Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 июня 1931 года

Совет народных комиссаров СССР принял постановление «О строительстве водного
канала Волга — Москва» (ныне — Канал имени Москвы).

4 июня 1934 года

В Парке культуры и отдыха имени Горького состоялась дегустация блюд нового летнего сезона. В меню вошли: суп из вишен, клюквы, чернослива, абрикосов, а также напитки — гренадин, мазагран, кофе‑гляссе. Меню было разработано Институтом общественного питания.

6 июня 1957 года

На Лубянке открылся центральный универмаг «Детскиймир». Здание строилось по проекту архитектора А. Н. Душкина (соавторы — Г. Г. Аквилев, Ю. В. Вдовин, И. М. Потрубач, инженер Л. М. Глиэр) на месте снесенного Лубянского пассажа. По словам А. И. Микояна, универмаг задумывался как «детский ГУМ для маленьких советских потребителей».

13 июня 1924 года

Президиум Моссовета постановил объявить участок реки Москвы в пределах Окружной железной дороги заказником. Сделано это было в целях охраны от хищнического истребления рыбы в главном столичном водоеме. Постановление запрещало «на всем протяжении указанного участка всякую ловлю рыбы: сетями, неводами, вентерями, вершами, мордами, неротками, наметками, багрилками, путем бросания бомб и отравы и тому подобной промысловой, полупромысловой и хищнической снастью и способами, а также стрельбу рыбы из ружей и битье ее острогой весной». Разрешались лишь удочки. Нарушителям грозила уголовная ответственность.

20 (8 ст. ст.) июня 1880 года

В зале московского Благородного собрания прозвучала знаменитая речь Ф. М. Достоевского об А. С. Пушкине. Она произвела огромное впечатление на публику. «Вчера еще можно было толковать о том, великий ли всемирный поэт Пушкин или нет; сегодня этот вопрос упразднен; истинное значение Пушкина показано, и нечего больше толковать!» — отозвался на выступление Федора Михайловича И. С. Аксаков.

29 (17 ст. ст.) июня 1835 года

В Москве родился выдающий ученый‑ботаник академик Андрей Сергеевич Фаминцын (ум. 1918) — основатель отечественной школы физиологии растений.

Московский журнал в соцсетях
30.04.2021
К 76-летию великой победы
Автор: Вера Леонидовна Кошелева
Борис Александрович Соколов. Берлин. Май 1945 года
Летописцы священной войны №5 (365) Май 2021 Подписаться

Георгий Кузьмич Епифанов

Одними из первых в советском искусстве события Великой Отечественной войны отобразили в своих произведениях операторы и режиссеры документального кино. Через несколько часов после нападения гитлеровской Германии на Советский Союз кинооператоры-добровольцы1 вылетели на передовую. Благодаря их мужеству и оперативности уже 25 июня 1941 года в очередном выпуске «Союзкиножурнала» демонстрировался первый киноочерк с фронта. За первые месяцы войны фронтовые операторы сняли боевые эпизоды для 70 выпусков «Союзкиножурнала». Вскоре появились и полнометражные документальные фильмы, запечатлевшие, в частности, битву под Москвой, оборону Ленинграда2 и Севастополя3.

Кинематографисты стремились во всем величии отразить ратный труд наших солдат и офицеров. Для решения этой задачи при штабе каждого фронта, а также на всех флотах, в авиачастях и в партизанских отрядах были созданы группы кинооператоров, руководители которых поддерживали постоянный контакт с командованием, что позволяло фронтовым кинооператорам ориентироваться в складывающейся обстановке и вовремя прибывать на ключевые участки боевых операций. Люди с камерами шли в первых рядах наступающих бойцов; рискуя жизнью, снимали из танковых люков, из кабин истребителей и бомбардировщиков, с палуб крейсеров, эсминцев, торпедных катеров. Нередко им приходилось менять камеру на винтовку или автомат, участвовать в штыковых атаках — при этом они ни на минуту не забывали о своей творческой миссии: запечатлеть, увековечить происходящее.

В годы Великой Отечественной войны на передовой действовало свыше 250 кинооператоров4. Во фронтовых киногруппах вместе с профессионалами-кинохроникерами работали операторы научно-популярного и художественного кино, а также выпускники ВГИКа5. Не уступая товарищам в мастерстве и выносливости, бесстрашно вели съемки боевых эпизодов операторы-женщины — Мария Ивановна Сухова, Оттилия Болеславовна Рейзман, Галина Николаевна Захарова, Вера Робертовна Лезерсон6. Каждый второй из фронтовых кинооператоров был ранен, каждый четвертый — убит7. Имена павших увековечены на мраморных досках в Центральной студии документальных фильмов8.

За творческие заслуги и доблесть, проявленную на полях сражений, фронтовые кинооператоры неоднократно награждались орденами и медалями; 67 человек удостоились Сталинской премии. Ими было снято свыше 3,5 миллиона метров пленки. Весь этот обширный материал, имеющий исключительное историческое и художественное значение, вошел в специальный фонд — «Кинолетопись Великой Отечественной войны». «Грандиозная эпопея, запечатленная на кинопленке, как бы сложенная из тысяч и тысяч бессмертных подвигов нашего народа, представляется огромным историческим полотном, не знающим себе равных по значимости, достоверности, силе воздействия»9. На основе этого материала в годы войны было создано и выпущено на экраны свыше 500 киножурналов и киновыпусков, 67 короткометражных и 34 полнометражных документальных фильма. Над ними трудились такие выдающиеся режиссеры, как В. Н. Беляев, А. П. Довженко, Л. В. Варламов, Ф. И. Киселев. И. П. Копалин, Я. М. Посельский, Ю. Я. Райзман, М. Я. Слуцкий и другие. Особо отмечается большой вклад в творческий процесс режиссеров-женщин, в том числе Е. И. Свиловой, И. Ф. Сеткиной, М. Е. Славинской, Ю. И. Солнцевой, Л. И. Степановой10...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 5 (365) Май 2021 В этом выпуске :
«Фашистских захватчиков продолжают гнать все дальше от Москвы…» Воспоминания москвички Светланы Николаевны Треневой (1926–2017)
Музыкант на войне Жизненный и боевой путь ветерана Великой Отечественной войны Валерия Ивановича Раевского
Летописцы священной войны О фронтовых кинооператорах и документальных фильмах военных лет
Когда «нет» сменяется «есть» Очерки церковной жизни Москвы 1940-х годов
«Вера должна засиять новым пламенем» Предложения архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) по активизации деятельности Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны
«Грузовичок-фронтовичок» О памятниках полуторке в Москве
Бывшие купеческие усадьбы на Земляном Валу По исследованиям молодежной фотоэкспедиции музея «Садовое кольцо»
Время, вернись! Московский комментарий к роману Валентина Катаева «Алмазный мой венец»