Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
Сентябрь 1924 года

Михаил Афанасьевич Булгаков записал в  дневнике: «Новость: на днях в  Москве появились совершенно голые люди (мужчины и  женщины) с  повязками через плечо "Долой стыд". Влезли в  трамвай. Трамвай остановили, публика возмущалась...» Общество «Долой стыд» наделало много шуму в столице, заслужив осуждение. «Разумеется, на берегу Черного моря, на солнце, в  чистом воздухе, перед или после морского купанья полезно полежать голым на солнце. Но улицы Москвы — не берег Черного моря. С  гигиенической точки зрения такое обнажение и  путешествие по улицам просто глупость»,  — комментировал события нарком здравоохранения Н.А.  Семашко. Впоследствии милиция стала резко пресекать прогулки московских нудистов.

1 сентября 1934 года

В  Москву прибыл многоместный немецкий самолет Junkers Ju 52, приобретенный советско‑германским предприятием «Дерулюфт». Путь от Москвы до Бер‑ лина воздушное судно преодолело за 12  часов. Предприятие было создано на основе концессионного соглашения между Советской Россией и  немецким Обществом воздушных сообщений «Аэро Унион» в 1921 году и занималось почтовыми и пассажирскими перевозками в Европе. Прекратило свою деятельность незадолго до начала Второй мировой войны.

1 сентября 1949 года

В Большом зале Московской консерватории начался концерт, посвященный памяти Ф. Шопена. В течение трех дней 13 пианистов исполняли фортепианные произведения польского композитора, столетие со дня смерти которого отмечалось по всему миру. Среди тех, кто выходил тогда на сцену, были молодые музыканты, сделавшиеся впоследствии знаменитостями, — Евгений Васильевич Малинин (1930–2001) и Татьяна Петровна Кравченко (1916–2003).

5 сентября 1997 года

В  рамках масштабного празднования 850‑летия Москвы в  столице был открыт памятник Петру I работы З.К. Церетели.

16 (29) сентября 1914 года

«В городскую думу поступило покрытое многочисленными подписями заяв‑ ление обывателей Москвы о  желательности повышения на одну копейку поездной платы на трамвае с  тем, чтобы этот излишек отчислялся на оказание помощи раненым воинам и  семьям запасных, призванных в  ряды армии. Этот налог предлагается ввести на все время войны» (газета «Голос Москвы»).

19 (30) сентября 1798 года

В Москве родился композитор, певец, государственный деятель Михаил Лукьянович Яковлев (ум. 1868). Из его произведений наиболее известен романс «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») на слова А.С. Пушкина. В  1832  году М.Л.  Яковлев, занимая пост директора типографии Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, способствовал первому изданию пушкинской «Истории Пугачёвского бунта».

Московский журнал в соцсетях
31.10.2024
Знакомьтесь, музей
Автор: Кряжев-Карцев Георгий Сергеевич
Робот приглашает посетителей отдохнуть на лавочке
Музей воды в Москве №11 (407) Ноябрь 2024 Подписаться

Макет «Артезианская скважина». Сооружения, наиболее часто применяемые в качестве водозаборов при использовании подземных вод. Подача воды потребителям, в зависимости от требуемых объектов и принятых проектных решений, осуществляется через водонапорные башни или резервуары с насосными станциями

Музей воды посвящен истории развития водопроводных и канализационных систем Москвы, технологиям очистки воды и вопросам ее потребления. Он находится в старинном уголке столицы, между Новоспасским монастырем и Крутицким подворьем, на территории Первой московской канализационной насосной станции. Ее возвели в 1898 году в так называемом кирпичном стиле по проекту М.К. Геппенера — главного архитектора коммунальных служб Москвы. Само здание, где расположена экспозиция, относится ко второй половине 1940‑х годов. Вход свободный, участие в экскурсиях по записи. Адрес: Саринский проезд, 13.

Впервые идею создания такого музея предложил в 1916 году инженер Анатолий Александрович Семенов (1841–1917), но из‑за последовавших бурных исторических событий воплотить замысел не удалось. Получилось это сделать лишь в начале 1990‑х годов по инициативе возглавлявшего тогда «Мосводоканал» заслуженного работника жилищно‑коммунального хозяйства РФ Станислава Владимировича Храменкова. Первым директором и автором экскурсий была ветеран гидроотрасли Лидия Евгеньевна Вандергюхт. «На ее экскурсиях довелось и мне побывать. И это называется “почувствуйте разницу” — специалист, который практически все сделал своими руками, рассказывает совершенно по‑
особенному, как будто делится с тобой чем‑то очень личным», — вспоминает нынешняя заведующая Оксана Георгиевна Божнева.

Музей открылся 15 июня 1993 года к столетию Первого русского водопроводного съезда, проходившего, кстати, тоже в Москве (1893). Целей у музея несколько. Первая: научно‑просветительская, направленная на ознакомление всех желающих с историей создания, современным состоянием и перспективами развития систем водоснабжения и канализации в столице. Вторая: привлечь внимание к экологическим проблемам. «Сохранять реки и водохранилища чистыми», — гласит подпись к одному из экспонатов — макету «Сельская местность». И третья цель — воспитание нового поколения специалистов, для чего здесь регулярно проводятся школьные и студенческие экскурсии.

Когда переступаешь порог музея, глаза разбегаются от разнообразия экспонатов. Залы №1 и №2 рассказывают об истории появления в Москве первых сооружений водопровода и канализации с XIV до середины XX века. На стендах под стеклом — подлинные экземпляры исполнительных чертежей, схем, атласов, относящихся преимущественно к XIX столетию, указы Екатерины II от 1779 года о строительстве водопровода в Москве. Зал №3 посвящен системам Волжского и Москворецкого источников водоснабжения Москвы, технологическим процессам очистки природной воды на станциях водоподготовки. В зале №4 проводят занятия для детей 5–7 классов. Темы зала №5: водопотребление и учет, работа служб эксплуатации водопроводных и канализационных сетей, трубы и трубопроводная арматура. В зале №6 посетитель узнает о технологических процессах очистки сточных вод на очистных сооружениях, работе снего­сплавных пунктов.

«16 тысяч единиц хранения у нас, и еще не все обработано, — рассказывает сотрудник музея Дмитрий Михайлович Мухарамов. — Последнее поступление — шильдик (паспортная табличка. — Г. К.-К.) с теплового котла 1920‑х годов. Позвонила женщина, сказала, что нашла эту вещь на помойке, хранит у себя, не знает, что с ней делать. Потом принесла нам, мы зафиксировали предмет в книге дарения. Пока шильдик не выставлен, ждет своего часа. А чуть ранее нам передали кусок керамической трубы (сейчас выставлена во втором зале), которая использовалась для дренажной системы Петровской сельскохозяйственной академии. Бывает, предлагают экспонаты, а их хранить негде — очень объемные».

«К нам приходят студенты МГУ, МАИ, РУДН, Сельскохозяйственной академии, врачи, горняки, — добавляет коллега нашего собеседника Ольга Владимировна Палишина. — С детьми работаем, проводим для них занятия по микробиологии, показываем, какие обитатели живут в иловой массе, и тому подобное… Приходят и обычные люди, жалуясь: мол, боимся из крана воду пить, покупаем бутилированную. Но после экскурсии убеждаются: в Москве водопроводную воду можно пить смело, она совершенно безопасна, по качеству воды Москва сейчас на четвертом месте среди крупнейших мировых столиц».

Пройдемся же по залам и расскажем, насколько это возможно в рамках журнальной заметки, как отражена в музее одна из главных его тем — история становления и развития водопроводно‑канализационной системы столицы.

 ■ ■

Первые московские водопроводы возникали еще в Средневековье. При Иване III устроили самотек от родника у Арсенальной башни Кремля, при Василии III в качестве дополнительного укрепления обводнили Алевизов ров, при Михаиле Федоровиче «водовзвод» внутри Свибловой башни спроектировал шотландский механик и архитектор Христофор Галловей. Конструкции не предназначались для того, чтобы обеспечить водой всех москвичей, и к в XVIII столетию город очень нуждался в этом ресурсе. Были пруды, но в них за неимением канализации сливали нечистоты, а многие колодцы располагались в частных владениях.

В 1779 году Екатерина II издала указ о сооружении в Москве водопровода. Вначале проектом руководил инженер Ф.В. Бауэр, а после его смерти (1783) — инженер И.К. Герард. Грунтовая вода из Мытищ шла по кирпичным галереям под напором насосов через Ростокинский акведук, соединивший берега Яузы, в ротонду, находившуюся ближе к современному Центральному рынку. Строительство продолжалось до 1804 года. Планировалось давать в день 300 тысяч ведер воды (1 ведро — примерно 12,299 литра), а удалось лишь 30–40 тысяч.

В 1828–1835 годах велась реконструкция Мытищинского водопровода по проекту генерал‑майора инженерной службы Николая Ивановича Яниша (1782–1842). В селе Алексеевском соорудили водоподъемное здание с двумя паровыми машинами, проложили чугунный водовод до Сухаревой башни, устроив там резервуар на 6,5 тысяч ведер. Из резервуара по магистральному водоводу вода поступала в водоразборные фонтаны на Сухаревской и Театральной площадях, Лубянке, у Варварских ворот и у Александровского сада (о той эпохе сегодня напомнают фонтаны Витали на Театральной площади и в Нескучном саду).

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 11 (407) Ноябрь 2024 Зачем должно знать историю
Военный комиссариат Москвы Страницы прошлого
Московский Иоанно-Предтеченский монастырь Страницы истории и день сегодняшний
«За Веру, Царя и Отечество» Тема Первой мировой войны на московских пасхальных и рождественских открытках (1914–1917)
Пушкинские адреса Москвы Комментированный указатель
Крестный Воспоминания Надежды Борисовны Терещенко об архиепископе Киприане (Зернове)
«Приносить пользу своим участием» О Братолюбивом обществе в Москве и правителе его дел Иване Юльевиче Давидове (1824–1891)
Музей воды в Москве Заметки посетителя
Московскому зоопарку — 160 лет (1864–2024) Исторический очерк