Украшение Красных ворот перед коронацией. 1896 год
Четыре сезона краеведческого фотодокументирования — две весны и две осени 2018–2019 годов — дали музею «Садовое кольцо» более 5 тысяч снимков. Формированием фотоархива занимается созданная полтора года назад внештатная молодежная экспедиция. Первые походы ее участников в рамках этого научно-образовательного проекта составили тему обильно иллюстрированного очерка, недавно напечатанного «Московским журналом»1.
Однако достижения экспедиции заключаются не только в успешном накоплении фотоматериала. Постепенно и обобщение исторических сведений, касающихся архитектурных объектов съемки, становится все более полным, систематическим, а изучение соответствующей литературы и архивных источников — все более углубленным.
Сегодня, ставя себе одной из стратегических задач подготовку посвященной Садовому кольцу фотоэнциклопедии, экспедиция предлагает вниманию читателей очередной очерк, посвященный двум площадям этой окружной магистрали. Площадям не только смежным, но и тесно связанным судьбами своих названий — до возникающей иногда путаницы. Итак, площадь Красные Ворота и Лермонтовская площадь.
Красные ворота как триумфальная арка
Роль Красных ворот — в том числе благодаря названию станции — играет сегодня вестибюль метро, его кораллово-лососевая раковина между Мясницким проездом и Боярским переулком. А какие еще Красные ворота вы теперь найдете на названной их именем площади? Поэтому два слова о Красных воротах настоящих — исчезнувшем архитектурном памятнике, который, однако, продолжает невидимо присутствовать в планировке площади, образовавшейся когда-то вокруг него.
В XVII веке Красными назывались ворота Земляного города. От них, продолжая Мясницкую улицу, по линии позднейшего Орликова переулка шла дорога в Красное село. К 1709 году ворот уже не было, поскольку триумфальные арки в честь российских побед над шведами ставились теперь на другой трассе через вал — у пролома в нем против Новой Басманной улицы. Перед ним в честь коронации Екатерины I воздвигли триумфальные ворота, сгоревшие в 1737 году. В 1742-м на их месте московское купечество возводит новые (архитекторы М. Г. Земцов, И. Я. Бланк) — для торжественного въезда венчавшейся на царство императрицы Елизаветы. Деревянные, они тоже сгорели (1748 или 1753), после чего по решению Сената были воссозданы в камне (1753–1757) архитектором Д.В. Ухтомским. По замыслу Дмитрия Васильевича каменную арку несколько увеличили в размерах и с целью обеспечить ей круговой обзор воздвигли не как прежде — в начале Новой Басманной улицы, а на более высоком и открытом месте — на линии Земляного вала. Это закрепило формирующуюся связь улиц по его сторонам и положило начало площади.
Ворота простояли благополучно до конца первой четверти XX века. В 1926 году их начали ремонтировать, затем вдруг 18 из 20 украшавших памятник фигур оказались украденными. Далее в прессе развернулась кампания за снос арки, и в 1927 году ее разрушили под предлогом упорядочения уличного движения2. Обращения и ходатайства — причем не только авторитетных архитекторов, искусствоведов, историков, общественных организаций, но даже Наркомпроса и Академии наук — не помогли...
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru