Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 декабря 1933 года

Историк и археолог Игнатий Яковлевич Стеллецкий (1878–1949) начал раскопки под угловой и средней Арсенальными башнями Московского Кремля. Достичь цели изысканий  — обнаружить легендарную библиотеку Ивана Грозного  — не удалось. Однако в  ходе раскопок были получены ценные сведения о подземном Кремле.

12 (25) декабря 1905 года

На Валовой улице в ходе Декабрьского вооруженного восстания сгорела типография И.Д. Сытина. «Типография эта,  — писала на следующий день газета “Новое время”,  — представляет огромное роскошное по архитектуре здание, выходившее на три улицы. Со своими машинами она оценивалась в миллион рублей».

13 декабря 1957 года

Решением Моссовета участок Ленинградского шоссе от путепровода у Белорусского вокзала до развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе был переименован в Ленинградский проспект.

20 декабря 1900 года (1 января 1901 года)

Попечитель Московского учебного округа получил уведомление от душеприказчика скончавшегося купца Ивана Логгиновича Медведникова (1807–1889) о завещанной покойным городу крупной денежной сумме. На  полученные средства была основана гимназия, названная в честь благотворителя Медведниковской. Вначале занятия проходили в помещении на Поварской улице, потом учебное заведение переехало в новое здание в Староконюшенном переулке. В советское время гимназия действовала как школа №59 имени Н.В. Гоголя; позже вошла в состав школы №1529 имени А.С. Грибоедова.

30 декабря 1930 года

На пересечении улиц Петровка и Кузнецкий мост появился первый в Москве светофор

31 декабря 1964 года

Открылась станция Московского метрополитена «Водный стадион». Название дано по находящемуся рядом на Химкинском водохранилище водному стадиону «Динамо».

Московский журнал в соцсетях
31.05.2022
Историко-архивные разыскания
Автор: Андрей Юрьевич Епатко
И.К. Айвазовский. Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам воим. Фрагмент. Холст, масло. 1846 год. Национальный художественный музей Республики Беларусь
«Петр I при Красной Горке» №6 (378) Июнь 2022 Подписаться

Немецкая гравюра 1841 года по картине Карла Штейбена «Петр Великий в бурю на Ладожском озере» (1812)

 

В собрании Национального художественного музея Республики Беларусь хранится картина И. К. Айвазовского, носящая довольно пространное название: «Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим» (1846)1. На полотне представлен исторический эпизод, имевший место 1 сентября 1714 года, когда во время бури в Финском заливе корабли русской эскадры сели на мель, и Петр I с группой матросов, рискуя жизнью, на шлюпке добрался до форта Красная Горка. Нередко добавляется важная подробность, что царь сам управлял судном. На берегу он развел костер, указывавший, подобно маяку, путь кораблям в безопасную бухту. Большую часть картины занимает штормовое море; среди бушующих волн вблизи скалистого берега терпит бедствие российская эскадра, которую ветер неумолимо гонит на скалы; один из кораблей, по-видимому, уже погиб: к берегу прибило обломок мачты и бочку.

В 1899 году, незадолго до кончины, художник воплотил еще один вариант
этого сюжета. Здесь Петр в другом мундире; костер поддерживает единственный спутник царя; море выписано более натуралистично; исчезли романтические атрибуты кораблекрушения — обломок мачты и бочка; паруса убраны (очевидно, кто-то успел подсказать Айвазовскому, что корабли не могут стоять на якоре во время шторма, особенно вблизи скал, с поднятыми парусами).

В своих воспоминаниях Иван Константинович писал, что идею картины подсказал ему Николай I2. Однако трудно понять, почему император cвязал это событие со старым петровским фортом, расположенным на южном побережье Финского залива недалеко от Ораниенбаума. Практически все источники — от мемуаров иностранцев до петровских «Походных и путевых журналов» — соотносят его с Березовыми островами, лежащими в 40 километрах южнее Выборга. Само же событие имело место вскоре после Гангутского сражения (27 июля / 7 августа 1714 года), когда часть русского флота, направляясь из Гельсингфорса в Кроншлот, попала в жестокий шторм.

Токарь Петра I А. К. Нартов сообщает, что наш флот в ночь на 1 сентября 1714 года находился в очень опасном положении. Заметив робость матросов, царь решил самолично добраться до берега и, чтобы «дать знать близость онаго», развести там костер3. Сел в шлюпку с несколькими гребцами. Вскоре люди на веслах ослабели, утратили присутствие духа и уже ожидали скорой погибели. Тогда Петр, встав, закричал: «Чего боитесь! Царя везете! Бог с нами!»4 Это вернуло гребцам мужество, и шлюпка благополучно достигла берега. Петр тут же развел огонь, давая знак флоту, что он достиг земли, что она близко...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 6 (378) Июнь 2022 В этом выпуске:
Дом-музей Павла Дмитриевича Корина в Москве К 130-летию со дня рождения художника
«Храм при театре, театр при храме» О поиске истины на сценических подмостках и о том, как храм и театр хранят друг друга
«Петр I при Красной Горке» К cюжету одной картины И.К. Айвазовского
Мои отцы Два воина Великой Отечественной
Рогожа Из записок московского старожила
Портрет екатерининского генерала О генерал-лейтенанте Российской императорской армии Петре Ивановиче Боборыкине (ок. 1737– ок. 1800)
«Путешествие из Лондона в Петербург и оттуда до Москвы» Избранные фрагменты
«Любит вас АЗ» К биографии художника Анатолия Тимофеевича Зверева (1931–1986)