Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 декабря 1933 года

Историк и археолог Игнатий Яковлевич Стеллецкий (1878–1949) начал раскопки под угловой и средней Арсенальными башнями Московского Кремля. Достичь цели изысканий  — обнаружить легендарную библиотеку Ивана Грозного  — не удалось. Однако в  ходе раскопок были получены ценные сведения о подземном Кремле.

12 (25) декабря 1905 года

На Валовой улице в ходе Декабрьского вооруженного восстания сгорела типография И.Д. Сытина. «Типография эта,  — писала на следующий день газета “Новое время”,  — представляет огромное роскошное по архитектуре здание, выходившее на три улицы. Со своими машинами она оценивалась в миллион рублей».

13 декабря 1957 года

Решением Моссовета участок Ленинградского шоссе от путепровода у Белорусского вокзала до развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе был переименован в Ленинградский проспект.

20 декабря 1900 года (1 января 1901 года)

Попечитель Московского учебного округа получил уведомление от душеприказчика скончавшегося купца Ивана Логгиновича Медведникова (1807–1889) о завещанной покойным городу крупной денежной сумме. На  полученные средства была основана гимназия, названная в честь благотворителя Медведниковской. Вначале занятия проходили в помещении на Поварской улице, потом учебное заведение переехало в новое здание в Староконюшенном переулке. В советское время гимназия действовала как школа №59 имени Н.В. Гоголя; позже вошла в состав школы №1529 имени А.С. Грибоедова.

30 декабря 1930 года

На пересечении улиц Петровка и Кузнецкий мост появился первый в Москве светофор

31 декабря 1964 года

Открылась станция Московского метрополитена «Водный стадион». Название дано по находящемуся рядом на Химкинском водохранилище водному стадиону «Динамо».

Московский журнал в соцсетях
30.04.2021
К 76-летию великой победы
Автор: Юрий Федорович Махрин
Памятники полуторкам на Лиственничной аллее (вверху) и Хорошевском шоссе. Фотографии автора
«Грузовичок-фронтовичок» №5 (365) Май 2021 Подписаться

Полуторатонные грузовики ГАЗ-АА, прозванные в народе полуторками, являлись главной тягловой силой Красной армии в годы Великой Отечественной войны. Недаром этой машине посвящена известная песня В. Е. Баснера на слова М. Л. Матусовского «Грузовичок-фронтовичок» («С тобой в объезд и напрямик / Прошел дорог немало я, / Мой знаменитый грузовик, / Полуторка бывалая…»), а в Москве установлены памятники, о которых далее и пойдет речь.

Первый памятник стоит на Лиственничной аллее у входа в Московский государственный агроинженерный университет имени В. П. Горячкина (МГАУ), второй — около автобазы Министерства обороны на Хорошевском шоссе. Эти полуторки — «кровные братья»: они родились в одном цеху Горьковского автозавода, более того, были вместе во время тяжелейшей оборонительной Вяземской операции (октябрь 1941 года). Тогда многие бойцы, в том числе и водители ГАЗ-АА, получили ранения или погибли. «Благодаря упорству и стойкости, которые проявили наши войска, сражавшиеся в районе Вязьмы, мы выиграли драгоценное время для организации обороны на Можайской линии. Пролитая кровь и жертвы, понесенные воинами окруженной группировки, оказались не напрасными. Подвиг сражавшихся под Вязьмой советских воинов, внесших великий вклад в общее дело защиты Москвы, еще ждет должной оценки», — писал в мемуарах Маршал Советского Союза Г. К. Жуков.

ГАЗ-АА перевозил боевую технику, боеприпасы, продовольствие, амуницию, личный состав. В кузовах устанавливались пулеметы ДШК или максимы, а порой даже 25-миллиметровые автоматические пушки. Эта машина героически потрудилась на проложенной по льду Ладожского озера Дороге жизни, доставляя под огнем врага в осажденный Ленинград столь необходимые городу продовольственные и военные грузы.

Первые автомобили ГАЗ-АА сошли с конвейера Горьковского завода в январе 1932 года. Всего их произвели более 320 тысяч. В 1938-м грузовик получил новый двигатель мощностью уже не 40, а 50 лошадиных сил. Скорость развивал до 70 километров в час. Был безотказен и неприхотлив — в качестве топлива годились бензин, лигроин и даже керосин.

В июне 1941 года в войсках насчитывалось 150 тысяч полуторок. С началом войны к ним добавились мобилизованные — нередко вместе с водителями — машины, принадлежавшие колхозам, совхозам, различным предприятиям. После того как в 1943 году неприятелю удалось сильно повредить несколько цехов Горьковского автозавода, конструкцию пришлось предельно упростить: крылья начали делать плоскими, а не округлыми, откидным стал только задний борт, фару оставили одну, на двери вместо металла пустили доски и брезент.

Полуторки начали поднимать на пьедесталы в 1970-х годах в разных уголках страны. Правда, это были машины, выпущенные уже в мирное время — на Ульяновском автозаводе. Те же, что стоят на Лиственничной аллее и Хорошевском шоссе, — боевые...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 5 (365) Май 2021 В этом выпуске :
«Фашистских захватчиков продолжают гнать все дальше от Москвы…» Воспоминания москвички Светланы Николаевны Треневой (1926–2017)
Музыкант на войне Жизненный и боевой путь ветерана Великой Отечественной войны Валерия Ивановича Раевского
Летописцы священной войны О фронтовых кинооператорах и документальных фильмах военных лет
Когда «нет» сменяется «есть» Очерки церковной жизни Москвы 1940-х годов
«Вера должна засиять новым пламенем» Предложения архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) по активизации деятельности Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны
«Грузовичок-фронтовичок» О памятниках полуторке в Москве
Бывшие купеческие усадьбы на Земляном Валу По исследованиям молодежной фотоэкспедиции музея «Садовое кольцо»
Время, вернись! Московский комментарий к роману Валентина Катаева «Алмазный мой венец»