Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 ноября 1924 года

На Первом государственном автомобильном заводе в  Москве (будущий ЗИЛ) собрали первый советский грузовик АМО-Ф-15, разработанный на базе итальянского грузового автомобиля FIAT 15 Ter

4 ноября 1994 года

Патриарх Московский и  всея Руси Алексий II освятил закладной камень восстанавливаемой Иверской часовни, разрушенной в 1929 году.

6 (17) ноября 1782 года

В  доме видного масона П.А.  Татищева у  Красных ворот состоялось торжественное открытие «Дружеского ученого общества». Основанное куратором Московского университета М.М.  Херасковым, университетским преподавателем И.Г.  Шварцем и  Н.И.  Новиковым, оно должно было стать  интеллектуальной и  кадровой базой широкой просветительской деятельности. Например, Общество  давало возможность студентам и  выпускникам Московского университета, а  также духовных учебных  заведений, совершенствовать свое образование за границей, участвовать в  новиковских издательских  проектах в  качестве переводчиков и авторов.

6 ноября 1928 года

Скончался медик, революционер и один из организаторов советского здравоохранения Зиновий  Петрович Соловьёв (род. 1876), по инициативе которого был организован знаменитый советский  пионерлагерь «Артек».

8 ноября 1934 года

Над Москвой совершил первый полет новый пассажирский дирижабль СССР-В6. Просторная  металлическая гондола вмещала рубку управления, пассажирскую кабину, рассчитанную на 20  человек, курительную комнату, уборную, отделения для почты и  багажа. Продолжительность полета  составила 1  час 45  минут. В  1937  году этот дирижабль установит мировой рекорд длительности  беспосадочного перелета (130 часов 27 минут).

24 ноября 1935 года

Хранительница творческого наследия В.В.  Маяковского Л.Ю.  Брик обратилась к И.В. Сталину с письмом, в  котором содержалась просьба о переименовании Триумфальной площади в  честь поэта. Просьбу в  том же году удовлетворили. Название «Триумфальная» площади вернули в 1992 году.

Московский журнал в соцсетях
31.05.2022
История, истории...
Автор: Алексей Владимирович Шульгин
1965 год
«Любит вас АЗ» №6 (378) Июнь 2022 Подписаться

С Виктором Семеновичем Казариным

Уникальной личности и таланту А. Т. Зверева посвящалась моя публикация на страницах «Московского журнала» (2020, № 4), где впервые были представлены воспоминания о Звереве двух его современников и близких людей — художников Натальи Георгиевны Костаки и Владимира Александровича Титова. Вообще палитра суждений о нем многолика и диссонансно-хаотична, в них легенды причудливо переплетаются с фактами, отчего в качестве «материалов к биографии» мастера они большей частью весьма сомнительны. Между тем сколько-нибудь связное и беспристрастное его жизнеописание до сих пор отсутствует. Попытаюсь сделать на этом пути хотя бы небольшой шаг.

Когда говорят (а слышать подобное приходится довольно часто): «Зверев — гений», все во мне протестует — не то, не то… Зверев не гений, он просто уникальный, удивительный художник, кровь от крови и плоть от плоти русского народа. Для меня Анатолий Тимофеевич чем-то сродни Ломоносову. Поразителен тот факт, что сын посудомойки, уборщицы невероятным образом превратился в признанного во всем мире художника; родившись в простой семье, однажды вдруг ощутил властную потребность в творчестве, а далее, «поцелованный Богом», блистательно реализовал ее — вне всяческих школ и канонов.

Впрочем, относились (и относятся) к нему по-разному. Взять хотя бы определение живописца, историка искусства М. К. Кантора: «Пошлый и мелодраматичный дурачок». Да, давал Зверев поводы и для подобных суждений. Но глубинной сущности художника эти суждения нисколько не затрагивают — как и восторженные вздохи по поводу его «гениальности».

Родился он в Москве в доме № 22 по Русаковской улице. Его отец, инвалид Гражданской войны Тимофей Иванович Зверев, по семейной легенде, служил у К. Е. Ворошилова писарем, попал в плен к белым, после освобождения долго лечился в московском госпитале. Мать — Пелагея Никифоровна (в девичестве Житина), из тамбовских крестьян; продав дом в деревне, приехала в Москве к мужу и устроилась в госпиталь выхаживать раненых. Тимофей Иванович, вылечившись, работал на Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе, Пелагея Никифоровна — на фабрике «Буревестник». Позже сестра художника Зинаида Тимофеевна Костырева писала: девять девочек и один мальчик. В живых осталось нас трое» — Тоня, Толик и Зина.

В 1938 году Анатолий пошел учиться в школу № 370. Любимыми его предметами стали немецкий язык и рисование. Уроки рисования вел художник-гравер и уникальный педагог Н. В. Синицын1, первым отметивший способности мальчика и оказавший на него большое влияние. «В детстве он был довольно покладистый, — вспоминал Николай Васильевич. — Я учил его в пятом, шестом, седьмом классах. Он был тогда тощий, похож на отрока Варфоломея с картины Нестерова: головенка большая, пострижен, как мы тогда говорили, “под кружку”, с большими карими глазами. Красивый мальчик». Далее Синицын отмечал, что Толя уже тогда болезненно реагировал на товарищей, учителей, позволял себе неожиданные выходки. На уроке рисования, например, мог, выполнив задание, положить лист на парту, а сам спрятаться под нее. За талант мальчику подобные выкрутасы прощались. Однажды Николай Васильевич сказал Звереву: «Ты академиком станешь». Другие же учителя не терпели строптивца. К тому же Толя много прогуливал, на педсоветах не раз ставился вопрос о его исключении. Как мог, Синицын защищал своего ученика и помог ему в итоге окончить семилетку.

Писал Зверев нарочито безграмотно — «как слышал», по-хозяйски вольно обращаясь с орфографией и пунктуацией (тем же грешил и его старший собрат по цеху — не менее легендарный В. Я. Ситников). Цитируя ниже образчики зверевского «стиля» в первозданном виде, прошу читателей сильно не удивляться: в данном случае что-либо поправлять, редактировать — только портить.

Из автобиографии А. Т. Зверева (полностью приводится в конце данного очерка): «Во время войны я находился в Москве немного, пока распивали последнюю четвертинку мой отец, Тимофей Иванович, — и мой дядя — Тимофей Никифорович, брат моей мамы: — Пелагеи Никифоровны. В бомбоубежище оне не ходили... — иногда нас-лишь, меня и моего двоюрнаго брата заставляли дворники насильно… Затем после бомбежек началась эвакуация вообще и вчастности; И тогда… я оказался в деревне, Тамбофской области, станции Инжавино, Красивский район, село Березовка, где и родился когда-то, в своих — датах, — мой отец. В деревне я пробыл (или: пробЫл) = 2 или 2 с половиной года, всего-лишь».

В 1943 году Зверевы вернулись из эвакуации, в том же году умер Тимофей Иванович. Увлечения Толика искусством в семье не понимали, частенько его рисунками растапливали печь. О своем воспитании он рассказывал: «Все пили и мне подносили. С четырех лет… Даже не отец, а мать». Кое-как Анатолий окончил школу и по совету Н. В. Синицына поступил в Художественно-ремесленное училище — ХРУ (которое называл «ХРЮ»), где выучился на маляра-альфрейщика (мастера художественной отделки)...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 6 (378) Июнь 2022 В этом выпуске:
Дом-музей Павла Дмитриевича Корина в Москве К 130-летию со дня рождения художника
«Храм при театре, театр при храме» О поиске истины на сценических подмостках и о том, как храм и театр хранят друг друга
«Петр I при Красной Горке» К cюжету одной картины И.К. Айвазовского
Мои отцы Два воина Великой Отечественной
Рогожа Из записок московского старожила
Портрет екатерининского генерала О генерал-лейтенанте Российской императорской армии Петре Ивановиче Боборыкине (ок. 1737– ок. 1800)
«Путешествие из Лондона в Петербург и оттуда до Москвы» Избранные фрагменты
«Любит вас АЗ» К биографии художника Анатолия Тимофеевича Зверева (1931–1986)