Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
Сентябрь 1924 года

Михаил Афанасьевич Булгаков записал в  дневнике: «Новость: на днях в  Москве появились совершенно голые люди (мужчины и  женщины) с  повязками через плечо "Долой стыд". Влезли в  трамвай. Трамвай остановили, публика возмущалась...» Общество «Долой стыд» наделало много шуму в столице, заслужив осуждение. «Разумеется, на берегу Черного моря, на солнце, в  чистом воздухе, перед или после морского купанья полезно полежать голым на солнце. Но улицы Москвы — не берег Черного моря. С  гигиенической точки зрения такое обнажение и  путешествие по улицам просто глупость»,  — комментировал события нарком здравоохранения Н.А.  Семашко. Впоследствии милиция стала резко пресекать прогулки московских нудистов.

1 сентября 1934 года

В  Москву прибыл многоместный немецкий самолет Junkers Ju 52, приобретенный советско‑германским предприятием «Дерулюфт». Путь от Москвы до Бер‑ лина воздушное судно преодолело за 12  часов. Предприятие было создано на основе концессионного соглашения между Советской Россией и  немецким Обществом воздушных сообщений «Аэро Унион» в 1921 году и занималось почтовыми и пассажирскими перевозками в Европе. Прекратило свою деятельность незадолго до начала Второй мировой войны.

1 сентября 1949 года

В Большом зале Московской консерватории начался концерт, посвященный памяти Ф. Шопена. В течение трех дней 13 пианистов исполняли фортепианные произведения польского композитора, столетие со дня смерти которого отмечалось по всему миру. Среди тех, кто выходил тогда на сцену, были молодые музыканты, сделавшиеся впоследствии знаменитостями, — Евгений Васильевич Малинин (1930–2001) и Татьяна Петровна Кравченко (1916–2003).

5 сентября 1997 года

В  рамках масштабного празднования 850‑летия Москвы в  столице был открыт памятник Петру I работы З.К. Церетели.

16 (29) сентября 1914 года

«В городскую думу поступило покрытое многочисленными подписями заяв‑ ление обывателей Москвы о  желательности повышения на одну копейку поездной платы на трамвае с  тем, чтобы этот излишек отчислялся на оказание помощи раненым воинам и  семьям запасных, призванных в  ряды армии. Этот налог предлагается ввести на все время войны» (газета «Голос Москвы»).

19 (30) сентября 1798 года

В Москве родился композитор, певец, государственный деятель Михаил Лукьянович Яковлев (ум. 1868). Из его произведений наиболее известен романс «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») на слова А.С. Пушкина. В  1832  году М.Л.  Яковлев, занимая пост директора типографии Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, способствовал первому изданию пушкинской «Истории Пугачёвского бунта».

Московский журнал в соцсетях
31.01.2020
За други своя
Автор: Елена Борисовна Лазарева
Командир лейб-гвардии 1-го стрелкового Его Величества полка генерал-майор Э.Л. Левстрем и иеромонах Амвросий. Фотография сделана предположительно на Пасху 22 марта 1915 года
Два пастыря №2 (350) Февраль 2020 Подписаться

Иеромонах Амвросий во время перехода со знаменным отделением

14 июня 1915 года в 3-й гренадерский Перновский полк для исполнения пастырских обязанностей прибыл иеромонах Амвросий, ранее с 28 ноября 1914-го духовно окормлявший лейб-гвардии 1-й стрелковый Его Величества полк. Там к нему относились очень тепло, в том числе командир — генерал-майор Эрнест Лаврентьевич Левстрем. Когда не велось серьезных боевых действий, практически каждый день назначались службы, о которых сообщалось в полковых приказах с требованием обеспечить присутствие всех нижних чинов православного вероисповедания. Но, по воспоминаниям поручика А. П. Деревицкого, хорошо знавшего иеромонаха Амвросия, необходимости в подобном принуждении не было, поскольку посещать службы желали «почти все, несмотря на разбросанность полка по деревням в районе двух — двух с половиной верст и суровое зимнее время. <…> Сила молитвенного экстаза иеромонаха Амвросия была столь привлекательна, что лютеране и католики также охотно посещали его церковнослужения. <…> Во время нахождения полка в резерве его всегда окружала значительная толпа стрелков, как только он появлялся. Подходили к нему не только стрелки, но и офицеры, так что иеромонах Амвросий всегда был окружен группою человек в 50–60. Иногда задавали ему вопросы глубокого характера, и он простым понятным языком вел как бы духовно-нравственные беседы. <…> Беседы эти были живые, уже по самому характеру своему являвшиеся ответом на духовные запросы стрелков».

На марше отец Амвросий не пользовался повозкой, как другие священники, шагал рядом со знаменным отделением, а на предложения сесть в повозку возражал: «Зачем же? Стрелки и большинство господ офицеров идут пешком, так и я могу». Не оставлял он воинов и в бою — шел под выстрелами на передовую, благословлял, давал приложиться ко кресту, вселяя в сердца мужество и уверенность. Солдаты предостерегали: «Батюшка, убьют!» — и слышали в ответ: «Все в руках Божиих, без Его воли никакая пуля не возьмет». За один из таких боев — у деревни Кольча 13 февраля — иеромонах Амвросий получил наперсный крест на георгиевской ленте и был представлен к ордену Святого Владимира 4-й степени с мечами и бантом. В дальнейшем он так же регулярно появлялся на линии огня, благословляя сражающихся, напутствуя умирающих. Солдаты искренне любили своего пастыря, с благоговением обсуждали подробности его полкового быта: спит на досках, да и то по два-три часа, большую часть ночи простаивает на молитве, ест только постное — кашу, картофель да капусту, сам себе и готовит, денщик иной раз только кипяточку ему согреет...

 

30 апреля 1915 года вышел приказ протопресвитера военного и морского духовенства о переводе отца Амвросия в 3-й гренадерский Перновский полк, но перевод задержался, и на новое место батюшка прибыл, как сказано выше, 14 июня. В Перновском полку он тоже снискал всеобщую любовь и уважение.

24 июня разгорелся бой, во время которого иеромонах Амвросий, по обыкновению, «геройски шедший впереди 1-го батальона на штурм германских окопов», погиб. О том, как это было, узнаем из представления к ордену Святого Георгия 4-й степени, написанного командиром полка полковником Александром Викторовичем Осецким: «<…> Когда полку была дана задача выбить противника из занятого последним нашего участка позиции, пришлось действовать при особо исключительно трудной обстановке по чрезвычайно изрытой местности, и притом <…> совсем незнакомой, при подавляющем численном превосходстве противника. Тут требовалось приложить все средства для подъема до большой черты нравственных сил и устойчивости наступающих. И вот о. Амвросий по собственному почину пошел в наступление, а затем и на штурм впереди наступающих. Подбодряя, действуя личным примером и словом, с крестом в руке, шел мужественный пастырь на святое дело, не обращая внимания, что черная одежда отличает его от остальных наступающих. Перед окопами противника во время атаки пал, сраженный пулей в голову. О. Амвросий поднял дух наступающих до высоты, нужной для решения их задачи». Приказ о посмертном награждении иеромонаха Амвросия орденом Святого Георгия 4-й степени состоялся 13 сентября 1916 года..

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 2 (350) Февраль 2020 В этом выпуске :
Четыре дома-старожила Из истории улицы Большая Полянка
Салон на Басманной и его хозяйка Памяти Екатерины Гавриловны Левашовой (1803–1839)
Работы здесь еще непочатый край… Черкизовское и Богородское исторические кладбища Москвы: проблемы изучения и охраны
Два пастыря Ратное служение православного духовенства Российской империи
Иван Иванович Рерберг (1869–1932)* К 150-летию со дня рождения
Полиция, мода, спорт… Из жизни московских блюстителей порядка второй половины XIX века
Московские художники-анималисты XX — начала XXI века Биографические заметки