Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
2 февраля 1956 года

В Москве скончался живописец Петр Петро‑ вич Кончаловский (род. 1876). До революции художник тяготел к  авангарду, позднее перешел к реалистической манере. Замечательным примером творчества П.П.  Кончаловского советского периода является московский пейзаж  — «Каток “Динамо”». Мастерская художника находилась в  доме на Садовом кольце у  Триумфальной площади, в  том же подъезде, где жил М.А. Булгаков.

2 (15) февраля 1910 года

Газета «Голос Москвы» сообщала: «На вокзалах, в гостиницах, клиниках, магазинах и  других местах скопления публики новая французская компания установила автоматические аппараты для продажи книг, брошюр, газет и журналов». К сожалению, о дальнейшей судьбе этих аппаратов ничего не известно.

7 (20) февраля 1916 года

В  Успенском соборе Кремля состоялся торжественный молебен по случаю взятия русской армией турецкого города Эрзерум, важного стратегического пункта на Кавказском фронте Первой мировой войны. Божественную литургию и  молебен совершал викарный епископ Модест. На богослужении присутствовали командующий войсками московского военного округа генерал от артиллерии И.И. Мрозовский, московский градоначальник генерал‑майор Е.К. Климович.

8 (21) февраля 1914 года

В  салоне К.И.  Михайловой на Большой Дмитровке открылась посмертная выставка работ художника Валентина Александровича Серова (1865–1911). Публику восхитило обилие представленных работ, среди которых были такие шедевры, как знаменитый портрет М.Н. Ермоловой. 

13 февраля 1956 года

В Москве был зафиксирован рекорд высоты выпавшего снега — 60 сантиметров. Эта отметка стала для синоптиков ориентиром на годы вперед.

15 (28) февраля 1915 года

Были совершены первые погребения на Братском кладбище. В  советский период его ликвидировали и разбили на этом месте парк. Ныне здесь располагается Мемориально‑парковый комплекс героев Первой мировой войны (район Сокол). Интересно, что в  предреволюционные годы на территории кладбища хотели поставить памятник Мировому страданию по проекту И.Д. Шадра. Воплотить замысел не удалось.

23 февраля 1991 года

На Манежной площади прошел крупнейший митинг за сохранение СССР, организованный депутатской группой «Союз». По  разным оценкам, на пло‑ щадь вышло от 500 до 800 тысяч человек.

Московский журнал в соцсетях
30.04.2020
Из дальних лет
Автор: Николай Константинович Миско
Дом Нирнзее («тучерез») в Большом Гнездниковском переулке
Сын Кароля и Людвики №5 (353) Май 2020 Подписаться

Могила Эрнста-Рихарда и Сюзанны Нирнзее

В результате длительных архивных поисков удалось обнаружить местонахождение могилы одного из наиболее таинственных архитекторов дореволюционной Москвы — Э.-Р. Нирнзее. Таинственность заключается в удивительном сочетании множества построенных им зданий с полным непониманием того, откуда их автор взялся и куда он в один прекрасный момент исчез. Выдвигалась даже версия о самоубийстве Нирнзее, якобы бросившегося в пролет лестницы самого знаменитого своего дома — № 10 по Большому Гнездниковскому переулку1.

Впрочем, фактом исчезновения человека в переломный для России период начала XX века удивить сложно. Гораздо более интригующим, чем вопрос «куда», представляется вопрос «откуда». Обладатель немецкой фамилии, что не являлось редкостью в Российской империи, Э.-Р. Нирнзее, по мнению большинства исследователей, приехал в Москву из Варшавы. Согласно обнаруженным документам, родом он был (как минимум официально, о чем ниже) оттуда же. Более того, в Варшаве и скончался.

Известный российский журналист В. Е. Раевский потратил несколько лет на поиски следов Нирнзее. В результате нашелся один из дальних родственников архитектора, который поделился информацией о том, что, по его сведениям, дед Эрнста-Рихарда, австрийский подданный, в середине XIX века переехал в Варшаву; умер же Э.-Р. Нирнзее также в Варшаве, в собственном доме, в районе Нижний Мокотув (Dolny Mokotów).

Эта информация побудила обратиться к городским справочникам. В польской столице вплоть до 1930-х годов издавался указатель «Вся Варшава»2, который по аналогии с выходившими в России (например, «Вся Москва», «Весь Петербург») включал в себя не только полный перечень городских торговых фирм и промышленных предприятий, но и алфавитный список собственников недвижимости. И вот среди домовладельцев улицы Влоской (Włoskiej, дом № 7) оказалась некая Сюзанна Нирнзеел (Zuzanna Nirnzeel)3. Здесь явная ошибка — эта немецкая фамилия неоднократно перевиралась и российскими, и польскими писарями.

Так была установлена локализация последнего жилища архитектора. К сожалению, район Мокотув очень сильно пострадал во время Варшавского восстания 1944 года. Улица Влоска наверняка не избежала общей участи: хотя в наше время тут насчитывается меньше десятка домов, место, где располагался дом Нирнзее, определяется лишь приблизительно, да и то только при условии, что современная застройка сохранила довоенную нумерацию.

Позволительно сделать предположение о принадлежности членов семейства Нирнзее к приходу здешнего храма. Вопрос вероисповедания в данном случае можно считать решенным, учитывая австрийское происхождение и польское воспитание нашего героя. Старейший костел на Мокотуве — Пресвятой Девы Марии — относился к парафии (церковному округу) Михаила Архангела. Он также был полностью разрушен во время Варшавского восстания и восстановлен уже после войны. Однако метрические книги костела сохранились в архиве Варшавской архидиоцезии (епархии). После длительных поисков в книге записей об умерших за 1943–1945 годы удалось обнаружить запись под № 574 о смерти Сюзанны-Барбары Нирнзее.

«Дело имеет место быть в Варшаве, в канцелярии парафии святого Михаила. Дня 11 октября 1943 года в 9 часов утра присутствовали: Генрик Дурановский, чиновник, и Станислав Гарецкий, торговец. Совершеннолетние и проживающие в Варшаве свидетельствуют, что 8-го дня текущего месяца в 9 часов утра в Варшаве на улице Влоской (Итальянской), дом номер 7, умерла Сюзанна Барбара из семьи Вольтановских Нирнзее, вдова, пенсионерка, имевшая полных 70 лет и рожденная в России, дочь Романа и Эмилии, супругов Вольтановских. После удостоверения факта смерти Сюзанны-Барбары Нирнзее этот акт был нами и первым свидетелем подписан»4...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 5 (353) Май 2020 В этом выпуске:
«Первый бой я принял на Бородинском поле» Воспоминания и размышления участника Великой Отечественной войны, генерал‑майора в отставке Василия Кузьмича Коровкина*
Фронтовик Об участнике Великой Отечественной войны Николае Ивановиче Тихвинском (1915–1982)
Непреодолимая преграда Канал Москва — Волга. Год 1941-й
«Сила Божия была с народом нашим» Православные предания о Великой Отечественной войне
Героическая Терпсихора Балетные премьеры времен Великой Отечественной войны
Требует некоторых пояснений... По поводу статьи А.В. Потапенко «Забытый музей» («Московский журнал». 2019. №8)
Где эта улица, где этот дом? Московский адрес педагога Александра Григорьевича Ривина
ТютНастя Из детских воспоминаний
«Памятник сей поставится...» К истории одной скульптуры
Сын Кароля и Людвики К вопросу о происхождении архитектора Эрнста-Рихарда Нирнзее (1873–1934)
«Друг надежный москвичей» Московскому трамваю посвящается
Творческий подвиг во имя Победы «Окна ТАСС» (1941–1945)