Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 декабря 1933 года

Историк и археолог Игнатий Яковлевич Стеллецкий (1878–1949) начал раскопки под угловой и средней Арсенальными башнями Московского Кремля. Достичь цели изысканий  — обнаружить легендарную библиотеку Ивана Грозного  — не удалось. Однако в  ходе раскопок были получены ценные сведения о подземном Кремле.

12 (25) декабря 1905 года

На Валовой улице в ходе Декабрьского вооруженного восстания сгорела типография И.Д. Сытина. «Типография эта,  — писала на следующий день газета “Новое время”,  — представляет огромное роскошное по архитектуре здание, выходившее на три улицы. Со своими машинами она оценивалась в миллион рублей».

13 декабря 1957 года

Решением Моссовета участок Ленинградского шоссе от путепровода у Белорусского вокзала до развилки Ленинградского и Волоколамского шоссе был переименован в Ленинградский проспект.

20 декабря 1900 года (1 января 1901 года)

Попечитель Московского учебного округа получил уведомление от душеприказчика скончавшегося купца Ивана Логгиновича Медведникова (1807–1889) о завещанной покойным городу крупной денежной сумме. На  полученные средства была основана гимназия, названная в честь благотворителя Медведниковской. Вначале занятия проходили в помещении на Поварской улице, потом учебное заведение переехало в новое здание в Староконюшенном переулке. В советское время гимназия действовала как школа №59 имени Н.В. Гоголя; позже вошла в состав школы №1529 имени А.С. Грибоедова.

30 декабря 1930 года

На пересечении улиц Петровка и Кузнецкий мост появился первый в Москве светофор

31 декабря 1964 года

Открылась станция Московского метрополитена «Водный стадион». Название дано по находящемуся рядом на Химкинском водохранилище водному стадиону «Динамо».

Московский журнал в соцсетях
30.04.2021
К 76-летию великой победы
Авторы: Алексей Константинович Светозарский, Ксения Андреевна Толоконникова
Протопресвитер Николай Колчицкий (второй слева) в южном приделе Елоховского собора
Когда «нет» сменяется «есть» №5 (365) Май 2021 Подписаться

За пределами нашего повествования останется многое — в том числе Архиерейский собор 1943 года, утвердивший патриархом многолетнего патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), и Поместный собор 1945-го, избравший патриархом митрополита Алексия (Симанского). Здесь мы сосредоточимся на московской церковной жизни, затрагивая означенные общецерковные, а также общегосударственные события лишь постольку, поскольку они имели отношение к ней.

* * *

С 1944 года изменения в церковно-государственных отношениях становятся отчетливыми, внешне заметными. Церковная жизнь входит в общественное пространство, и так продолжается примерно до 1948 года — последнего года сравнительно лояльного отношения советского государства к церкви.

Первый момент, на котором стоит остановиться, хотя и расположен вне обозначенного временного периода, но содержательно принадлежит к нему и так или иначе его предоткрывает. Это запечатленная на многочисленных фотографиях и кадрах кинохроники Пасха 1942 года, Великая суббота, когда по радио было объявлено о снятии запрета на передвижение горожан в святую ночь с 4 на 5 апреля.

Москва, как мы помним, в ту пору — еще прифронтовой город, враг всего в сотне километров. Но в Великую субботу москвичи идут в храмы освящать пасхальную снедь. Так обозначается новая советская традиция. В дореволюционной России яйца, куличи и пасхи освящались после ночной литургии, но поскольку действующих храмов осталось мало, а желавших совершить обряд было много, освящение перенеслось на Великую субботу. Что касается самой пасхальной службы, то она проходила в условиях затемнения — без традиционного крестного хода вокруг храмов и только при свечах, — но при большом стечении народа: в Елоховском Богоявленском соборе присутствовало около 6,5 тысячи человек, а всего в московских храмах — до 75 тысяч. Такие цифры приводил начальник УНКВД по Москве и Московской области М. И. Журавлев (список использованных при подготовке статьи источников см. в конце). В его же информации сообщалось, что «верующее население и духовенство в связи с религиозным праздником Пасхи, а также полученным разрешением беспрепятственного хождения населения г. Москвы и районов Московской области в ночь с 4 на 5 апреля реагировало положительно». Так, обитавшая неподалеку от Елоховского собора жительница дома 6 по Бауманской улице М. П. Саводкина простодушно ликовала: «Вы слышали, т. Сталин разрешил хождение по Москве в пасхальную ночь всем беспрепятственно. Подумайте только, как т. Сталин заботится и думает о нас. Дай Бог ему здоровья».

Однако «был отмечен ряд отрицательных и антисоветских высказываний со стороны незначительной части церковников». «Церкви поломали, — возмущался рабочий Лихов из Перова, — а теперь разрешают ходить в ночное время, несмотря на то, что у нас осадное положение. Это все сделано для того, чтобы показать зарубежным странам, что советская власть верующих не притесняет, теперь службы в оставшихся церквах проходят с большим успехом и даже с архиереем, причем их фотографируют и посылают в разные концы света фото, чтобы показать, что наша власть не противоречит религиозным людям и не угнетает их». Фотографии действительно делались в большом количестве, некоторые из них вошли в готовившуюся тогда к печати книгу «Правда о религии в России», рассчитанную главным образом, как справедливо отметил рабочий Лихов, на зарубежного читателя...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 5 (365) Май 2021 В этом выпуске :
«Фашистских захватчиков продолжают гнать все дальше от Москвы…» Воспоминания москвички Светланы Николаевны Треневой (1926–2017)
Музыкант на войне Жизненный и боевой путь ветерана Великой Отечественной войны Валерия Ивановича Раевского
Летописцы священной войны О фронтовых кинооператорах и документальных фильмах военных лет
Когда «нет» сменяется «есть» Очерки церковной жизни Москвы 1940-х годов
«Вера должна засиять новым пламенем» Предложения архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) по активизации деятельности Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны
«Грузовичок-фронтовичок» О памятниках полуторке в Москве
Бывшие купеческие усадьбы на Земляном Валу По исследованиям молодежной фотоэкспедиции музея «Садовое кольцо»
Время, вернись! Московский комментарий к роману Валентина Катаева «Алмазный мой венец»