Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 ноября 1924 года

На Первом государственном автомобильном заводе в  Москве (будущий ЗИЛ) собрали первый советский грузовик АМО-Ф-15, разработанный на базе итальянского грузового автомобиля FIAT 15 Ter

4 ноября 1994 года

Патриарх Московский и  всея Руси Алексий II освятил закладной камень восстанавливаемой Иверской часовни, разрушенной в 1929 году.

6 (17) ноября 1782 года

В  доме видного масона П.А.  Татищева у  Красных ворот состоялось торжественное открытие «Дружеского ученого общества». Основанное куратором Московского университета М.М.  Херасковым, университетским преподавателем И.Г.  Шварцем и  Н.И.  Новиковым, оно должно было стать  интеллектуальной и  кадровой базой широкой просветительской деятельности. Например, Общество  давало возможность студентам и  выпускникам Московского университета, а  также духовных учебных  заведений, совершенствовать свое образование за границей, участвовать в  новиковских издательских  проектах в  качестве переводчиков и авторов.

6 ноября 1928 года

Скончался медик, революционер и один из организаторов советского здравоохранения Зиновий  Петрович Соловьёв (род. 1876), по инициативе которого был организован знаменитый советский  пионерлагерь «Артек».

8 ноября 1934 года

Над Москвой совершил первый полет новый пассажирский дирижабль СССР-В6. Просторная  металлическая гондола вмещала рубку управления, пассажирскую кабину, рассчитанную на 20  человек, курительную комнату, уборную, отделения для почты и  багажа. Продолжительность полета  составила 1  час 45  минут. В  1937  году этот дирижабль установит мировой рекорд длительности  беспосадочного перелета (130 часов 27 минут).

24 ноября 1935 года

Хранительница творческого наследия В.В.  Маяковского Л.Ю.  Брик обратилась к И.В. Сталину с письмом, в  котором содержалась просьба о переименовании Триумфальной площади в  честь поэта. Просьбу в  том же году удовлетворили. Название «Триумфальная» площади вернули в 1992 году.

Московский журнал в соцсетях
30.10.2020
Исторический экскурс
Автор: Фарид Абдуллович Асадуллин
И.Е. Эггинк. Великий князь Владимир избирает религию. Холст, масло. 1822 год
«Ах, мусульмане те же русские…» №11 (359) Ноябрь 2020 Подписаться

Похороны богатого мусульманина. Москва. Большая Татарская улица. Начало XX века

Строка из поэмы Велимира Хлебникова «Хаджи-Тархан», вынесенная в заголовок статьи, очень точно, на мой взгляд, характеризует не только уникальную природу российской цивилизации, но и столицу России как исторически сложившийся центр духовных, культурных и социальных традиций многонационального народа нашей страны. В современном облике Москвы, несущем отпечаток разных эпох, отражено огромное историко-культурное наследие, спрессована историческая память евразийских народов, издавна Москву населявших и живущих здесь поныне. Обратимся к мусульманскому («азиатскому») прошлому Первопрестольной.

* * *

Знакомство Древней Руси с исламом и начало его укоренения в том числе на московских землях были обусловлены развитием международных торговых связей с арабо-мусульманским миром, а также существованием пути «из варяг в греки», проходившего через территорию древнерусского государства и связывавшего Скандинавию с Византией. В VIIVIII веках, задолго до появления на географической карте населенного пункта под названием Москва, на огромном евразийском пространстве сложились отпочковавшиеся от Арабского халифата локальные исламские цивилизационные очаги с центрами в северокавказском городе Дербент и позднее в городе Болгар — столице Волжской Булгарии. Духовно-религиозный строй и культурно-бытовой уклад обитавших там народов были тесно связаны с исламом, что во многом предопределило характер их жизнедеятельности, отношений с соседями и, безусловно, не могло не сыграть важной роли в процессе формирования историко-культурного облика будущего Российского государства и его столицы1.

Феодальную Москву, представлявшую собой в начале ХII века малозначительный город-крепость, населяли, судя по исследованиям историка, археолога, антрополога М. М. Герасимова (1907–1970), представители различных евроазиатских и северных племен. Тогда «этот край, — отмечает В. О. Ключевский, — был более инородческим, чем русским»2. Наряду с финно-уграми, балтами, восточными славянами — вятичами и кривичами — в древней Москве, входившей в состав Владимиро-Суздальского княжества, жили прямо либо косвенно знакомые с миром ислама тюркоговорящие половцы (кипчаки) и волжские болгары. Опираясь на широкий круг источников, современный историк А. А. Формозов сделал вывод, что Подмосковье населяли племена «самого разного происхождения, между ними шло смешение, и искать здесь чистый расовый тип совершенно безнадежно»3. К примеру, очевидный монголоидно-азиатский компонент просматривается в облике одного из первых москвичей — князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого и знатной половчанки.

Таким образом, можно признать, что история заселения территории, на которой зародилась современная Москва, — это история смешения разновременных миграционных потоков, в том числе исходящего и с арабо-мусульманского Востока. По мнению академика В. В. Бартольда, периодом наиболее тесной связи с Востоком был для России самый ранний, дохристианский (то есть до конца Х века) период ее истории. Бассейн Волги тогда «находился под непосредственным влиянием переднеазиатских культурных элементов, в том числе мусульманских. Россия вела оживленную торговлю с Багдадским халифатом, <…> и халифские серебряные монеты в большом количестве оставались в Восточной Европе»4.

Археологические находки на территории Москвы и вокруг нее — например, в бассейне Оки и среднем течении Москвы-реки — в виде кладов арабских дирхемов, относящиеся к VIIIIX векам, являются лучшим подтверждением слов выдающегося востоковеда. Всего в Москве и Подмосковье, по оценке бывшего главного археолога Москвы профессора А. Г. Векслера, зарегистрировано 16 кладов арабских серебряных дирхемов5. Это по времени совпадает с эпохой активного становления Арабского халифата и распространения ислама на север (Дербент, Хорезм, Таврида, Волжская Булгария). Особый интерес вызывают серебряные монеты с изображениями византийских императоров и сасанидских царей, где присутствовало имя халифа или его наместника, а также какое-нибудь краткое кораническое изречение, иногда священная формула «во имя Аллаха»....

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 11 (359) Ноябрь 2020 В этом выпуске :
Ученый, археолог и великий историк Москвы К 200-летию со дня рождения Ивана Егоровича Забелина (1820–1908)
«Ах, мусульмане те же русские…» Мусульманская община Москвы: страницы прошлого и настоящего
Вдохновленные «уральским Гомером» Сюжеты и герои сказов Павла Петровича Бажова (1879–1950) в произведениях изобразительного искусства, в кинематографе, на театральной сцене
Свидетель четырех веков Палаты князей Голицыных в Кривоколенном переулке
«Помочь подросткам хорошо организовать свою жизнь… О существовавшей в Подмосковье в 1920–1932 годах Сухановской школе 2-й ступени
Москва 1905-й... Московское вооруженное восстание 1905 года в объективе инженера и фотографа Владимира Григорьевича Шухова (1853–1939)