Начало ХХ века
Для Спасо-Вифанского мужского монастыря, основанного в 1780-х годах митрополитом Московским и Коломенским Платоном (Левшиным) в 3 километрах от Троице-Сергиевой лавры, после 1917 года наступили тяжелые времена. Монахов изгнали из обители. Однако жизнь в ее стенах продолжалась.
Трудовую школу (колонию) имени В. И. Ленина организовали в начале 1919 года. Первоначально она находилась в Сергиевом Посаде, но уже в апреле была переведена в фактически упраздненный Спасо-Вифанский монастырь, где заняла здание, ранее принадлежавшее Вифанской духовной семинарии. Прежним обитателям (на территории располагались артель, пастырские курсы и проживали люди) приказали покинуть монастырские помещения в недельный срок, передав школе всех имеющихся домашних животных и инвентарь1. Комиссия по переезду трудовой школы обязала пастырские курсы оставить своего представителя для окончательной передачи имущества и предупредила об ответственности в случае выявления недостачи инвентаря2.
В ноябре 1919 года Совет рабочих и крестьянских депутатов Сергиева Посада предписал руководству трудовой школы «принять срочные меры для ликвидации церкви» и «об исполнении сообщить в отдел народного образования». Церковную утварь и иконы сложили в кладовую3. После этого в монастыре оставались еще два действующих храма, которые будут окончательно закрыты в 1928–1929 годах. В храмовых зданиях разместились школьные мастерские4.
С момента основания трудовой школы ее руководство опиралось на принципы коллективизма, коллегиальности и максимальной вовлеченности как преподавателей, так и воспитанников в жизнь учебного заведения. Одним из первых решений явилось установление здесь с 18 февраля 1919 года коллегиального управления5. В школе регулярно проводились собрания коллегии преподавателей, воспитателей и воспитанников для решения самого широкого круга текущих вопросов — от взаимодействия с органами местной власти, обеспечения детей продуктами питания, теплой одеждой, учебными материалами до принятия на работу или увольнения сотрудников. Ход каждого заседания подробно протоколировался. Первое время самоуправление в колонии было развито до такой степени, что некоторые воспитанники позволяли себе им злоупотреблять — в частности, созывать собрания отдельных групп, отменявшие решения общих собраний. В дальнейшем по мере свертывания демократических процедур в ВКП(б) и комсомоле начался аналогичный процесс и в трудовой школе. Постепенно воспитанников фактически отстранили от самоуправления, сосредоточившегося исключительно в руках администрации — президиума школьного совета. Собрания стали проводиться реже, а со второй половины 1920-х годов их протоколы и вовсе исчезают, уступив место книгам приказов по учреждению....
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru