г. А. Чертков подарил ее городу Москве. По решению городской думы (1875) книжное собрание поступило в библиотеку Русского исторического музея, но до 1887 года, пока строилось музейное здание, книги хранились в Румянцевском музее. В 1938-м была организована Государственная публичная историческая библиотека (ГПИБ), куда в числе других собраний частично передали и чертковское. Другая часть коллекции — ценнейшие манускрипты и грамоты, книги кириллической печати ХVI–ХVIII веков, портреты и тому подобное — оставалась в рукописном отделе и отделе изобразительных материалов Государственного исторического музея.

Прежде чем обратиться с запросом в ГИМ, заглянул на портал Государственного каталога Музейного фонда Российской Федерации (https://goskatalog.ru/portal/). И что же? О радость — есть! В разделе «Живопись» портрет: П. И. Боборыкин (холст, масло; 64 × 50 см; каталожные и инвентарные номера; местонахождение — Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный исторический музей»; фото отсутствует). Написал письмо в ГИМ: «Если это портрет Петра Ивановича Боборыкина в военной форме с орденом Св. Георгия 4-й ст. при Александровской ленте через левое плечо, то прошу сообщить, могу ли я — и на каких условиях — получить электронную копию». Буквально через пять дней приходит ответ:

«На Ваше обращение о предоставлении дополнительной информации о портрете Петра Ивановича Боборыкина работы неизвестного художника, 1790-е гг. (ГИМ 18862, И I 710, ГК 5012824), хранящегося в собрании Исторического музея, сообщаем следующее.

Вышеупомянутый портрет Петра Ивановича Боборыкина совершенно другой иконографии, чем указанно в Вашем письме. На портрете П. И. Боборыкин изображен в темно-голубом кафтане, белом жилете, белом шейном платке, повязанном бантом, и пышном пудреном парике».

Пишу в Исторический музей снова. Объясняю, почему, по моим расчетам, туда должен был попасть портрет, подаренный Н. Н. Боборыкиным Чертковской библиотеке, и через две недели получаю ответ:

«В связи с технической ошибкой в музейной информационной системе интересующий Вас портрет П. И. Боборыкина в военном мундире с наградами не был сразу выявлен в фондах Отдела изобразительных материалов Исторического музея.

Как и портрет “человека в темно-голубом кафтане” (ГИМ 18862, И I 710), о котором мы Вам сообщали, он поступил в музей в 1890 г. как дар Г. А. Черткова. Оба были записаны в инвентарную книгу коллекции “Живопись” как изображения П. И. Боборыкина. Однако, несомненно, это портреты разных людей. Человек, изображенный в темно-голубом кафтане, — широколицый, с пухлыми чертами лица и весьма массивной фигурой, к тому же явно штатский. На портрете военного — сухопарый человек с тонкими чертами лица.

Относительно определения изображенного на портрете человека в темно-голубом кафтане произошла явная ошибка. Но то, что на портрете военного изображен именно П. И. Боборыкин, подтверждают мундир и награды. Он представлен в мундире полка Конной гвардии, в котором П. И. Боборыкин был командиром с 1788 г. до января 1797 г. Изображен с наградами, которые имел Боборыкин: орден Св. Георгия 4-й степени (1787 г.), Св. Анны на шейной ленте (1790 г.) и лента ордена Св. Александра Невского (награжден 17 декабря 1796 г.). Причем красная александровская лента явно приписана на портрете позднее (как часто делали на портретах военных). По-видимому, портрет исполнен в связи с продвижением по службе и награждениями в 1790 или самом начале 1790-х гг.

Подлинный портрет П. И. Боборыкина будет оцифрован в ближайшее время, и электронная копия будет Вам предоставлена.

Каталожные сведения о портрете П. И. Боборыкина в военном мундире с наградами из собрания ГИМ:

Неизвестный художник второй половины XVIII века.

Портрет Петра Ивановича Боборыкина. Начало 1790-х гг.

Холст, масло. 63 × 49 см.

Инвентарные номера: ГИМ 18862, Ш 2331».

* * *

И вот электронная копия портрета, а также лицензия на публикацию, получены. Чем же примечателен человек, изображенный на холсте?

Петр Иванович Боборыкин появился на свет около 1737 года5. Потомок древнего, однокоренного с Романовыми рода, давшего в XVII веке двух окольничих6, он волею судеб стал участником многих событий, как нель­зя лучше отражающих екатерининскую эпоху...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 6 (378) Июнь 2022 В этом выпуске:
Дом-музей Павла Дмитриевича Корина в Москве К 130-летию со дня рождения художника
«Храм при театре, театр при храме» О поиске истины на сценических подмостках и о том, как храм и театр хранят друг друга
«Петр I при Красной Горке» К cюжету одной картины И.К. Айвазовского
Мои отцы Два воина Великой Отечественной
Рогожа Из записок московского старожила
Портрет екатерининского генерала О генерал-лейтенанте Российской императорской армии Петре Ивановиче Боборыкине (ок. 1737– ок. 1800)
«Путешествие из Лондона в Петербург и оттуда до Москвы» Избранные фрагменты
«Любит вас АЗ» К биографии художника Анатолия Тимофеевича Зверева (1931–1986)