Здание бывшей старообрядческой типографии Г.К. Горбунова на территории его усадьбы
Путешествие в прошлое
У многих из нас есть излюбленные маршруты городского транспорта, которыми мы пользуемся из года в год. С течением времени почти каждая остановка обрастает воспоминаниями о людях, событиях, этапах нашей жизни, реальных и полумифических историях, мелких происшествиях и роковых встречах, и все это прямо или косвенно соединяется с фрагментами истории нашего города и страны. Так и получается, что маршруты городского транспорта становятся порой потоками бытия, влекущими нас не только в пространстве, но и во времени. Сейчас привычные маршруты и соответствующие номера трамваев, троллейбусов, автобусов нередко исчезают, и вместо них появляются новые. Возможно, это целесообразно, но одновременно исчезает нечто еще — воспоминания, ассоциативные связи мест и событий…
Эта статья посвящена маршруту московского трамвая № 11. Наш выбор, возможно, удивит иных читателей, особенно тех, кто часто этим трамваем пользуется. И действительно: пассажиров становится все больше из‑за обилия новостроек, теснящихся вдоль трассы, а ездит трамвай редко и нерегулярно. Однако его все‑таки стоит дождаться, и не только для того, чтобы добраться до нужного места. Устроившись у окна, можно получить массу впечатлений, а того, кто не поленится время от времени выходить из трамвая и совершать короткие прогулки в ближайших окрестностях остановок, ждут настоящие открытия.
* * *
Маршрут одиннадцатого трамвая — один из старейших в Москве. В своем нынешнем виде — от Останкино до 16‑й Парковой улицы — он существует с 1972 года, то есть в прошлом году уместно было бы отметить его пятидесятилетие. Впрочем, годом рождения маршрута можно считать и 1954‑й. Тогда открылось трамвайное движение от Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ, позже — ВДНХ) до станции метро «Семеновская», а в 1956 году трассу продлили до 16‑й Парковой улицы1. Расстояние между крайними точками маршрута — около 17 километров, состоит он из сорока одной остановки (самый протяженный трамвайный маршрут в Москве — № 36 — длиннее только на километр).
* * *
Путешествие мы начнем на берегу Останкинского пруда в пойме речки Горячки. Перед нами — храм Троицы Живоначальной (конец XVII века) и построенный столетие спустя деревянный дворец, где находился знаменитый крепостной театр графа Николая Петровича Шереметева (1751–1808). Первоначально театр располагался в Кусково, а в 1790‑х годах для него построили Останкинский дворец. Автором проекта был Ф. Кампорези, однако по указаниям графа ряд архитекторов, в том числе крепостных, внесли в проект многочисленные изменения. Премьера в новом здании состоялась летом 1795 года, но отделочные работы продолжались до 1798‑го. Впрочем, скоро Н. П. Шереметев охладел к своему увлечению — уже в 1799 году распустил значительную часть труппы: актрисы стали горничными и прачками, актеры — кучерами и лакеями.
Этот жутковатый эксперимент над бесправными людьми, насильственно вырванными из своего окружения, приобщенными к высокой культуре, а затем вновь брошенными на дно общества, получил тем не менее некий романтический ореол. Причина — любовь графа Шереметева к своей крепостной актрисе Прасковье Ивановне Ковалевой-Жемчуговой (1768–1803), на которой он женился в 1801 году. На склоне лет, исполняя волю безвременно почившей супруги, Николай Петрович занялся благотворительностью. В частности, на его средства в Москве был построен Странноприимный дом, включавший богадельню и больницу для неимущих (в настоящее время это — Институт скорой помощи имени Н. В. Склифосовского). С 1919 года в Останкинском дворце действовал музей; в 2013 году его закрыли на реставрацию, продолжающуюся по сей день2.
Напротив дворца высится Останкинская телебашня, а за ним раскинулся Останкинский парк, соединенный ныне с территориями Ботанического сада и ВДНХ. Однако задерживаться не будем: пора в путь.
* * *
Недалеко от второй остановки (улица Цандера), в сквере — Мемориальный дом‑музей академика С. П. Королева (1‑я Останкинская улица, 28). Советское правительство подарило Сергею Павловичу дом за создание и успешный запуск 4 октября 1957 года первого в мире искусственного спутника Земли. Здесь прославленный конструктор жил с 1959 по 1966 год в период работы по организации полета человека в космос3.
Через сквер имени С. П. Королева дойдем до следующей остановки — ВДНХ (Южная); недалеко от нее стоит арка Южного входа выставки (1953). Далее — одноименная станция метро. Слева от остановки — арка Главного входа ВДНХ (1954), справа — монумент «Покорителям космоса» в образе взмывающей ввысь ракеты. Он был сооружен в 1964 году, а в 1981‑м в его стилобате открылся Музей космонавтики.
* * *
На остановке ВДНХ (Северная) полюбуемся вблизи скульптурной группой В. И. Мухиной и Б. М. Иофана «Рабочий и колхозница»4. Как помнят читатели, она предназначалась для павильона СССР на Всемирной выставке в Париже (1937), после окончания которой скульптуру демонтировали и установили недалеко от тогдашнего главного Северного входа на ВСХВ, причем постамент оказался гораздо ниже парижского павильона. Лишь в 2009 году в результате масштабной реставрации изваяние получило подножие, соответствующее замыслу создателей. Несмотря на то, что Вера Мухина мечтала увидеть свой шедевр взметнувшимся над Ленинскими горами, выбранное для него место нельзя назвать совсем неудачным. Фигуры строителей новой жизни устремлены навстречу восходящему солнцу, некогда действительно озарявшему их своими первыми лучами. Однако после появления в 1968 году 25‑этажного «дома на ножках» «Рабочий и колхозница» оказались в его тени. Правда, из окон верхних этажей «дома на курьих ножках» (другое обиходное название здания) на скульптуру открывается великолепный вид, однако насладиться им могут немногие.
А теперь бросим взгляд на великолепную панораму, открывающуюся на противоположной стороне проспекта Мира. Три стоящих рядом здания символизируют три этапа истории советской архитектуры. Слева вдали — клуб и общежитие бывшей Ватной фабрики в стиле конструктивизма (1928. Архитекторы М. Я. Гинзбург и С. А. Лисагор. Проспект Мира, 186, корпуса 1–2). Жилой дом по соседству — один из последних памятников так называемого сталинского ампира (1957. Архитектор И. В. Жолтовский. Проспект Мира, 184, корпус 1). Далее — памятник советского модернизма — уже упомянутый «дом на ножках» (1969. Архитекторы В. С. Андреев и Т. Г. Заикин. Проспект Мира, 184, корпус 2). Он кажется попыткой возрождения традиций конструктивизма (ноги‑опоры, отсутствие декора, лаконизм), однако низкие потолки, полутемные вытянутые комнаты, небольшие окна и функционально «праздные» балконы, годные лишь для хранения продуктов и домашнего хлама, отнюдь не напоминают многообещающее начало советской архитектуры.
За «Рабочим и колхозницей» — вход на территорию ВДНХ. Если от него проследовать по аллее, вскоре справа на фоне громады павильона № 75 покажется арка бывшего Северного входа на ВДНХ (1939. Архитектор Л. М. Поляков), служившая до середины 1950‑х годов главным входом. У нее была предшественница — арка, сооруженная по проекту главного архитектора ВСХВ В. К. Олтаржевского (1937), которую сразу после завершения строительства вместе с уже воздвигнутыми по проектам Вячеслава Константиновича павильонами снесли, а самого его арестовали.
До начала нашего столетия на ВДНХ можно было войти со стороны улицы Сергея Эйзенштейна, недалеко от арки бывшего Северного входа, одиноко стоявшей среди полупустой площади. Однако, даже лишенная своего функционального назначения, она смотрелась стильно и грациозно, контрастируя с монументальными и помпезными Главным и Южным входами. В 2008 году после сооружения павильона № 75 арка окончательно утратила связь с окружающим пространством.
* * *
За проспектом Мира в начале улицы Бориса Галушкина5 — остановка «Ярославская улица». Пересечем проезжую часть по регулируемому переходу, проследуем до конца Ярославской улицы и окажемся в долине Яузы у Ростокинского акведука, построенного в 1780‑х годах. Он является частью Мытищинского водопровода, сооруженного инженерами Ф. В. Бауэром и И. К. Герардом по приказу Екатерины II. Не исключено, что в мае 1803 года на этом акведуке стояли Н. М. Карамзин и В. А. Жуковский, жившие тогда в усадьбе Свиблово, и будущий историограф рассказывал поэту‑романтику легенды и были здешних мест6. Галереи тогда не существовало (появилась в 2007 году), да и вид был иной, но все равно стоит подняться на акведук и полюбоваться прекрасной панорамой.
* * *
От Ярославской улицы трамвай движется по улице Бориса Галушкина, по мосту над Ярославской железной дорогой и затем по Ростокинскому проезду, в начале которого находится остановка «Станция юннатов». Справа — Сокольники, слева — Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей. Таково современное название бывшей станции юных натуралистов, основанной 15 июня 1918 года по инициативе врача‑педиатра Ивана Васильевича Русакова (1877–1921) и учителя‑биолога Бориса Васильевича Всесвятского (1887–1987). Тогда она именовалась «Биологическая станция юных любителей природы». Нынешняя организация продолжает лучшие традиции юннатского движения в СССР, воспитывая в детях бережное и внимательное отношение к природе7.
* * *
Следующая остановка — «Институт иностранных языков». С 1936 по 1941 год в здании, принадлежащем ныне Лингвистическому университету (Ростокинский проезд, 13), располагался Институт философии, литературы и истории (ИФЛИ), известный как «лицей в Сокольниках». И действительно, его десятилетняя история (1931–1941) отчасти сопоставима с историей Царскосельского лицея в первые годы его существования. В ИФЛИ учились писатель А. И. Солженицын, поэты К. М. Симонов, А. Т. Твардовский, Ю. Д. Левитанский, С. С. Наровчатов, филолог, фольклорист Е. М. Мелетинский, философ Г. С. Померанц, историк А. И. Зевелев и многие другие8.
У остановки «Институт иностранных языков» заканчивается Пятый Лучевой просек парка «Сокольники». Перейдя его по регулируемому переходу и направившись далее по тропе, можно оказаться в самом живописном месте парка — у каскада Путяевских прудов в пойме Путяевского ручья. Есть и другой вариант: продолжить путь по левой стороне просека и сквозь щель в ограде попробовать разглядеть в глубине участка заметно перестроенную деревянную дачу конца XIX века, принадлежавшую М. П. Хлебниковой (дом № 16, строение 1). Сквозь еще одну щель виден каменный особняк в стиле неоклассицизма (дом № 14, строение 1). Он был построен в 1917 году по проекту архитектора С. Я. Айзиковича для предпринимателя П. В. Цигеля. В советское время здание занимали различные учреждения; по преданию (не подтвержденному фактами), здесь была дача Л. П. Берии.
Проследуем дальше и свернем налево, в Ляминский проезд, который выведет нас на Шестой Лучевой просек. Еще поворот налево, и мы окажемся перед дачей предпринимателя и благотворителя Ивана Артемьевича Лямина (1822–1894). После революции в ней находилась так называемая лесная школа для ослабленных и больных детей, затем детский санаторий, ясли, филиал библиотеки имени Н. А. Некрасова, с 1990‑х годов — частная школа.
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru