Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
Сентябрь 1924 года

Михаил Афанасьевич Булгаков записал в  дневнике: «Новость: на днях в  Москве появились совершенно голые люди (мужчины и  женщины) с  повязками через плечо "Долой стыд". Влезли в  трамвай. Трамвай остановили, публика возмущалась...» Общество «Долой стыд» наделало много шуму в столице, заслужив осуждение. «Разумеется, на берегу Черного моря, на солнце, в  чистом воздухе, перед или после морского купанья полезно полежать голым на солнце. Но улицы Москвы — не берег Черного моря. С  гигиенической точки зрения такое обнажение и  путешествие по улицам просто глупость»,  — комментировал события нарком здравоохранения Н.А.  Семашко. Впоследствии милиция стала резко пресекать прогулки московских нудистов.

1 сентября 1934 года

В  Москву прибыл многоместный немецкий самолет Junkers Ju 52, приобретенный советско‑германским предприятием «Дерулюфт». Путь от Москвы до Бер‑ лина воздушное судно преодолело за 12  часов. Предприятие было создано на основе концессионного соглашения между Советской Россией и  немецким Обществом воздушных сообщений «Аэро Унион» в 1921 году и занималось почтовыми и пассажирскими перевозками в Европе. Прекратило свою деятельность незадолго до начала Второй мировой войны.

1 сентября 1949 года

В Большом зале Московской консерватории начался концерт, посвященный памяти Ф. Шопена. В течение трех дней 13 пианистов исполняли фортепианные произведения польского композитора, столетие со дня смерти которого отмечалось по всему миру. Среди тех, кто выходил тогда на сцену, были молодые музыканты, сделавшиеся впоследствии знаменитостями, — Евгений Васильевич Малинин (1930–2001) и Татьяна Петровна Кравченко (1916–2003).

5 сентября 1997 года

В  рамках масштабного празднования 850‑летия Москвы в  столице был открыт памятник Петру I работы З.К. Церетели.

16 (29) сентября 1914 года

«В городскую думу поступило покрытое многочисленными подписями заяв‑ ление обывателей Москвы о  желательности повышения на одну копейку поездной платы на трамвае с  тем, чтобы этот излишек отчислялся на оказание помощи раненым воинам и  семьям запасных, призванных в  ряды армии. Этот налог предлагается ввести на все время войны» (газета «Голос Москвы»).

19 (30) сентября 1798 года

В Москве родился композитор, певец, государственный деятель Михаил Лукьянович Яковлев (ум. 1868). Из его произведений наиболее известен романс «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») на слова А.С. Пушкина. В  1832  году М.Л.  Яковлев, занимая пост директора типографии Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, способствовал первому изданию пушкинской «Истории Пугачёвского бунта».

Московский журнал в соцсетях
30.04.2021
К 76-летию великой победы
Автор: Вера Леонидовна Кошелева
Борис Александрович Соколов. Берлин. Май 1945 года
Летописцы священной войны №5 (365) Май 2021 Подписаться

Георгий Кузьмич Епифанов

Одними из первых в советском искусстве события Великой Отечественной войны отобразили в своих произведениях операторы и режиссеры документального кино. Через несколько часов после нападения гитлеровской Германии на Советский Союз кинооператоры-добровольцы1 вылетели на передовую. Благодаря их мужеству и оперативности уже 25 июня 1941 года в очередном выпуске «Союзкиножурнала» демонстрировался первый киноочерк с фронта. За первые месяцы войны фронтовые операторы сняли боевые эпизоды для 70 выпусков «Союзкиножурнала». Вскоре появились и полнометражные документальные фильмы, запечатлевшие, в частности, битву под Москвой, оборону Ленинграда2 и Севастополя3.

Кинематографисты стремились во всем величии отразить ратный труд наших солдат и офицеров. Для решения этой задачи при штабе каждого фронта, а также на всех флотах, в авиачастях и в партизанских отрядах были созданы группы кинооператоров, руководители которых поддерживали постоянный контакт с командованием, что позволяло фронтовым кинооператорам ориентироваться в складывающейся обстановке и вовремя прибывать на ключевые участки боевых операций. Люди с камерами шли в первых рядах наступающих бойцов; рискуя жизнью, снимали из танковых люков, из кабин истребителей и бомбардировщиков, с палуб крейсеров, эсминцев, торпедных катеров. Нередко им приходилось менять камеру на винтовку или автомат, участвовать в штыковых атаках — при этом они ни на минуту не забывали о своей творческой миссии: запечатлеть, увековечить происходящее.

В годы Великой Отечественной войны на передовой действовало свыше 250 кинооператоров4. Во фронтовых киногруппах вместе с профессионалами-кинохроникерами работали операторы научно-популярного и художественного кино, а также выпускники ВГИКа5. Не уступая товарищам в мастерстве и выносливости, бесстрашно вели съемки боевых эпизодов операторы-женщины — Мария Ивановна Сухова, Оттилия Болеславовна Рейзман, Галина Николаевна Захарова, Вера Робертовна Лезерсон6. Каждый второй из фронтовых кинооператоров был ранен, каждый четвертый — убит7. Имена павших увековечены на мраморных досках в Центральной студии документальных фильмов8.

За творческие заслуги и доблесть, проявленную на полях сражений, фронтовые кинооператоры неоднократно награждались орденами и медалями; 67 человек удостоились Сталинской премии. Ими было снято свыше 3,5 миллиона метров пленки. Весь этот обширный материал, имеющий исключительное историческое и художественное значение, вошел в специальный фонд — «Кинолетопись Великой Отечественной войны». «Грандиозная эпопея, запечатленная на кинопленке, как бы сложенная из тысяч и тысяч бессмертных подвигов нашего народа, представляется огромным историческим полотном, не знающим себе равных по значимости, достоверности, силе воздействия»9. На основе этого материала в годы войны было создано и выпущено на экраны свыше 500 киножурналов и киновыпусков, 67 короткометражных и 34 полнометражных документальных фильма. Над ними трудились такие выдающиеся режиссеры, как В. Н. Беляев, А. П. Довженко, Л. В. Варламов, Ф. И. Киселев. И. П. Копалин, Я. М. Посельский, Ю. Я. Райзман, М. Я. Слуцкий и другие. Особо отмечается большой вклад в творческий процесс режиссеров-женщин, в том числе Е. И. Свиловой, И. Ф. Сеткиной, М. Е. Славинской, Ю. И. Солнцевой, Л. И. Степановой10...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 5 (365) Май 2021 В этом выпуске :
«Фашистских захватчиков продолжают гнать все дальше от Москвы…» Воспоминания москвички Светланы Николаевны Треневой (1926–2017)
Музыкант на войне Жизненный и боевой путь ветерана Великой Отечественной войны Валерия Ивановича Раевского
Летописцы священной войны О фронтовых кинооператорах и документальных фильмах военных лет
Когда «нет» сменяется «есть» Очерки церковной жизни Москвы 1940-х годов
«Вера должна засиять новым пламенем» Предложения архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) по активизации деятельности Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны
«Грузовичок-фронтовичок» О памятниках полуторке в Москве
Бывшие купеческие усадьбы на Земляном Валу По исследованиям молодежной фотоэкспедиции музея «Садовое кольцо»
Время, вернись! Московский комментарий к роману Валентина Катаева «Алмазный мой венец»