Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
Сентябрь 1924 года

Михаил Афанасьевич Булгаков записал в  дневнике: «Новость: на днях в  Москве появились совершенно голые люди (мужчины и  женщины) с  повязками через плечо "Долой стыд". Влезли в  трамвай. Трамвай остановили, публика возмущалась...» Общество «Долой стыд» наделало много шуму в столице, заслужив осуждение. «Разумеется, на берегу Черного моря, на солнце, в  чистом воздухе, перед или после морского купанья полезно полежать голым на солнце. Но улицы Москвы — не берег Черного моря. С  гигиенической точки зрения такое обнажение и  путешествие по улицам просто глупость»,  — комментировал события нарком здравоохранения Н.А.  Семашко. Впоследствии милиция стала резко пресекать прогулки московских нудистов.

1 сентября 1934 года

В  Москву прибыл многоместный немецкий самолет Junkers Ju 52, приобретенный советско‑германским предприятием «Дерулюфт». Путь от Москвы до Бер‑ лина воздушное судно преодолело за 12  часов. Предприятие было создано на основе концессионного соглашения между Советской Россией и  немецким Обществом воздушных сообщений «Аэро Унион» в 1921 году и занималось почтовыми и пассажирскими перевозками в Европе. Прекратило свою деятельность незадолго до начала Второй мировой войны.

1 сентября 1949 года

В Большом зале Московской консерватории начался концерт, посвященный памяти Ф. Шопена. В течение трех дней 13 пианистов исполняли фортепианные произведения польского композитора, столетие со дня смерти которого отмечалось по всему миру. Среди тех, кто выходил тогда на сцену, были молодые музыканты, сделавшиеся впоследствии знаменитостями, — Евгений Васильевич Малинин (1930–2001) и Татьяна Петровна Кравченко (1916–2003).

5 сентября 1997 года

В  рамках масштабного празднования 850‑летия Москвы в  столице был открыт памятник Петру I работы З.К. Церетели.

16 (29) сентября 1914 года

«В городскую думу поступило покрытое многочисленными подписями заяв‑ ление обывателей Москвы о  желательности повышения на одну копейку поездной платы на трамвае с  тем, чтобы этот излишек отчислялся на оказание помощи раненым воинам и  семьям запасных, призванных в  ряды армии. Этот налог предлагается ввести на все время войны» (газета «Голос Москвы»).

19 (30) сентября 1798 года

В Москве родился композитор, певец, государственный деятель Михаил Лукьянович Яковлев (ум. 1868). Из его произведений наиболее известен романс «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») на слова А.С. Пушкина. В  1832  году М.Л.  Яковлев, занимая пост директора типографии Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, способствовал первому изданию пушкинской «Истории Пугачёвского бунта».

Московский журнал в соцсетях
30.10.2020
Исторический экскурс
Автор: Фарид Абдуллович Асадуллин
И.Е. Эггинк. Великий князь Владимир избирает религию. Холст, масло. 1822 год
«Ах, мусульмане те же русские…» №11 (359) Ноябрь 2020 Подписаться

Похороны богатого мусульманина. Москва. Большая Татарская улица. Начало XX века

Строка из поэмы Велимира Хлебникова «Хаджи-Тархан», вынесенная в заголовок статьи, очень точно, на мой взгляд, характеризует не только уникальную природу российской цивилизации, но и столицу России как исторически сложившийся центр духовных, культурных и социальных традиций многонационального народа нашей страны. В современном облике Москвы, несущем отпечаток разных эпох, отражено огромное историко-культурное наследие, спрессована историческая память евразийских народов, издавна Москву населявших и живущих здесь поныне. Обратимся к мусульманскому («азиатскому») прошлому Первопрестольной.

* * *

Знакомство Древней Руси с исламом и начало его укоренения в том числе на московских землях были обусловлены развитием международных торговых связей с арабо-мусульманским миром, а также существованием пути «из варяг в греки», проходившего через территорию древнерусского государства и связывавшего Скандинавию с Византией. В VIIVIII веках, задолго до появления на географической карте населенного пункта под названием Москва, на огромном евразийском пространстве сложились отпочковавшиеся от Арабского халифата локальные исламские цивилизационные очаги с центрами в северокавказском городе Дербент и позднее в городе Болгар — столице Волжской Булгарии. Духовно-религиозный строй и культурно-бытовой уклад обитавших там народов были тесно связаны с исламом, что во многом предопределило характер их жизнедеятельности, отношений с соседями и, безусловно, не могло не сыграть важной роли в процессе формирования историко-культурного облика будущего Российского государства и его столицы1.

Феодальную Москву, представлявшую собой в начале ХII века малозначительный город-крепость, населяли, судя по исследованиям историка, археолога, антрополога М. М. Герасимова (1907–1970), представители различных евроазиатских и северных племен. Тогда «этот край, — отмечает В. О. Ключевский, — был более инородческим, чем русским»2. Наряду с финно-уграми, балтами, восточными славянами — вятичами и кривичами — в древней Москве, входившей в состав Владимиро-Суздальского княжества, жили прямо либо косвенно знакомые с миром ислама тюркоговорящие половцы (кипчаки) и волжские болгары. Опираясь на широкий круг источников, современный историк А. А. Формозов сделал вывод, что Подмосковье населяли племена «самого разного происхождения, между ними шло смешение, и искать здесь чистый расовый тип совершенно безнадежно»3. К примеру, очевидный монголоидно-азиатский компонент просматривается в облике одного из первых москвичей — князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого и знатной половчанки.

Таким образом, можно признать, что история заселения территории, на которой зародилась современная Москва, — это история смешения разновременных миграционных потоков, в том числе исходящего и с арабо-мусульманского Востока. По мнению академика В. В. Бартольда, периодом наиболее тесной связи с Востоком был для России самый ранний, дохристианский (то есть до конца Х века) период ее истории. Бассейн Волги тогда «находился под непосредственным влиянием переднеазиатских культурных элементов, в том числе мусульманских. Россия вела оживленную торговлю с Багдадским халифатом, <…> и халифские серебряные монеты в большом количестве оставались в Восточной Европе»4.

Археологические находки на территории Москвы и вокруг нее — например, в бассейне Оки и среднем течении Москвы-реки — в виде кладов арабских дирхемов, относящиеся к VIIIIX векам, являются лучшим подтверждением слов выдающегося востоковеда. Всего в Москве и Подмосковье, по оценке бывшего главного археолога Москвы профессора А. Г. Векслера, зарегистрировано 16 кладов арабских серебряных дирхемов5. Это по времени совпадает с эпохой активного становления Арабского халифата и распространения ислама на север (Дербент, Хорезм, Таврида, Волжская Булгария). Особый интерес вызывают серебряные монеты с изображениями византийских императоров и сасанидских царей, где присутствовало имя халифа или его наместника, а также какое-нибудь краткое кораническое изречение, иногда священная формула «во имя Аллаха»....

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 11 (359) Ноябрь 2020 В этом выпуске :
Ученый, археолог и великий историк Москвы К 200-летию со дня рождения Ивана Егоровича Забелина (1820–1908)
«Ах, мусульмане те же русские…» Мусульманская община Москвы: страницы прошлого и настоящего
Вдохновленные «уральским Гомером» Сюжеты и герои сказов Павла Петровича Бажова (1879–1950) в произведениях изобразительного искусства, в кинематографе, на театральной сцене
Свидетель четырех веков Палаты князей Голицыных в Кривоколенном переулке
«Помочь подросткам хорошо организовать свою жизнь… О существовавшей в Подмосковье в 1920–1932 годах Сухановской школе 2-й ступени
Москва 1905-й... Московское вооруженное восстание 1905 года в объективе инженера и фотографа Владимира Григорьевича Шухова (1853–1939)