Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 июня 1931 года

Совет народных комиссаров СССР принял постановление «О строительстве водного
канала Волга — Москва» (ныне — Канал имени Москвы).

4 июня 1934 года

В Парке культуры и отдыха имени Горького состоялась дегустация блюд нового летнего сезона. В меню вошли: суп из вишен, клюквы, чернослива, абрикосов, а также напитки — гренадин, мазагран, кофе‑гляссе. Меню было разработано Институтом общественного питания.

6 июня 1957 года

На Лубянке открылся центральный универмаг «Детскиймир». Здание строилось по проекту архитектора А. Н. Душкина (соавторы — Г. Г. Аквилев, Ю. В. Вдовин, И. М. Потрубач, инженер Л. М. Глиэр) на месте снесенного Лубянского пассажа. По словам А. И. Микояна, универмаг задумывался как «детский ГУМ для маленьких советских потребителей».

13 июня 1924 года

Президиум Моссовета постановил объявить участок реки Москвы в пределах Окружной железной дороги заказником. Сделано это было в целях охраны от хищнического истребления рыбы в главном столичном водоеме. Постановление запрещало «на всем протяжении указанного участка всякую ловлю рыбы: сетями, неводами, вентерями, вершами, мордами, неротками, наметками, багрилками, путем бросания бомб и отравы и тому подобной промысловой, полупромысловой и хищнической снастью и способами, а также стрельбу рыбы из ружей и битье ее острогой весной». Разрешались лишь удочки. Нарушителям грозила уголовная ответственность.

20 (8 ст. ст.) июня 1880 года

В зале московского Благородного собрания прозвучала знаменитая речь Ф. М. Достоевского об А. С. Пушкине. Она произвела огромное впечатление на публику. «Вчера еще можно было толковать о том, великий ли всемирный поэт Пушкин или нет; сегодня этот вопрос упразднен; истинное значение Пушкина показано, и нечего больше толковать!» — отозвался на выступление Федора Михайловича И. С. Аксаков.

29 (17 ст. ст.) июня 1835 года

В Москве родился выдающий ученый‑ботаник академик Андрей Сергеевич Фаминцын (ум. 1918) — основатель отечественной школы физиологии растений.

Московский журнал в соцсетях
31.08.2020
Связь времен
Автор: Денис Петрович Дроздов
Вид со стороны Большой Полянки
«Подвиг самопожертвования» №9 (357) Сентябрь 2020 Подписаться

Великая княгиня Елизавета Федоровна с сестрами Иверской общины в селе Ильинском. Фотография 1911 года

После либеральных реформ 1860-х годов в обществе произошли значительные перемены. Воодушевленные ими, многие люди вознамерились внести свой вклад в становление новой жизни. В стране начали появляться сообщества, основывавшие свою деятельность на идеях гуманизма. В частности, в Москве под эгидой Российского общества Красного Креста были организованы три общины сестер милосердия: Александринская (1888), Иверская (1894) и Никольская (1914).

Иверскую общину создали по инициативе командующего войсками Московского военного округа генерала от артиллерии А. С. Костанды при покровительстве генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича и его супруги Елизаветы Федоровны. Для размещения сестер милосердия между Большой Полянкой и Малой Якиманкой в 1896–1897 годах на деньги жертвователей купили городские усадьбы, принадлежавшие Шубиным и Крашенинниковым. Первая в середине XVIII века состояла из дворов капитана морского флота Афанасия Левшина и московского купца Ивана Емельянова. В 1802 году оба участка приобрел купец Иоаким Зеркальщиков, объединивший их в одну усадьбу, собственником которой в 1869-м стал почетный гражданин Н. Ф. Шубин. Согласно переписным книгам Москвы 1738–1742 годов, владение Крашенинниковых включало в себя дворы купца Петра Михайлова, графа Антона Мануиловича Девиера, суконщика Карпа Васильева и портного Василия Лукьянова. В 1780 году Алексей Петров создал на всей этой территории единую обширную усадьбу, куда в 1809-м въехал новый хозяин — купец С. И. Крашенинников. Усадьба на Большой Полянке передавалась по наследству потомкам Семена Ивановича до конца XIX столетия. На обширном дворе стояли двухэтажный дом, выходивший на красную линию улицы, и служебные постройки. У границы с соседним участком располагался большой тенистый сад.

* * *

Иверская община сестер милосердия имела целью «подготовление опытного женского санитарного персонала для ухода за больными и ранеными как в военное, так и в мирное время. Подготовление своего женского санитарного персонала — теоретическое по утвержденной <…> программе и практическое у постели больных — община производит в собственных лечебных заведениях, амбулаторных и с постоянными кроватями, к устройству и развитию каковых ею прилагаются все заботы. Кроме постоянного ухода за больными в собственных лечебных заведениях общины, сестры милосердия откомандировываются на основании существующих о сем положений для ухода за больными и ранеными в местные военные госпитали и лазареты, a также могут назначаться в правительственные, городские, земские и частные лечебные заведения по соглашению общины с начальством сих заведений и посылаться в частные дома для ухода за больными»1.

Сестрами Иверской общины могли быть девушки и женщины в возрасте от 20 до 40 лет — здоровые, грамотные, православного вероисповедания. Претендентки на протяжении испытательного срока проходили теоретическую и практическую подготовку по уходу за больными под наблюдением опытного врача. Отдельно оценивались нравственные качества будущих сестер — сострадательность, терпимость, честность. Готовили их и к разного рода хозяйственной деятельности. Затем они сдавали экзамен в присутствии почетной попечительницы общины — великой княгини Елизаветы Федоровны — и членов попечительского совета, после чего получали звание сестер, возлагая на себя обязанность ревностно служить богоугодному делу, исполняя послушания с любовью и кротостью. Существовал статус крестовой сестры, присваивавшийся после шестилетнего пребывания в общине и дававший право носить на груди специальный бронзовый знак.

Сестры находились на полном содержании общины и обеспечивались всем необходимым: кровом, едой, одеждой и прочим. Носили они платья темного цвета и белые передники с нашитым красным крестом. Ежемесячно получали незначительную сумму на разные мелкие расходы, при этом не имея права принимать подарки или вознаграждения от частных лиц и учреждений. Во всем беспрекословно подчинялись попечительнице, настоятельнице и главному врачу. Если сестра по той или иной причине хотела покинуть общину, она должна была предупредить о своем намерении настоятельницу за два месяца до планируемого ухода. В случае неблаговидного поступка провинившуюся исключали из общины решением попечительского совета. После 15–20 лет служения сестра имела право на пенсию.

Задаваясь вопросом о причинах, побуждавших девушек и молодых женщин выбрать столь нелегкий путь, историк Е. Н. Козловцева писала: «Причины могли быть самыми разными, и в каждом конкретном случае они были свои. Можно только попытаться обобщить известные сведения, почерпнув подобного рода информацию из источников личного происхождения — дневников, воспоминаний и писем самих сестер милосердия. Большинство сохранившихся документов принадлежат тем, кто решил стать сестрами милосердия в связи с объявлением войны. Разумеется, ими двигал патриотический порыв, желание быть полезными Отечеству в трудное время, стремление следовать за дорогими людьми — отцами, братьями, женихами и мужьями. Далеко не всегда такие решения могли быть продуманными и взвешенными. <…> Вступая в общину, сестры сталкивались с многочисленными трудностями: крайне напряженным трудом, бытовой неустроенностью, сложными взаимоотношениями среди медицинского персонала, неопределенным будущим и прочими проблемами, которые в совокупности могли привести к разочарованию. В таких условиях многое зависело от личного настроя каждой сестры, от того, как она понимала свое служение, что видела в нем: способ найти свое место в жизни или подвиг самопожертвования»2.

Во главе Иверской общины стоял комитет, куда входили почетные члены (представители императорской фамилии, церковные иерархи) и благотворители, пожертвовавшие не менее 2 тысяч рублей. Для управления текущими делами комитет избирал попечительский совет: попечительница, ее помощник, главный врач, священник, сестра-настоятельница, казначей, уполномоченный член местного отделения Российского общества Красного Креста. В ведении попечительницы находился внутренний распорядок и весь быт сестер. Главный врач отвечал за их теоретическую и практическую подготовку и руководил всеми лечебными заведениями. Сестра-настоятельница контролировала жизненный уклад в общине, заботилась о снабжении ее всем необходимым.

Первоначально Иверская община занимала лишь особняк Шубиных на Малой Якиманке. В скромном здании размещались общежитие сестер, хирургическая клиника на полтора десятка коек и лечебница для приходящих больных. К осени 1897 года привели в порядок бывший дом Крашенинниковых. Это позволило общине расширить свою деятельность и пригласить новых докторов (с общиной сотрудничали лучшие московские врачи: профессора П. И. Дьяконов, Ф. А. Рейн, приват-доцент В. Е. Предтеченский и другие). Слух об открытии в Замоскворечье больницы быстро распространился по всему городу. Люди, по большей части принадлежавшие к крестьянскому сословию, стекались со всех концов Москвы, часами простаивали в очередях. Лечение было платным, но бедные пациенты обслуживались за счет пожертвований благотворителей. В течение первых трех лет в общину за медицинской помощью обратилось около 40 тысяч человек. Здесь открыли аптеку, в которой больные могли бесплатно получать лекарства.

 

27 октября 1896 года в присутствии митрополита Московского и Коломенского Сергия (Ляпидевского) на территории общины состоялась закладка церкви в честь Иверской иконы Божией Матери. Деньги на строительство выделила богатая купеческая вдова Елизавета Семеновна Лямина. Проект создал С. К. Родионов. В то время многие московские архитекторы черпали вдохновение в наследии средневековых мастеров. Так и С. К. Родионов «ориентировался на формы древнего владимиро-суздальского зодчества (аркатурно-колончатые пояса, килевидные завершения порталов), но вводил дополнительные мотивы — новгородские (пояса нишек в верхней части барабана) или восходящие к западноевропейскому средневековью (композиция и декор звонницы). Традиционный по конструктивному и планировочному решению храм выглядит асимметричным из-за примыкающих у западных углов галереи и звонницы, под которой находится арочный проход. В интерьере сохранились росписи, также стилизованные в “древнем вкусе”, с повторением орнаментов новгородского Софийского собора. Здание представляет собой интересный образец попытки возродить древние национальные традиции с минимальной долей стилизации. Оно стало объединяющим центром многочисленных строений общины»3.

В конце XIX — начале XX века в Москве появилось немало храмов в «русском стиле», но обычно их создатели вдохновлялись постройками Новгорода и Пскова или узорочьем XVII столетия. Родионов избрал другой путь и подарил городу яркий образец интерпретации владимиро-суздальского зодчества. Особенное впечатление производил резной одноярусный мраморный иконостас византийской традиции, из-за которого, как будто властвуя над всем внутренним пространством, вырастал настенный образ Божией Матери «Оранта» («Молящаяся»). В единой стилистике также из мрамора были выполнены клиросы и киоты икон. Для украшения Царских врат и диаконских дверей применили золоченую бронзу. Паникадила, подсвечники, а также всю богослужебную утварь изготовили в русско-византийском стиле. Главной святыней церкви стала Иверская икона Божией Матери в драгоценной ризе.

2 мая 1901 года церковь освятил митрополит Московский и Коломенский Владимир (Богоявленский) — почетный член комитета. На торжественной церемонии присутствовала августейшая попечительница великая княгиня Елизавета Федоровна, высоко оценившая работу Родионова и его помощников. Настоятелем новопостроенной церкви назначили пресвитера Сергия Махаева, остававшегося в этой должности 19 лет. Среди сестер он пользовался огромным авторитетом, был их духовником и законоучителем.

В 1898 году в Иверской общине состояли 32 сестры милосердия и 14 испытуемых. Со временем количество сестер возросло, возникла острая необходимость в дополнительных помещениях. К октябрю 1901 года на красной линии Малой Якиманки по проекту молодого архитектора И. Е. Бондаренко было возведено двухэтажное здание. Скромная постройка соответствовала своей функции: здесь поселились сестры, которые вели практически монашеский образ жизни, отказавшись от земных благ. Декор фасадов сдержан и прост. Можно выделить только подковообразные обрамления окон и необычные вертикальные членения стен — не классические ордерные пилястры, а оригинальные элементы в стилистике модерна. В подвале устроили кухню, кладовую и хозяйственные службы. На первом этаже расположились комната старшей сестры, столовая, учебная зала, кабинет врача, буфетная, бельевая и ванная. Второй этаж отвели под спальни сестер и испытуемых.

И. Е. Бондаренко вспоминал: «Осенью <…> [1900] года я был приглашен архитектором Иверской общины. Место это было бесплатное, нечто вроде благотворительного, вернее, почетного. Нужно было выстроить общежитие для сестер милосердия Красного Креста и произвести некоторые перестройки принадлежащих общине зданий. Постройка общежития не могла представлять для меня большого творческого интереса, но как практика была для меня ценна, так как в короткий срок нужно было выстроить трехэтажное здание. Здание выстроили ровно в сто дней, о чем и было напечатано жирным шрифтом в отчете общины за 1901 год. Я убедился, что никакого промораживания здания с оставлением его на зиму не нужно. Кладку стен мы производили шанцами, то есть с пустотами, и здание протапливалось все лето железными печами. Перегородки были сборные, литые, гипсошлаковые, все столярные изделия были заготовлены одновременно с началом работ и т. д. Дом был пригодным для жилья тотчас же по окончании постройки»4...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 9 (357) Сентябрь 2020 В этом выпуске:
Звезда и Вселенная Из воспоминаний о художнике Карле Карловиче Лопяло (1914–1979) и архитекторе-реставраторе Петре Дмитриевиче Барановском (1892–1984)
Алябьевы Историко-биографический очерк
«Подвиг самопожертвования» История и наследие Иверской общины сестер милосердия
Их судьбы спаяла любовь Анастасия Ивановна Цветаева (1894–1993), Анна Герман (1936–1982), архимандрит Виктор (Мамонтов; 1938–2016)
Ошибка более чем в 60 лет По поводу одной экспертизы
«От ремесленности к настоящему большому искусству» О художнике-гравере Иване Николаевиче Павлове (1872–1951)
Трудами и заботами княгини Шаховской... О прошлом и настоящем московской Городской клинической больницы №29 имени Н.Э. Баумана
Будни и праздники Светланы Николаевны Треневой (1926–2017) По ее воспоминаниям