Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 июня 1931 года

Совет народных комиссаров СССР принял постановление «О строительстве водного
канала Волга — Москва» (ныне — Канал имени Москвы).

4 июня 1934 года

В Парке культуры и отдыха имени Горького состоялась дегустация блюд нового летнего сезона. В меню вошли: суп из вишен, клюквы, чернослива, абрикосов, а также напитки — гренадин, мазагран, кофе‑гляссе. Меню было разработано Институтом общественного питания.

6 июня 1957 года

На Лубянке открылся центральный универмаг «Детскиймир». Здание строилось по проекту архитектора А. Н. Душкина (соавторы — Г. Г. Аквилев, Ю. В. Вдовин, И. М. Потрубач, инженер Л. М. Глиэр) на месте снесенного Лубянского пассажа. По словам А. И. Микояна, универмаг задумывался как «детский ГУМ для маленьких советских потребителей».

13 июня 1924 года

Президиум Моссовета постановил объявить участок реки Москвы в пределах Окружной железной дороги заказником. Сделано это было в целях охраны от хищнического истребления рыбы в главном столичном водоеме. Постановление запрещало «на всем протяжении указанного участка всякую ловлю рыбы: сетями, неводами, вентерями, вершами, мордами, неротками, наметками, багрилками, путем бросания бомб и отравы и тому подобной промысловой, полупромысловой и хищнической снастью и способами, а также стрельбу рыбы из ружей и битье ее острогой весной». Разрешались лишь удочки. Нарушителям грозила уголовная ответственность.

20 (8 ст. ст.) июня 1880 года

В зале московского Благородного собрания прозвучала знаменитая речь Ф. М. Достоевского об А. С. Пушкине. Она произвела огромное впечатление на публику. «Вчера еще можно было толковать о том, великий ли всемирный поэт Пушкин или нет; сегодня этот вопрос упразднен; истинное значение Пушкина показано, и нечего больше толковать!» — отозвался на выступление Федора Михайловича И. С. Аксаков.

29 (17 ст. ст.) июня 1835 года

В Москве родился выдающий ученый‑ботаник академик Андрей Сергеевич Фаминцын (ум. 1918) — основатель отечественной школы физиологии растений.

Московский журнал в соцсетях
31.01.2025
Автор: Анищенков Владимир Робертович
Фасад главного подъезда Всероссийской промышленнохудожественной выставки 1882 года в Москве. Фотография «Шерер и Набгольц»
Сокровищница народного искусства №2 (410) Февраль 2025 Подписаться

Кустарный музей Московского губернского земства в Леонтьевском переулке. 1900–1911 годы

140

 лет назад был основан музей, значение которого многие сравнивали со значением знаменитого Исторического музея. Однако сейчас ни в одном справочнике вы этот музей не найдете; знают же о нем, быть может, всего два‑три десятка человек…

Вот что сообщает путеводитель по Москве 1917 года: «С Петра Великого национальное русское искусство утратило свой самобытный характер, но старые художественные основы не исчезли — в народных глубинах они сохранились до наших дней. Отдельные чуткие художники, а вслед за ними и общественные организации сумели открыть живую красоту в самобытном русском искусстве и с большой настойчивостью принялись за его возрождение. Живым очагом этого возрождения является в Москве Кустарный музей губернского земства»1. В музейном списке Москвы авторы путеводителя поместили Кустарный музей сразу же за стоящими первыми Оружейной палатой и Третьяковской галереей!

Значимость Кустарного музея — впоследствии Музея народного искусства2 — для народных художественных промыслов была действительно велика. Он сделался центром земской организации «по содействию кустарной промышленности», которая спасла мелкое художественное «рукомесло» от гибели. Музей помог сохраниться, а зачастую и возродиться многим традиционным промыслам. Среди них — Хохлома, Гжель, Ростовская финифть.… За более чем вековую историю в музее образовалась уникальная коллекция произведений; на этом собрании воспитывались несколько поколений художников народных промыслов. Музей народного искусства — участник самых разных всероссийских и всемирных выставок, лауреат представительных международных смотров в Париже, Брюсселе, Льеже, Реймсе.

* * *

Составной частью народного, крестьянского искусства в XIX веке были кустарные3 промыслы. Труд их систематического изучения и практической помощи кустарям взяли на себя земства. Закономерным шагом в этой деятельности явилось создание особого кустарного отдела на Всероссийской художественно‑промышленной выставке 1882 года в Москве. Высокое качество экспонатов признала и публика, и наградная комиссия. Почетного права изображения государственного герба удостоились лаковая миниатюра мануфактуры Н.А. Лукутина (Федоскино)4, металлические изделия из села Вача Владимирской губернии; золотых медалей — вологодские роговые гребни, сергиевопосадский резчик по дереву Иван Хрустачёв, лаковая миниа­тюра фабрики Вишнякова (Жостово)5; серебряных медалей — оренбургские платки, курские ковры, тульские самовары, вятские шкатулки из капокорня (наплыва на корне дерева)… В конце концов земство приняло решение о создании Кустарного музея. В 1885 году «Московские ведомости» сообщили: «9 мая в час дня на Знаменке, в доме Лепешкиной6 последовало официальное открытие Торгово‑промышленного музея кустарных изделий московского губернского земства. Открытие началось молитвой с водосвятием в присутствии московского генерал‑губернатора князя В.А. Долгорукова. А после молебна князь В.А. Долгоруков в сопровождении председателя земской управы Д.А. Наумова7 осматривал вновь открытый Кустарный музей, в котором выставлено более 60 производств Московской и некоторых прилегающих губерний. Музей во многом напоминает кустарный отдел бывшей Всероссийской выставки; разница лишь в том, что при музее имеется магазин кустарных изделий, в котором продаются различные кустарные вещи по их номинальной цене. Дешевизна этих вещей невероятная, подтверждающая, насколько выгодна перепродажа тех же вещей в наших столичных магазинах для их владельцев. Открытием Кустарного музея и магазина мос­ковское земство сделало доброе дело, которое рано или поздно должно поднять благосостояние наших кустарей».

Экспонаты Всероссийской выставки, а также привезенные дополнительно, выставили в музее, распределив их по технологиям производства; здесь же демонстрировались образцы сырья и полуфабрикатов, карты размещения промыслов, специальная литература. В 1890 году музей перевели в дом Миклашевского8 на Большой Никитской улице9. Все те же «Московские ведомости» писали: «Главным направлением будущей деятельности музея предполагалась популяризация изделий кустарных промыслов, распространение лучших образцов среди кустарей, улучшение техники производства и непосредственная помощь в виде представления выгодных заказов и сбыта готовой продукции. Дело это было совершенно новое, но крайне необходимое, ибо нарождающаяся крупная промышленность неминуемо разорила бы ручное кустарное производство».

* * *

В 1889 году земством избирается особая комиссия во главе с профессорами А.И. Чупровым10 и Н.А. Карышевым11, которой поручается разработать план работы по оказанию всесторонней помощи кустарям. В комиссию единогласно избирается Сергей Тимофеевич Морозов12, только что окончивший с отличием Московский университет. В дальнейшем, как отмечалось в одной из журнальных статей, «историю мос­ковского губернского земства в области содействия кустарям совершенно нельзя уже отделить от личной деятельности Сергея Тимофеевича».

С.Т. Морозов считал, что для реа­лизации земской программы необходимо привлечь капиталы и людей со специальными знаниями, способствовать массовой заготовке сырья, создать учебные мастерские со скупками при них. Он организовал фонд кредитования кооперативного движения и передал московскому земству первый взнос в размере 100 тысяч рублей. Главным исполнителем в деле реализации указанных задач надлежало стать Кустарному музею. Сергей Тимофеевич являлся почетным попечителем нового учреждения и некоторое время совершенно безвозмездно заведовал им; влюбленный в народное искусство, «вложил» в кустарные промыслы весь свой талант и состояние. Купил дом в Леонтьевском переулке (бывшая типография А.И. Мамонтова, архитектор В.А. Гартман), пристроил к нему новый объем по проекту одного из основоположников неорусского стиля С.У. Соловьева13. Работы завершились в 1903 году, после чего С.Т. Морозов передал комплекс под музей. Позже он на месте собственного сада делает к зданию еще одну пристройку, спроектированную архитекторами В.Н. Башкировым14 и А.Э. Эрихсоном15. Крыльцо с бочковидными колоннами и тяжелой резной дверью создавалось по рисунку художника В.Н. Бакшеева16. Парадную лестницу украсил майоликовый камин «Вольга и Микула», выполненный по эскизу М.А. Врубеля17 в Абрамцевских мастерских. В устройстве экспозиции принимал участие К.А. Коровин18.

К тому времени Кустарный музей стал центром, объединившим мастерские, склады, артели и отдельных кустарей далеко не только Московской губернии. Он снабжал мастеров наилучшим сырьем, принимал от них изделия для оптовой и розничной продажи. Ежегодный торговый оборот музейного магазина достигал миллиона рублей. Работы кустарей доставлялись сюда из 26 губерний, а экспортные связи протянулись в Австрию, Германию, Швейцарию, Данию, Голландию, Бельгию, Англию, Америку. Здесь же, в музее, кустарям предлагались образцы, отобранные на различных промыслах, а также созданные профессиональными художниками в народных традициях (для этих художников в музее оборудовали мастерские — столярно‑резную, отделочную и игрушечную). Сотрудники тщательно обсуждали с кустарями их изделия. Известный богородский резчик Иван Стулов писал: «Бережно и с любовью относились музейные художники к народным талантам, растили их, как садовник цветы. Народ это понимал. И старики, и молодежь, и дети собирались в Москву в музей всегда торжественно, мылись в бане, стриг­лись, надевали все, что было лучшего, ехали со своими творениями в музей, как в храм на праздник»19.

После революции все имущество и дом С.Т. Морозова национализировали. Новые власти разрешили ему жить и работать консультантом в своем родном музее. В 1919 году он опубликовал статью «Значение красоты в жизни человека и красота в кустарной промышленности»20. Позже (1925) выехал во Францию, где зарабатывать на жизнь ему помогало ремесло, перенятое у кустарей. Похоронен Сергей Тимофеевич на русском кладбище в Сент-
Женевьев‑де-Буа.

* * *

В начале XX века сотрудники музея активно исследовали кустарную промышленность и вообще крестьянское искусство. Довольно плодотворной оставалась и собственно музейная работа. Впечатляюще выглядит выставочная деятельность Кустарного музея. В 1902 году он был экспонентом Всероссийской кустарно‑промышленной выставки в Петербурге и передвижной выставки кустарей и ремесленников, организованной Обществом содействия русской торговле и промышленности, в 1903‑м на международной научно‑практической выставке «Детский мир» в Таврическом дворце показывал игрушки, в 1909‑м участвовал в Казанской выставке сельского хозяйства и легкой промышленности, в 1913‑м — во Всероссийской торгово‑промышленной выставке в Киеве (на двух последних удостоился Почетного диплома и золотых медалей).

 

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 2 (410) Февраль 2025 «За Родину, за страну...»
Позывной «Зенит» Записки ветерана боевых действий
Геппенеры — Сысины — Подгорные Историко-биографический очерк
Наставник В.А. Жуковского О педагоге, подвижнике «образования для добродетели» Антоне Антоновиче Прокоповиче-Антонском (1762–1848)
Пушкины и князья Юсуповы По страницам архивных документов
Сокровищница народного искусства К 140-летию открытия в Москве Кустарного музея (1885)
«Невольники чести» Дуэльные истории братьев Веревкиных
Художественная литература как источник краеведческой информации По публикациям в «Московском журнале»
Библиотечный век О московской библиотеке №117 и ее создателе — Александре Федоровне Сидорковой (1903–1992)
Зов сердца О хирурге-трансплантологе, почетном гражданине города Москвы академике Валерии Ивановиче Шумакове (1931–2008)