Кустарный музей Московского губернского земства в Леонтьевском переулке. 1900–1911 годы
140
лет назад был основан музей, значение которого многие сравнивали со значением знаменитого Исторического музея. Однако сейчас ни в одном справочнике вы этот музей не найдете; знают же о нем, быть может, всего два‑три десятка человек…
Вот что сообщает путеводитель по Москве 1917 года: «С Петра Великого национальное русское искусство утратило свой самобытный характер, но старые художественные основы не исчезли — в народных глубинах они сохранились до наших дней. Отдельные чуткие художники, а вслед за ними и общественные организации сумели открыть живую красоту в самобытном русском искусстве и с большой настойчивостью принялись за его возрождение. Живым очагом этого возрождения является в Москве Кустарный музей губернского земства»1. В музейном списке Москвы авторы путеводителя поместили Кустарный музей сразу же за стоящими первыми Оружейной палатой и Третьяковской галереей!
Значимость Кустарного музея — впоследствии Музея народного искусства2 — для народных художественных промыслов была действительно велика. Он сделался центром земской организации «по содействию кустарной промышленности», которая спасла мелкое художественное «рукомесло» от гибели. Музей помог сохраниться, а зачастую и возродиться многим традиционным промыслам. Среди них — Хохлома, Гжель, Ростовская финифть.… За более чем вековую историю в музее образовалась уникальная коллекция произведений; на этом собрании воспитывались несколько поколений художников народных промыслов. Музей народного искусства — участник самых разных всероссийских и всемирных выставок, лауреат представительных международных смотров в Париже, Брюсселе, Льеже, Реймсе.
* * *
Составной частью народного, крестьянского искусства в XIX веке были кустарные3 промыслы. Труд их систематического изучения и практической помощи кустарям взяли на себя земства. Закономерным шагом в этой деятельности явилось создание особого кустарного отдела на Всероссийской художественно‑промышленной выставке 1882 года в Москве. Высокое качество экспонатов признала и публика, и наградная комиссия. Почетного права изображения государственного герба удостоились лаковая миниатюра мануфактуры Н. А. Лукутина (Федоскино)4, металлические изделия из села Вача Владимирской губернии; золотых медалей — вологодские роговые гребни, сергиевопосадский резчик по дереву Иван Хрустачёв, лаковая миниатюра фабрики Вишнякова (Жостово)5; серебряных медалей — оренбургские платки, курские ковры, тульские самовары, вятские шкатулки из капокорня (наплыва на корне дерева)… В конце концов земство приняло решение о создании Кустарного музея. В 1885 году «Московские ведомости» сообщили: «9 мая в час дня на Знаменке, в доме Лепешкиной6 последовало официальное открытие Торгово‑промышленного музея кустарных изделий московского губернского земства. Открытие началось молитвой с водосвятием в присутствии московского генерал‑губернатора князя В. А. Долгорукова. А после молебна князь В. А. Долгоруков в сопровождении председателя земской управы Д. А. Наумова7 осматривал вновь открытый Кустарный музей, в котором выставлено более 60 производств Московской и некоторых прилегающих губерний. Музей во многом напоминает кустарный отдел бывшей Всероссийской выставки; разница лишь в том, что при музее имеется магазин кустарных изделий, в котором продаются различные кустарные вещи по их номинальной цене. Дешевизна этих вещей невероятная, подтверждающая, насколько выгодна перепродажа тех же вещей в наших столичных магазинах для их владельцев. Открытием Кустарного музея и магазина московское земство сделало доброе дело, которое рано или поздно должно поднять благосостояние наших кустарей».
Экспонаты Всероссийской выставки, а также привезенные дополнительно, выставили в музее, распределив их по технологиям производства; здесь же демонстрировались образцы сырья и полуфабрикатов, карты размещения промыслов, специальная литература. В 1890 году музей перевели в дом Миклашевского8 на Большой Никитской улице9. Все те же «Московские ведомости» писали: «Главным направлением будущей деятельности музея предполагалась популяризация изделий кустарных промыслов, распространение лучших образцов среди кустарей, улучшение техники производства и непосредственная помощь в виде представления выгодных заказов и сбыта готовой продукции. Дело это было совершенно новое, но крайне необходимое, ибо нарождающаяся крупная промышленность неминуемо разорила бы ручное кустарное производство».
* * *
В 1889 году земством избирается особая комиссия во главе с профессорами А. И. Чупровым10 и Н. А. Карышевым11, которой поручается разработать план работы по оказанию всесторонней помощи кустарям. В комиссию единогласно избирается Сергей Тимофеевич Морозов12, только что окончивший с отличием Московский университет. В дальнейшем, как отмечалось в одной из журнальных статей, «историю московского губернского земства в области содействия кустарям совершенно нельзя уже отделить от личной деятельности Сергея Тимофеевича».
С. Т. Морозов считал, что для реализации земской программы необходимо привлечь капиталы и людей со специальными знаниями, способствовать массовой заготовке сырья, создать учебные мастерские со скупками при них. Он организовал фонд кредитования кооперативного движения и передал московскому земству первый взнос в размере 100 тысяч рублей. Главным исполнителем в деле реализации указанных задач надлежало стать Кустарному музею. Сергей Тимофеевич являлся почетным попечителем нового учреждения и некоторое время совершенно безвозмездно заведовал им; влюбленный в народное искусство, «вложил» в кустарные промыслы весь свой талант и состояние. Купил дом в Леонтьевском переулке (бывшая типография А. И. Мамонтова, архитектор В. А. Гартман), пристроил к нему новый объем по проекту одного из основоположников неорусского стиля С. У. Соловьева13. Работы завершились в 1903 году, после чего С. Т. Морозов передал комплекс под музей. Позже он на месте собственного сада делает к зданию еще одну пристройку, спроектированную архитекторами В. Н. Башкировым14 и А. Э. Эрихсоном15. Крыльцо с бочковидными колоннами и тяжелой резной дверью создавалось по рисунку художника В. Н. Бакшеева16. Парадную лестницу украсил майоликовый камин «Вольга и Микула», выполненный по эскизу М. А. Врубеля17 в Абрамцевских мастерских. В устройстве экспозиции принимал участие К. А. Коровин18.
К тому времени Кустарный музей стал центром, объединившим мастерские, склады, артели и отдельных кустарей далеко не только Московской губернии. Он снабжал мастеров наилучшим сырьем, принимал от них изделия для оптовой и розничной продажи. Ежегодный торговый оборот музейного магазина достигал миллиона рублей. Работы кустарей доставлялись сюда из 26 губерний, а экспортные связи протянулись в Австрию, Германию, Швейцарию, Данию, Голландию, Бельгию, Англию, Америку. Здесь же, в музее, кустарям предлагались образцы, отобранные на различных промыслах, а также созданные профессиональными художниками в народных традициях (для этих художников в музее оборудовали мастерские — столярно‑резную, отделочную и игрушечную). Сотрудники тщательно обсуждали с кустарями их изделия. Известный богородский резчик Иван Стулов писал: «Бережно и с любовью относились музейные художники к народным талантам, растили их, как садовник цветы. Народ это понимал. И старики, и молодежь, и дети собирались в Москву в музей всегда торжественно, мылись в бане, стриглись, надевали все, что было лучшего, ехали со своими творениями в музей, как в храм на праздник»19.
После революции все имущество и дом С. Т. Морозова национализировали. Новые власти разрешили ему жить и работать консультантом в своем родном музее. В 1919 году он опубликовал статью «Значение красоты в жизни человека и красота в кустарной промышленности»20. Позже (1925) выехал во Францию, где зарабатывать на жизнь ему помогало ремесло, перенятое у кустарей. Похоронен Сергей Тимофеевич на русском кладбище в Сент-
Женевьев‑де-Буа.
* * *
В начале XX века сотрудники музея активно исследовали кустарную промышленность и вообще крестьянское искусство. Довольно плодотворной оставалась и собственно музейная работа. Впечатляюще выглядит выставочная деятельность Кустарного музея. В 1902 году он был экспонентом Всероссийской кустарно‑промышленной выставки в Петербурге и передвижной выставки кустарей и ремесленников, организованной Обществом содействия русской торговле и промышленности, в 1903‑м на международной научно‑практической выставке «Детский мир» в Таврическом дворце показывал игрушки, в 1909‑м участвовал в Казанской выставке сельского хозяйства и легкой промышленности, в 1913‑м — во Всероссийской торгово‑промышленной выставке в Киеве (на двух последних удостоился Почетного диплома и золотых медалей).
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru