Великая княгиня Елизавета Федоровна с сестрами Иверской общины в селе Ильинском. Фотография 1911 года
После либеральных реформ 1860-х годов в обществе произошли значительные перемены. Воодушевленные ими, многие люди вознамерились внести свой вклад в становление новой жизни. В стране начали появляться сообщества, основывавшие свою деятельность на идеях гуманизма. В частности, в Москве под эгидой Российского общества Красного Креста были организованы три общины сестер милосердия: Александринская (1888), Иверская (1894) и Никольская (1914).
Иверскую общину создали по инициативе командующего войсками Московского военного округа генерала от артиллерии А. С. Костанды при покровительстве генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича и его супруги Елизаветы Федоровны. Для размещения сестер милосердия между Большой Полянкой и Малой Якиманкой в 1896–1897 годах на деньги жертвователей купили городские усадьбы, принадлежавшие Шубиным и Крашенинниковым. Первая в середине XVIII века состояла из дворов капитана морского флота Афанасия Левшина и московского купца Ивана Емельянова. В 1802 году оба участка приобрел купец Иоаким Зеркальщиков, объединивший их в одну усадьбу, собственником которой в 1869-м стал почетный гражданин Н. Ф. Шубин. Согласно переписным книгам Москвы 1738–1742 годов, владение Крашенинниковых включало в себя дворы купца Петра Михайлова, графа Антона Мануиловича Девиера, суконщика Карпа Васильева и портного Василия Лукьянова. В 1780 году Алексей Петров создал на всей этой территории единую обширную усадьбу, куда в 1809-м въехал новый хозяин — купец С. И. Крашенинников. Усадьба на Большой Полянке передавалась по наследству потомкам Семена Ивановича до конца XIX столетия. На обширном дворе стояли двухэтажный дом, выходивший на красную линию улицы, и служебные постройки. У границы с соседним участком располагался большой тенистый сад.
* * *
Иверская община сестер милосердия имела целью «подготовление опытного женского санитарного персонала для ухода за больными и ранеными как в военное, так и в мирное время. Подготовление своего женского санитарного персонала — теоретическое по утвержденной <…> программе и практическое у постели больных — община производит в собственных лечебных заведениях, амбулаторных и с постоянными кроватями, к устройству и развитию каковых ею прилагаются все заботы. Кроме постоянного ухода за больными в собственных лечебных заведениях общины, сестры милосердия откомандировываются на основании существующих о сем положений для ухода за больными и ранеными в местные военные госпитали и лазареты, a также могут назначаться в правительственные, городские, земские и частные лечебные заведения по соглашению общины с начальством сих заведений и посылаться в частные дома для ухода за больными»1.
Сестрами Иверской общины могли быть девушки и женщины в возрасте от 20 до 40 лет — здоровые, грамотные, православного вероисповедания. Претендентки на протяжении испытательного срока проходили теоретическую и практическую подготовку по уходу за больными под наблюдением опытного врача. Отдельно оценивались нравственные качества будущих сестер — сострадательность, терпимость, честность. Готовили их и к разного рода хозяйственной деятельности. Затем они сдавали экзамен в присутствии почетной попечительницы общины — великой княгини Елизаветы Федоровны — и членов попечительского совета, после чего получали звание сестер, возлагая на себя обязанность ревностно служить богоугодному делу, исполняя послушания с любовью и кротостью. Существовал статус крестовой сестры, присваивавшийся после шестилетнего пребывания в общине и дававший право носить на груди специальный бронзовый знак.
Сестры находились на полном содержании общины и обеспечивались всем необходимым: кровом, едой, одеждой и прочим. Носили они платья темного цвета и белые передники с нашитым красным крестом. Ежемесячно получали незначительную сумму на разные мелкие расходы, при этом не имея права принимать подарки или вознаграждения от частных лиц и учреждений. Во всем беспрекословно подчинялись попечительнице, настоятельнице и главному врачу. Если сестра по той или иной причине хотела покинуть общину, она должна была предупредить о своем намерении настоятельницу за два месяца до планируемого ухода. В случае неблаговидного поступка провинившуюся исключали из общины решением попечительского совета. После 15–20 лет служения сестра имела право на пенсию.
Задаваясь вопросом о причинах, побуждавших девушек и молодых женщин выбрать столь нелегкий путь, историк Е. Н. Козловцева писала: «Причины могли быть самыми разными, и в каждом конкретном случае они были свои. Можно только попытаться обобщить известные сведения, почерпнув подобного рода информацию из источников личного происхождения — дневников, воспоминаний и писем самих сестер милосердия. Большинство сохранившихся документов принадлежат тем, кто решил стать сестрами милосердия в связи с объявлением войны. Разумеется, ими двигал патриотический порыв, желание быть полезными Отечеству в трудное время, стремление следовать за дорогими людьми — отцами, братьями, женихами и мужьями. Далеко не всегда такие решения могли быть продуманными и взвешенными. <…> Вступая в общину, сестры сталкивались с многочисленными трудностями: крайне напряженным трудом, бытовой неустроенностью, сложными взаимоотношениями среди медицинского персонала, неопределенным будущим и прочими проблемами, которые в совокупности могли привести к разочарованию. В таких условиях многое зависело от личного настроя каждой сестры, от того, как она понимала свое служение, что видела в нем: способ найти свое место в жизни или подвиг самопожертвования»2.
Во главе Иверской общины стоял комитет, куда входили почетные члены (представители императорской фамилии, церковные иерархи) и благотворители, пожертвовавшие не менее 2 тысяч рублей. Для управления текущими делами комитет избирал попечительский совет: попечительница, ее помощник, главный врач, священник, сестра-настоятельница, казначей, уполномоченный член местного отделения Российского общества Красного Креста. В ведении попечительницы находился внутренний распорядок и весь быт сестер. Главный врач отвечал за их теоретическую и практическую подготовку и руководил всеми лечебными заведениями. Сестра-настоятельница контролировала жизненный уклад в общине, заботилась о снабжении ее всем необходимым.
Первоначально Иверская община занимала лишь особняк Шубиных на Малой Якиманке. В скромном здании размещались общежитие сестер, хирургическая клиника на полтора десятка коек и лечебница для приходящих больных. К осени 1897 года привели в порядок бывший дом Крашенинниковых. Это позволило общине расширить свою деятельность и пригласить новых докторов (с общиной сотрудничали лучшие московские врачи: профессора П. И. Дьяконов, Ф. А. Рейн, приват-доцент В. Е. Предтеченский и другие). Слух об открытии в Замоскворечье больницы быстро распространился по всему городу. Люди, по большей части принадлежавшие к крестьянскому сословию, стекались со всех концов Москвы, часами простаивали в очередях. Лечение было платным, но бедные пациенты обслуживались за счет пожертвований благотворителей. В течение первых трех лет в общину за медицинской помощью обратилось около 40 тысяч человек. Здесь открыли аптеку, в которой больные могли бесплатно получать лекарства.
27 октября 1896 года в присутствии митрополита Московского и Коломенского Сергия (Ляпидевского) на территории общины состоялась закладка церкви в честь Иверской иконы Божией Матери. Деньги на строительство выделила богатая купеческая вдова Елизавета Семеновна Лямина. Проект создал С. К. Родионов. В то время многие московские архитекторы черпали вдохновение в наследии средневековых мастеров. Так и С. К. Родионов «ориентировался на формы древнего владимиро-суздальского зодчества (аркатурно-колончатые пояса, килевидные завершения порталов), но вводил дополнительные мотивы — новгородские (пояса нишек в верхней части барабана) или восходящие к западноевропейскому средневековью (композиция и декор звонницы). Традиционный по конструктивному и планировочному решению храм выглядит асимметричным из-за примыкающих у западных углов галереи и звонницы, под которой находится арочный проход. В интерьере сохранились росписи, также стилизованные в “древнем вкусе”, с повторением орнаментов новгородского Софийского собора. Здание представляет собой интересный образец попытки возродить древние национальные традиции с минимальной долей стилизации. Оно стало объединяющим центром многочисленных строений общины»3.
В конце XIX — начале XX века в Москве появилось немало храмов в «русском стиле», но обычно их создатели вдохновлялись постройками Новгорода и Пскова или узорочьем XVII столетия. Родионов избрал другой путь и подарил городу яркий образец интерпретации владимиро-суздальского зодчества. Особенное впечатление производил резной одноярусный мраморный иконостас византийской традиции, из-за которого, как будто властвуя над всем внутренним пространством, вырастал настенный образ Божией Матери «Оранта» («Молящаяся»). В единой стилистике также из мрамора были выполнены клиросы и киоты икон. Для украшения Царских врат и диаконских дверей применили золоченую бронзу. Паникадила, подсвечники, а также всю богослужебную утварь изготовили в русско-византийском стиле. Главной святыней церкви стала Иверская икона Божией Матери в драгоценной ризе.
2 мая 1901 года церковь освятил митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) — почетный член комитета. На торжественной церемонии присутствовала августейшая попечительница великая княгиня Елизавета Федоровна, высоко оценившая работу Родионова и его помощников. Настоятелем новопостроенной церкви назначили пресвитера Сергия Махаева, остававшегося в этой должности 19 лет. Среди сестер он пользовался огромным авторитетом, был их духовником и законоучителем.
В 1898 году в Иверской общине состояли 32 сестры милосердия и 14 испытуемых. Со временем количество сестер возросло, возникла острая необходимость в дополнительных помещениях. К октябрю 1901 года на красной линии Малой Якиманки по проекту молодого архитектора И. Е. Бондаренко было возведено двухэтажное здание. Скромная постройка соответствовала своей функции: здесь поселились сестры, которые вели практически монашеский образ жизни, отказавшись от земных благ. Декор фасадов сдержан и прост. Можно выделить только подковообразные обрамления окон и необычные вертикальные членения стен — не классические ордерные пилястры, а оригинальные элементы в стилистике модерна. В подвале устроили кухню, кладовую и хозяйственные службы. На первом этаже расположились комната старшей сестры, столовая, учебная зала, кабинет врача, буфетная, бельевая и ванная. Второй этаж отвели под спальни сестер и испытуемых.
И. Е. Бондаренко вспоминал: «Осенью <…> [1900] года я был приглашен архитектором Иверской общины. Место это было бесплатное, нечто вроде благотворительного, вернее, почетного. Нужно было выстроить общежитие для сестер милосердия Красного Креста и произвести некоторые перестройки принадлежащих общине зданий. Постройка общежития не могла представлять для меня большого творческого интереса, но как практика была для меня ценна, так как в короткий срок нужно было выстроить трехэтажное здание. Здание выстроили ровно в сто дней, о чем и было напечатано жирным шрифтом в отчете общины за 1901 год. Я убедился, что никакого промораживания здания с оставлением его на зиму не нужно. Кладку стен мы производили шанцами, то есть с пустотами, и здание протапливалось все лето железными печами. Перегородки были сборные, литые, гипсошлаковые, все столярные изделия были заготовлены одновременно с началом работ и т. д. Дом был пригодным для жилья тотчас же по окончании постройки»4...
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru