Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 июня 1931 года

Совет народных комиссаров СССР принял постановление «О строительстве водного
канала Волга — Москва» (ныне — Канал имени Москвы).

4 июня 1934 года

В Парке культуры и отдыха имени Горького состоялась дегустация блюд нового летнего сезона. В меню вошли: суп из вишен, клюквы, чернослива, абрикосов, а также напитки — гренадин, мазагран, кофе‑гляссе. Меню было разработано Институтом общественного питания.

6 июня 1957 года

На Лубянке открылся центральный универмаг «Детскиймир». Здание строилось по проекту архитектора А. Н. Душкина (соавторы — Г. Г. Аквилев, Ю. В. Вдовин, И. М. Потрубач, инженер Л. М. Глиэр) на месте снесенного Лубянского пассажа. По словам А. И. Микояна, универмаг задумывался как «детский ГУМ для маленьких советских потребителей».

13 июня 1924 года

Президиум Моссовета постановил объявить участок реки Москвы в пределах Окружной железной дороги заказником. Сделано это было в целях охраны от хищнического истребления рыбы в главном столичном водоеме. Постановление запрещало «на всем протяжении указанного участка всякую ловлю рыбы: сетями, неводами, вентерями, вершами, мордами, неротками, наметками, багрилками, путем бросания бомб и отравы и тому подобной промысловой, полупромысловой и хищнической снастью и способами, а также стрельбу рыбы из ружей и битье ее острогой весной». Разрешались лишь удочки. Нарушителям грозила уголовная ответственность.

20 (8 ст. ст.) июня 1880 года

В зале московского Благородного собрания прозвучала знаменитая речь Ф. М. Достоевского об А. С. Пушкине. Она произвела огромное впечатление на публику. «Вчера еще можно было толковать о том, великий ли всемирный поэт Пушкин или нет; сегодня этот вопрос упразднен; истинное значение Пушкина показано, и нечего больше толковать!» — отозвался на выступление Федора Михайловича И. С. Аксаков.

29 (17 ст. ст.) июня 1835 года

В Москве родился выдающий ученый‑ботаник академик Андрей Сергеевич Фаминцын (ум. 1918) — основатель отечественной школы физиологии растений.

Московский журнал в соцсетях
29.09.2023
Наследие
Автор: Мария Владимировна Нащокина
Савва Иванович Мамонтов c участниками кружка в парке Абрамцево. 1883 год
«Вам Красота всю жизнь была девизом…» №10 (394) Октябрь 2023 Подписаться

С.И. Мамонтов с керамической фигуркой во дворе Бутырского завода. На заднем плане — здание формовочной мастерской. 1900-е годы

Годы жизни в Москве были для Александра Яковлевича Головина — впоследствии выдающегося театрального художника — временем выбора своего пути в искусстве. Москва — родной город Александра Яковлевича, Мос­ковское училище живописи, ваяния и зодчества — alma mater: здесь он два года проучился на архитектурном отделении (с 1881‑го), затем окончил живописное (1883–1889). Среди судьбоносных событий этого периода — знакомство с В.Д. и Е.Д. Поленовыми, вхождение в круг лучших московских живописцев, а затем и в более узкий элитарный Мамонтовский кружок, совместная работа с Е.Д. Поленовой (с 1890 года до ее безвременной смерти). А.Я. Головин пробует себя в разных жанрах — живопись, оформление интерьеров, эскизы мебели, текстильных панно, предметов быта… Заметное место среди всего перечисленного занимает занятие керамикой в Абрамцевской гончарной мастерской С.И. Мамонтова, который первым в России обратил внимание на этот отделочный и декоративный материал, положив начало новому направлению в отечественном декоративно‑прикладном искусстве. Увлекающийся и неутомимый, Савва Иванович обладал способностью заражать своими пристрастиями окружающих. Практически все участники Абрамцевского кружка в 1890‑х годах успели отдать дань керамике — даже такие далекие от прикладного искусства, как К.А. Коровин и В.А. Серов. Неудивительно, что, оказавшись благодаря дружеским связям с В.Д. и Е.Д. Поленовыми в этом сообществе, А.Я. Головин тоже занялся керамикой.

Большинство его керамических работ создавались за Бутырской заставой, куда мастерская переехала из Абрамцева в конце 1890‑х годов1. Тогда же С.И. Мамонтов начал широкомасштабную подготовку к Всемирной выставке в Париже 1900 года, на которой собирался представить достижения Абрамцевских мастерских — столярной и гончарной. На Бутырском заводе изготавливались детали выставочных павильонов русского Кустарного отдела, выполнявшиеся по эскизам К.А. Коровина, И.Е. Бондаренко2 и А.Я. Головина. Здесь же были выполнены и многие экспонаты — так, осенью 1899 и зимой 1900 года М.А. Врубель создал знаменитые керамические циклы «Снегурочка» и «Садко», камин «Микула Селянинович и Вольга»3, работал с керамикой и Головин. В процессе подготовки Александр Яковлевич, увлеченный интерпретацией вещной сферы народного быта и растительной орнаментикой крестьянского искусства, сделал несколько предметов мебели, блюд и декоративных сосудов, стилизованных в древнерусском стиле. Выбор стилистики, думается, обуславливался не только личными предпочтениями, но и общей направленностью экспозиции Кустарного отдела, акцентировавшей национальный характер экспонатов4. Вторая выставка журнала «Мир искусства», прошедшая в преддверии открытия Парижской с 28 января по 26 февраля 1900 года и ставшая своего рода пробной для будущей экспозиции Русского отдела, уже монографически представила А.Я. Головина в качестве мастера декоративно‑прикладного искусства5: посетители увидели немало его работ в разных жанрах — три фриза, резную раскрашенную дверь, два панно‑аппликации на ткани, две занавеси, два рисунка переплетов, заставку и два варианта обложки «Мира искусства», мебель (стол, четыре стула и кресло), а также, видимо, почти все изделия, выполненные им к тому моменту из керамики — камерную изразцовую печь и печь‑лежанку, деревянно‑керамический умывальник, два блюда с «Жар‑птицами», кувшин, братину6. Судя по опубликованным снимкам, можно утверждать, что керамика А.Я. Головина и М.А. Врубеля на выставке доминировала.

Как позднее писал о Головине С.К. Маковский, «проявившаяся в художнике с детства любовь к сказке ожила в нем под влиянием заграничных поездок, дружбы с семьями Поленовых и Якунчиковых и участия в том знаменитом кружке художников, мечтающих о возрождении русского кустарного стиля, который образовался в 90‑х годах вокруг Саввы Ивановича Морозова (ошибка: Мамонтова. — М. Н.) и Виктора Васнецова»7. Любопытно, что Маковский — петербуржец, лишь издали знакомый с художественной жизнью Москвы — хотя и ошибается в фамилии мецената, точно определяет значимость мамонтовского кружка в московской биографии А.Я. Головина. В обращении Александра Яковлевича к русскому крестьянскому искусству важную роль сыграли и впечатления от Русского Севера. На это обратил внимание еще К.А. Коровин, вспоминавший: «Отправляясь в свою поездку на Север, в Архангельск, я пригласил с собою А.Я. Головина. В Архангельске мы смотрели с ним церкви, работы крестьян, дуги, сани, рубахи, вышивки, валяные сапоги... Любовались и разглядывали их узор, окраску... На Парижской выставке 1900 года он выставил свои прекрасные майолики, мебель»8. (Известно, однако, что в полномасштабном путешествии с Коровиным по Русскому Северу Головин не участвовал — скорее всего, вместе они доехали только до Архангельска.)

Начиная трудиться в новом для себя жанре, А.Я. Головин, несомненно, так или иначе соотносил свои работы с керамическими произведениями М.А. Врубеля, участие которого в работе Абрамцевской гончарни стало самым значительным и счастливым периодом ее истории, а великолепные врубелевские печи и майоликовые пластические сюиты конца 1890‑х годов к «Снегурочке» и «Садко» (по мотивам оперных спектаклей) — наивысшими достижениями первого десятилетия ее существования. Впоследствии Александр Яковлевич писал: «Я работал с ним (Врубелем. — М. Н.) в абрамцевской мастерской Мамонтова. И вот смотришь, бывало, на его эскизы, на какой‑нибудь кувшинчик, вазу, голову негритянки, тигра, и чувствуешь, что здесь “все на месте”, что тут ничего нельзя переделать»9. Нащупывая собственный стиль в прикладном искусстве, Головин, по‑видимому, невольно соотносил создаваемое им с приемами великого художника. Отголоски этих размышлений чувствуются, к примеру, в суждении Александра Яковлевича о знаменитых львиных масках (называемых им «тиграми»)10: «Вспоминается мне и другая работа Врубеля, сделанная по заказу Мамонтова, — две стилизованные головы тигров на фасаде флигеля мамонтовского дома. Каждый раз, проходя мимо этого дома, я останавливался и любовался врубелевскими зверями — так в них великолепно воплощена дикость хищников, так они выразительны, несмотря на стилизацию, или, может быть, именно благодаря ей»11...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 10 (394) Октябрь 2023 И это все о ней — литературе...
«Вас развратило Самовластье…» Анализ одного из стихотворений Федора Ивановича Тютчева (1803–1873)
Под сенью имени великого отца Дочь А.С. Пушкина Мария Александровна Гартунг (1832–1919) — попечительница Пушкинской народной библиотеки-читальни
День рождения маршала Когда родился маршал А.М. Василевский?
Малороссы против украинцев Зенит и закат польского украинофильства в XIX веке
«Очень люблю писать с натуры» О московском художнике Сергее Анатольевиче Сиренко
«Здесь так утешно верить и молиться…» Московская тема в творчестве поэта Андрея Михайловича Голова (1954–2008)
«Вам Красота всю жизнь была девизом…» Архитектурная керамика художника Александра Яковлевича Головина (1863–1930) в развитии национального варианта стиля модерн
А.С. Пушкин и «муравейник» О некоторых знакомствах поэта
Город на реке — река в городе Исторический путеводитель*