Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
Сентябрь 1924 года

Михаил Афанасьевич Булгаков записал в  дневнике: «Новость: на днях в  Москве появились совершенно голые люди (мужчины и  женщины) с  повязками через плечо "Долой стыд". Влезли в  трамвай. Трамвай остановили, публика возмущалась...» Общество «Долой стыд» наделало много шуму в столице, заслужив осуждение. «Разумеется, на берегу Черного моря, на солнце, в  чистом воздухе, перед или после морского купанья полезно полежать голым на солнце. Но улицы Москвы — не берег Черного моря. С  гигиенической точки зрения такое обнажение и  путешествие по улицам просто глупость»,  — комментировал события нарком здравоохранения Н.А.  Семашко. Впоследствии милиция стала резко пресекать прогулки московских нудистов.

1 сентября 1934 года

В  Москву прибыл многоместный немецкий самолет Junkers Ju 52, приобретенный советско‑германским предприятием «Дерулюфт». Путь от Москвы до Бер‑ лина воздушное судно преодолело за 12  часов. Предприятие было создано на основе концессионного соглашения между Советской Россией и  немецким Обществом воздушных сообщений «Аэро Унион» в 1921 году и занималось почтовыми и пассажирскими перевозками в Европе. Прекратило свою деятельность незадолго до начала Второй мировой войны.

1 сентября 1949 года

В Большом зале Московской консерватории начался концерт, посвященный памяти Ф. Шопена. В течение трех дней 13 пианистов исполняли фортепианные произведения польского композитора, столетие со дня смерти которого отмечалось по всему миру. Среди тех, кто выходил тогда на сцену, были молодые музыканты, сделавшиеся впоследствии знаменитостями, — Евгений Васильевич Малинин (1930–2001) и Татьяна Петровна Кравченко (1916–2003).

5 сентября 1997 года

В  рамках масштабного празднования 850‑летия Москвы в  столице был открыт памятник Петру I работы З.К. Церетели.

16 (29) сентября 1914 года

«В городскую думу поступило покрытое многочисленными подписями заяв‑ ление обывателей Москвы о  желательности повышения на одну копейку поездной платы на трамвае с  тем, чтобы этот излишек отчислялся на оказание помощи раненым воинам и  семьям запасных, призванных в  ряды армии. Этот налог предлагается ввести на все время войны» (газета «Голос Москвы»).

19 (30) сентября 1798 года

В Москве родился композитор, певец, государственный деятель Михаил Лукьянович Яковлев (ум. 1868). Из его произведений наиболее известен романс «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») на слова А.С. Пушкина. В  1832  году М.Л.  Яковлев, занимая пост директора типографии Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, способствовал первому изданию пушкинской «Истории Пугачёвского бунта».

Московский журнал в соцсетях
30.04.2021
К 76-летию великой победы
Автор: Юрий Федорович Махрин
Памятники полуторкам на Лиственничной аллее (вверху) и Хорошевском шоссе. Фотографии автора
«Грузовичок-фронтовичок» №5 (365) Май 2021 Подписаться

Полуторатонные грузовики ГАЗ-АА, прозванные в народе полуторками, являлись главной тягловой силой Красной армии в годы Великой Отечественной войны. Недаром этой машине посвящена известная песня В. Е. Баснера на слова М. Л. Матусовского «Грузовичок-фронтовичок» («С тобой в объезд и напрямик / Прошел дорог немало я, / Мой знаменитый грузовик, / Полуторка бывалая…»), а в Москве установлены памятники, о которых далее и пойдет речь.

Первый памятник стоит на Лиственничной аллее у входа в Московский государственный агроинженерный университет имени В. П. Горячкина (МГАУ), второй — около автобазы Министерства обороны на Хорошевском шоссе. Эти полуторки — «кровные братья»: они родились в одном цеху Горьковского автозавода, более того, были вместе во время тяжелейшей оборонительной Вяземской операции (октябрь 1941 года). Тогда многие бойцы, в том числе и водители ГАЗ-АА, получили ранения или погибли. «Благодаря упорству и стойкости, которые проявили наши войска, сражавшиеся в районе Вязьмы, мы выиграли драгоценное время для организации обороны на Можайской линии. Пролитая кровь и жертвы, понесенные воинами окруженной группировки, оказались не напрасными. Подвиг сражавшихся под Вязьмой советских воинов, внесших великий вклад в общее дело защиты Москвы, еще ждет должной оценки», — писал в мемуарах Маршал Советского Союза Г. К. Жуков.

ГАЗ-АА перевозил боевую технику, боеприпасы, продовольствие, амуницию, личный состав. В кузовах устанавливались пулеметы ДШК или максимы, а порой даже 25-миллиметровые автоматические пушки. Эта машина героически потрудилась на проложенной по льду Ладожского озера Дороге жизни, доставляя под огнем врага в осажденный Ленинград столь необходимые городу продовольственные и военные грузы.

Первые автомобили ГАЗ-АА сошли с конвейера Горьковского завода в январе 1932 года. Всего их произвели более 320 тысяч. В 1938-м грузовик получил новый двигатель мощностью уже не 40, а 50 лошадиных сил. Скорость развивал до 70 километров в час. Был безотказен и неприхотлив — в качестве топлива годились бензин, лигроин и даже керосин.

В июне 1941 года в войсках насчитывалось 150 тысяч полуторок. С началом войны к ним добавились мобилизованные — нередко вместе с водителями — машины, принадлежавшие колхозам, совхозам, различным предприятиям. После того как в 1943 году неприятелю удалось сильно повредить несколько цехов Горьковского автозавода, конструкцию пришлось предельно упростить: крылья начали делать плоскими, а не округлыми, откидным стал только задний борт, фару оставили одну, на двери вместо металла пустили доски и брезент.

Полуторки начали поднимать на пьедесталы в 1970-х годах в разных уголках страны. Правда, это были машины, выпущенные уже в мирное время — на Ульяновском автозаводе. Те же, что стоят на Лиственничной аллее и Хорошевском шоссе, — боевые...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 5 (365) Май 2021 В этом выпуске :
«Фашистских захватчиков продолжают гнать все дальше от Москвы…» Воспоминания москвички Светланы Николаевны Треневой (1926–2017)
Музыкант на войне Жизненный и боевой путь ветерана Великой Отечественной войны Валерия Ивановича Раевского
Летописцы священной войны О фронтовых кинооператорах и документальных фильмах военных лет
Когда «нет» сменяется «есть» Очерки церковной жизни Москвы 1940-х годов
«Вера должна засиять новым пламенем» Предложения архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) по активизации деятельности Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны
«Грузовичок-фронтовичок» О памятниках полуторке в Москве
Бывшие купеческие усадьбы на Земляном Валу По исследованиям молодежной фотоэкспедиции музея «Садовое кольцо»
Время, вернись! Московский комментарий к роману Валентина Катаева «Алмазный мой венец»