Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 ноября 1924 года

На Первом государственном автомобильном заводе в  Москве (будущий ЗИЛ) собрали первый советский грузовик АМО-Ф-15, разработанный на базе итальянского грузового автомобиля FIAT 15 Ter

4 ноября 1994 года

Патриарх Московский и  всея Руси Алексий II освятил закладной камень восстанавливаемой Иверской часовни, разрушенной в 1929 году.

6 (17) ноября 1782 года

В  доме видного масона П.А.  Татищева у  Красных ворот состоялось торжественное открытие «Дружеского ученого общества». Основанное куратором Московского университета М.М.  Херасковым, университетским преподавателем И.Г.  Шварцем и  Н.И.  Новиковым, оно должно было стать  интеллектуальной и  кадровой базой широкой просветительской деятельности. Например, Общество  давало возможность студентам и  выпускникам Московского университета, а  также духовных учебных  заведений, совершенствовать свое образование за границей, участвовать в  новиковских издательских  проектах в  качестве переводчиков и авторов.

6 ноября 1928 года

Скончался медик, революционер и один из организаторов советского здравоохранения Зиновий  Петрович Соловьёв (род. 1876), по инициативе которого был организован знаменитый советский  пионерлагерь «Артек».

8 ноября 1934 года

Над Москвой совершил первый полет новый пассажирский дирижабль СССР-В6. Просторная  металлическая гондола вмещала рубку управления, пассажирскую кабину, рассчитанную на 20  человек, курительную комнату, уборную, отделения для почты и  багажа. Продолжительность полета  составила 1  час 45  минут. В  1937  году этот дирижабль установит мировой рекорд длительности  беспосадочного перелета (130 часов 27 минут).

24 ноября 1935 года

Хранительница творческого наследия В.В.  Маяковского Л.Ю.  Брик обратилась к И.В. Сталину с письмом, в  котором содержалась просьба о переименовании Триумфальной площади в  честь поэта. Просьбу в  том же году удовлетворили. Название «Триумфальная» площади вернули в 1992 году.

Московский журнал в соцсетях
31.05.2022
Историко-архивные разыскания
Автор: Андрей Юрьевич Епатко
И.К. Айвазовский. Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам воим. Фрагмент. Холст, масло. 1846 год. Национальный художественный музей Республики Беларусь
«Петр I при Красной Горке» №6 (378) Июнь 2022 Подписаться

Немецкая гравюра 1841 года по картине Карла Штейбена «Петр Великий в бурю на Ладожском озере» (1812)

 

В собрании Национального художественного музея Республики Беларусь хранится картина И. К. Айвазовского, носящая довольно пространное название: «Петр I при Красной Горке, зажигающий костер на берегу для подачи сигнала гибнущим судам своим» (1846)1. На полотне представлен исторический эпизод, имевший место 1 сентября 1714 года, когда во время бури в Финском заливе корабли русской эскадры сели на мель, и Петр I с группой матросов, рискуя жизнью, на шлюпке добрался до форта Красная Горка. Нередко добавляется важная подробность, что царь сам управлял судном. На берегу он развел костер, указывавший, подобно маяку, путь кораблям в безопасную бухту. Большую часть картины занимает штормовое море; среди бушующих волн вблизи скалистого берега терпит бедствие российская эскадра, которую ветер неумолимо гонит на скалы; один из кораблей, по-видимому, уже погиб: к берегу прибило обломок мачты и бочку.

В 1899 году, незадолго до кончины, художник воплотил еще один вариант
этого сюжета. Здесь Петр в другом мундире; костер поддерживает единственный спутник царя; море выписано более натуралистично; исчезли романтические атрибуты кораблекрушения — обломок мачты и бочка; паруса убраны (очевидно, кто-то успел подсказать Айвазовскому, что корабли не могут стоять на якоре во время шторма, особенно вблизи скал, с поднятыми парусами).

В своих воспоминаниях Иван Константинович писал, что идею картины подсказал ему Николай I2. Однако трудно понять, почему император cвязал это событие со старым петровским фортом, расположенным на южном побережье Финского залива недалеко от Ораниенбаума. Практически все источники — от мемуаров иностранцев до петровских «Походных и путевых журналов» — соотносят его с Березовыми островами, лежащими в 40 километрах южнее Выборга. Само же событие имело место вскоре после Гангутского сражения (27 июля / 7 августа 1714 года), когда часть русского флота, направляясь из Гельсингфорса в Кроншлот, попала в жестокий шторм.

Токарь Петра I А. К. Нартов сообщает, что наш флот в ночь на 1 сентября 1714 года находился в очень опасном положении. Заметив робость матросов, царь решил самолично добраться до берега и, чтобы «дать знать близость онаго», развести там костер3. Сел в шлюпку с несколькими гребцами. Вскоре люди на веслах ослабели, утратили присутствие духа и уже ожидали скорой погибели. Тогда Петр, встав, закричал: «Чего боитесь! Царя везете! Бог с нами!»4 Это вернуло гребцам мужество, и шлюпка благополучно достигла берега. Петр тут же развел огонь, давая знак флоту, что он достиг земли, что она близко...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 6 (378) Июнь 2022 В этом выпуске:
Дом-музей Павла Дмитриевича Корина в Москве К 130-летию со дня рождения художника
«Храм при театре, театр при храме» О поиске истины на сценических подмостках и о том, как храм и театр хранят друг друга
«Петр I при Красной Горке» К cюжету одной картины И.К. Айвазовского
Мои отцы Два воина Великой Отечественной
Рогожа Из записок московского старожила
Портрет екатерининского генерала О генерал-лейтенанте Российской императорской армии Петре Ивановиче Боборыкине (ок. 1737– ок. 1800)
«Путешествие из Лондона в Петербург и оттуда до Москвы» Избранные фрагменты
«Любит вас АЗ» К биографии художника Анатолия Тимофеевича Зверева (1931–1986)