Вторник «Московского журнала» в Центральном Доме работников искусств. Слева направо: Николай Александрович Шипилов, Татьяна Николаевна Дашкевич, Анна Филипповна Грушина, игумен Иоанн (Титов), Александр Александрович Белай
К 25-летию Всероссийских Иринарховских чтений (1998–2023)
К СВЕТУ
Эпоха 1990‑х годов — у всех у нас на недавней памяти. Перестроечное безвременье. Большая страна распалась. Ту же участь готовили России. Ее история хозяевами господствующего на тот момент в обществе дискурса представлялась бесконечной чередой дикости и жестокости, из прошлого изымалось или перевиралось все светлое, доброе, великое. Единственным средством исцеления объявлялось вхождение России в сообщество «цивилизованных стран» — поначалу, конечно, в качестве робкого ученика, приобщение к западным ценностям. Кое‑кто сочувственно поговаривал о генерале Власове как об идейном борце за освобождение страны от сталинской диктатуры. Кое‑где задумывались о выпуске собственных денег. И прочее, и прочее, и прочее… Россия ощутимо ПЕРЕСТАВАЛА БЫТЬ.
Но те, кто не согласен был потерять Россию, не опускали рук. Как могли, боролись, пусть и лишенные порой всякой поддержки, доступа к средствам массовой информации. В разных уголках страны люди, неравнодушные к судьбам отечества, не оставляли попыток всеми доступными способами нести свою веру, свое понимание происходящего в народ, оглушенный неистовой пропагандой «красивой жизни», а на деле вынужденный попросту выживать. Выпускали свои печатные издания, часто недолговечные по причине отсутствия средств. Устраивали собрания, где обсуждались вопросы прошлого, настоящего и будущего России, пути преодоления охватившей ее смуты. На подобные мероприятия в провинции выезжали разделявшие такой пафос столичные ученые, деятели культуры — с докладами, сообщениями, презентациями книг, концертными выступлениями. Все более серьезную объединяющую роль в начавшемся процессе играла Русская Православная Церковь.
И эта борьба за Россию, поначалу многим казавшаяся уже заведомо проигранной, постепенно приносила плоды. Ныне мы видим ее итоги. Несмотря на массу остающихся проблем и появившихся новых угроз, страна сейчас — другая. Картина общественных настроений, господствующий в социуме дискурс ощутимо изменились. С помощью Божией удалось сохранить, сберечь, вновь кристаллизовать уже казавшиеся безвозвратно аморфизированными смыслы нашего исторического бытия.
«ЗЕМЛЯ БОРИСА И ГЛЕБА»
Одним из мест на бескрайних просторах России, где происходила эта кристаллизация, стал небольшой поселок Борисоглебский Ярославской области. В поселке находится древний Борисо-Глебский мужской монастырь, основанный в 1363 году иноками Феодором и Павлом по благословению преподобного Сергия Радонежского. В конце XVI — начале XVII века здесь подвизался преподобный Иринарх Затворник (1548–1616), в 1612 году благословивший вождей Второго народного ополчения — князя Дмитрия Пожарского и нижегородского «посадского человека» Кузьму Минина — на освобождение Москвы от польских оккупантов. После революции обитель упразднили, часть ее помещений отдали краеведческому музею, часть приспособили под хозяйственные нужды. В 1989 году монастырский Борисо-Глебский собор вернули верующим, он действовал как приходской храм. А в 1994‑м здесь возобновилась монашеская жизнь. Наместником был назначен постриженик Ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря иеромонах Иоанн (Титов). Ныне он управляет обителью в сане игумена.
ВСЕРОССИЙСКИЕ ИРИНАРХОВСКИЕ ЧТЕНИЯ
В БОРИСОГЛЕБСКОМ
Видный деятель «борисоглебского возрождения» (считаем себя вправе выразиться именно так) В. С. Мартышин — писатель, педагог, создатель уникальной школы в селе Ивановском Борисоглебского района и там же — Ильинского храма, клириком коего ныне является (принял диаконский сан в 2017 году, священнический — в 2019‑м), в сборнике материалов XV Иринарховских чтений (2015) писал:
«Чтения с первого своего шага были объявлены и благословлены Патриархом Алексием II быть всероссийскими, каковыми, по сути дела и стали. Это относится и к географии участников, и к масштабу личностей, кто приглашается на Чтения, и к горизонтам проблем, которые поднимаются здесь. <…>
Изначально (в 1998 году. — Ред.) перед нашим форумом ставились цели и задачи несколько шире, чем предполагают форматы привычных конференций, симпозиумов, семинаров. Предполагалось, что Чтения не будут замыкаться только на информировании, произнесении докладов, обсуждении тех или иных проблем. Чтения должны были стать частью жизни этого самобытного, уютного, святого уголка России и послужить ему на поприще возрождения, а если удастся перешагнуть границы нашего ростовско‑борисоглебского края, полагали мы, то стать и частью жизни региона, а то и всей России».
Учредителями Чтений выступили Ярославская епархия, Администрация Борисоглебского района, Союз писателей России, Борисо-Глебский монастырь, Борисоглебское отделение Фонда славянской письменности и культуры, Борисоглебская № 2 и Ивановская школы. При этом «созидающим центром, притягательным ядром, несомненно, является Борисо-Глебский монастырь. Именно за его стенами, в древних настоятельских покоях рождается концепция каждых Чтений, определяется самая насущная на момент проведения Чтений проблема, здесь формируется окончательная повестка дня, обсуждается состав участников, способных предложить решения тех или иных проблем». Чтения освящены именем преподобного Иринарха Затворника, чьи святые мощи покоятся в обители.
«Что представляют собой [Иринарховские чтения]? — спрашивает Владимир Сергеевич. — Научный симпозиум? Исторический форум? Краеведческую конференцию? Литературное собрание? Педагогический или культурологический семинар? Экономический коллоквиум или богословскую конференцию? Сразу же отмечу, что все указанные определения можно отнести в полной мере к нашему форуму». И это действительно так. Из года в год на Чтения съезжаются в качестве докладчиков и выступающих…
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru