Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 декабря 1933 года

Историк и археолог Игнатий Яковлевич Стеллецкий (1878–1949) начал раскопки под угловой и средней Арсенальными башнями Московского Кремля. Достичь цели изысканий  — обнаружить легендарную библиотеку Ивана Грозного  — не удалось. Однако в  ходе раскопок были получены ценные сведения о подземном Кремле.

12 (25) декабря 1905 года

На Валовой улице в ходе Декабрьского вооруженного восстания сгорела типография И.Д. Сытина. «Типография эта,  — писала на следующий день газета “Новое время”,  — представляет огромное роскошное по архитектуре здание, выходившее на три улицы. Со своими машинами она оценивалась в миллион рублей».

13 декабря 1957 года

Решением Моссовета участок Ленинградского шоссе от путепровода у Белорусского вокзала до развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе был переименован в Ленинградский проспект.

20 декабря 1900 года (1 января 1901 года)

Попечитель Московского учебного округа получил уведомление от душеприказчика скончавшегося купца Ивана Логгиновича Медведникова (1807–1889) о завещанной покойным городу крупной денежной сумме. На  полученные средства была основана гимназия, названная в честь благотворителя Медведниковской. Вначале занятия проходили в помещении на Поварской улице, потом учебное заведение переехало в новое здание в Староконюшенном переулке. В советское время гимназия действовала как школа №59 имени Н.В. Гоголя; позже вошла в состав школы №1529 имени А.С. Грибоедова.

30 декабря 1930 года

На пересечении улиц Петровка и Кузнецкий мост появился первый в Москве светофор

31 декабря 1964 года

Открылась станция Московского метрополитена «Водный стадион». Название дано по находящемуся рядом на Химкинском водохранилище водному стадиону «Динамо».

Московский журнал в соцсетях
31.08.2020
Мастера
Автор: Алексей Владимирович Шульгин
Кремль ночью. Гравюра на дереве. 1921 год
«От ремесленности к настоящему большому искусству» №9 (357) Сентябрь 2020 Подписаться

Класс учеников-граверов В.В. Матэ в училище Штиглица в 1892 году

Родился Иван Николаевич в деревне Поповка Тульской губернии «при местной тюрьме, где отец был фельдшером» (список использованных источников см. в конце). В 1876 году Павловы переехали в Москву. Глава семейства устроился сторожем на строительстве храма Христа Спасителя. «Первое время жить в Москве было очень трудно, и отец с матерью надумали взять работу — шить на рынок. В 1878 году перед окончанием Русско-турецкой войны было предложено всем желающим шить флаги», — вспоминал И. Н. Павлов.

Ваня рос подвижным непоседливым мальчиком: любил играть в городки и бабки, рыбачить на Москве-реке. С приятелем посещал Румянцевский музей и «по ночам бредил картинами». В подвале дома, где находилась квартира Павловых, обитал иконописец. Ваня «целыми часами стоял у его окна и смотрел, как он трет краску, рисует и пишет иконы». Родители отдали сына в Ольгинский детский приют трудолюбия. Там он стал учиться рисованию, там же состоялись его первые художественные опыты — «карикатуры на девочек и учительницу».

В своих воспоминаниях Иван Николаевич описывает следующий случай. Летом 1882 года на даче в деревне Строгино он увидел седобородого старика в длинной блузе, лежащего на высоком берегу Москвы-реки.

«— Что же ты тут, дедушка, делаешь?

— Я, милый, — отвечал он, — наблюдаю природу… Природу, понимаешь ты? После я напишу картину…

— А кто же ты такой будешь? — все любопытствовал я.

— Я художник Саврасов… Учись и ты наблюдать природу… Подрастешь — нарисуй картину таким же способом, как и я…»

Возможно, это не более чем позднейшая фантазия, но по возвращении с дачи мальчик не мог уже думать ни о чем другом, кроме живописи: «начал мазать картины одну за другой литографскими красками». Отец водил Ваню смотреть, «как писали церковные картины художники Маковский, Сорокин, Суриков, Семирадский». Тот видел их «на лесах и испытывал чувство благоговения перед этими жрецами искусства».

На свой страх и риск Иван выдержал экзамен в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Для этого он несколько дней «пыхтел над гипсовой головой Люцифера и осилил ее». Но отец отказался платить 50 рублей за обучение и отдал сына в граверную мастерскую Карла Рихау. Одежду и обувь предоставлял родитель, кров и стол — хозяин. Познавать азы профессии предстояло пять лет начиная с 1 августа 1883 года.

Уже на первом году Иван Павлов награвировал 20 досок по «Азбуке-картинке» А. Д. Ступина и решил предложить их издателю И. Д. Сытину. Однако Иван Дмитриевич не поверил в авторство мальчишки, заподозрив того в воровстве. А когда недоразумение разрешилось, погладил по голове: «Учись, учись гравюре. Граверы мне нужны. Выучившись, всегда найдешь у меня дело». И заплатил рубль. Потом Иван узнал, что Сытин печатал азбуку с этими гравюрами с 1884 по 1905 год...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 9 (357) Сентябрь 2020 В этом выпуске:
Звезда и Вселенная Из воспоминаний о художнике Карле Карловиче Лопяло (1914–1979) и архитекторе-реставраторе Петре Дмитриевиче Барановском (1892–1984)
Алябьевы Историко-биографический очерк
«Подвиг самопожертвования» История и наследие Иверской общины сестер милосердия
Их судьбы спаяла любовь Анастасия Ивановна Цветаева (1894–1993), Анна Герман (1936–1982), архимандрит Виктор (Мамонтов; 1938–2016)
Ошибка более чем в 60 лет По поводу одной экспертизы
«От ремесленности к настоящему большому искусству» О художнике-гравере Иване Николаевиче Павлове (1872–1951)
Трудами и заботами княгини Шаховской... О прошлом и настоящем московской Городской клинической больницы №29 имени Н.Э. Баумана
Будни и праздники Светланы Николаевны Треневой (1926–2017) По ее воспоминаниям