Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 декабря 1933 года

Историк и археолог Игнатий Яковлевич Стеллецкий (1878–1949) начал раскопки под угловой и средней Арсенальными башнями Московского Кремля. Достичь цели изысканий  — обнаружить легендарную библиотеку Ивана Грозного  — не удалось. Однако в  ходе раскопок были получены ценные сведения о подземном Кремле.

12 (25) декабря 1905 года

На Валовой улице в ходе Декабрьского вооруженного восстания сгорела типография И.Д. Сытина. «Типография эта,  — писала на следующий день газета “Новое время”,  — представляет огромное роскошное по архитектуре здание, выходившее на три улицы. Со своими машинами она оценивалась в миллион рублей».

13 декабря 1957 года

Решением Моссовета участок Ленинградского шоссе от путепровода у Белорусского вокзала до развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе был переименован в Ленинградский проспект.

20 декабря 1900 года (1 января 1901 года)

Попечитель Московского учебного округа получил уведомление от душеприказчика скончавшегося купца Ивана Логгиновича Медведникова (1807–1889) о завещанной покойным городу крупной денежной сумме. На  полученные средства была основана гимназия, названная в честь благотворителя Медведниковской. Вначале занятия проходили в помещении на Поварской улице, потом учебное заведение переехало в новое здание в Староконюшенном переулке. В советское время гимназия действовала как школа №59 имени Н.В. Гоголя; позже вошла в состав школы №1529 имени А.С. Грибоедова.

30 декабря 1930 года

На пересечении улиц Петровка и Кузнецкий мост появился первый в Москве светофор

31 декабря 1964 года

Открылась станция Московского метрополитена «Водный стадион». Название дано по находящемуся рядом на Химкинском водохранилище водному стадиону «Динамо».

Московский журнал в соцсетях
30.04.2020
К 75-летию великой победы
Автор: Нина Валентиновна Мочалова
Канал Москва — Волга. Шлюз №1. 1941 год. Немецкая аэрофотосъемка.
Непреодолимая преграда №5 (353) Май 2020 Подписаться

Шлюз №3. 1937 год. Фотограф В.Я. Мовчан

Канал Москва — Волга (128 км, 10 шлюзов, 8 ГЭС, более 200 гидротехнических сооружений), введенный в эксплуатацию в 1937 году, решил сразу несколько важнейших народно-хозяйственных задач, а в 1941-м приобрел огромное оборонно-стратегическое значение, о чем пока вспоминают нечасто. По этой рукотворной водной артерии осуществлялись эвакуационные и воинские перевозки, перемещались из Москвы в Поволжье госпитали и войсковые подразделения. Часть судов Московского пароходства передали Красной армии. Цифры красноречивы: за первую военную навигацию по каналу вывезли около 235 тысяч тонн грузов — на 63 % больше, чем в последнюю предвоенную. Для этого потребовалось бы 2 тысячи железнодорожных вагонов.

С началом войны изменился облик канала. Погасили огни бакенов, провели светомаскировку прибрежных сел. Прекратились гудки судов. Работы велись только ночью. Маскировались шлюзы. Украшавшие шлюз № 3 макеты каравелл сняли и, переложив соломой, зарыли в землю (их удалось сохранить).

После первого авианалета на столицу (22 июля 1941 года) речникам пришлось тушить пожары в Северном и Западном портах. Особенно тяжелая пора для работников канала наступила в конце ноября, когда враг от Калинина резко повернул к Москве по трем направлениям — на Клин, Рогачев, Дмитров. 28 ноября фашисты оказались на восточном берегу канала недалеко от Дмитрова, перейдя туда по захваченному ими Яхромскому мосту. Подоспевшая 1-я ударная армия генерал-майора В. И. Кузнецова в 9 часов утра 29 ноября с колес атаковала противника и отбросила его на западный берег, после чего мост был взорван.

Немцы продолжали рваться к Москве. Ситуация становилась критической. По предложению группы инженеров-речников (Д. Ф. Агафонов, Л. С. Кусков, Б. М. Фрадкин, А. А. Прустовский, И. Н. Дымин, В. С. Жданов) на пути врага решили создать водную преграду путем интенсивного сброса воды через плотины и шлюзы в реки Яхрому и Сестру. В результате свыше 300 гектаров пойм этих рек было затоплено. Есть предположение, что в низинах пойм сосредоточилось около 300 немецких танков, готовых ринуться через канал на Дмитров, — их поглотила волжская вода. Об этом пишет ветеран Великой Отечественной войны Г. Ф. Захаров в газете «Химкинские новости» (14 декабря 2012 года)...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 5 (353) Май 2020 В этом выпуске:
«Первый бой я принял на Бородинском поле» Воспоминания и размышления участника Великой Отечественной войны, генерал‑майора в отставке Василия Кузьмича Коровкина*
Фронтовик Об участнике Великой Отечественной войны Николае Ивановиче Тихвинском (1915–1982)
Непреодолимая преграда Канал Москва — Волга. Год 1941-й
«Сила Божия была с народом нашим» Православные предания о Великой Отечественной войне
Героическая Терпсихора Балетные премьеры времен Великой Отечественной войны
Требует некоторых пояснений... По поводу статьи А.В. Потапенко «Забытый музей» («Московский журнал». 2019. №8)
Где эта улица, где этот дом? Московский адрес педагога Александра Григорьевича Ривина
ТютНастя Из детских воспоминаний
«Памятник сей поставится...» К истории одной скульптуры
Сын Кароля и Людвики К вопросу о происхождении архитектора Эрнста-Рихарда Нирнзее (1873–1934)
«Друг надежный москвичей» Московскому трамваю посвящается
Творческий подвиг во имя Победы «Окна ТАСС» (1941–1945)