Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
Сентябрь 1924 года

Михаил Афанасьевич Булгаков записал в  дневнике: «Новость: на днях в  Москве появились совершенно голые люди (мужчины и  женщины) с  повязками через плечо "Долой стыд". Влезли в  трамвай. Трамвай остановили, публика возмущалась...» Общество «Долой стыд» наделало много шуму в столице, заслужив осуждение. «Разумеется, на берегу Черного моря, на солнце, в  чистом воздухе, перед или после морского купанья полезно полежать голым на солнце. Но улицы Москвы — не берег Черного моря. С  гигиенической точки зрения такое обнажение и  путешествие по улицам просто глупость»,  — комментировал события нарком здравоохранения Н.А.  Семашко. Впоследствии милиция стала резко пресекать прогулки московских нудистов.

1 сентября 1934 года

В  Москву прибыл многоместный немецкий самолет Junkers Ju 52, приобретенный советско‑германским предприятием «Дерулюфт». Путь от Москвы до Бер‑ лина воздушное судно преодолело за 12  часов. Предприятие было создано на основе концессионного соглашения между Советской Россией и  немецким Обществом воздушных сообщений «Аэро Унион» в 1921 году и занималось почтовыми и пассажирскими перевозками в Европе. Прекратило свою деятельность незадолго до начала Второй мировой войны.

1 сентября 1949 года

В Большом зале Московской консерватории начался концерт, посвященный памяти Ф. Шопена. В течение трех дней 13 пианистов исполняли фортепианные произведения польского композитора, столетие со дня смерти которого отмечалось по всему миру. Среди тех, кто выходил тогда на сцену, были молодые музыканты, сделавшиеся впоследствии знаменитостями, — Евгений Васильевич Малинин (1930–2001) и Татьяна Петровна Кравченко (1916–2003).

5 сентября 1997 года

В  рамках масштабного празднования 850‑летия Москвы в  столице был открыт памятник Петру I работы З.К. Церетели.

16 (29) сентября 1914 года

«В городскую думу поступило покрытое многочисленными подписями заяв‑ ление обывателей Москвы о  желательности повышения на одну копейку поездной платы на трамвае с  тем, чтобы этот излишек отчислялся на оказание помощи раненым воинам и  семьям запасных, призванных в  ряды армии. Этот налог предлагается ввести на все время войны» (газета «Голос Москвы»).

19 (30) сентября 1798 года

В Москве родился композитор, певец, государственный деятель Михаил Лукьянович Яковлев (ум. 1868). Из его произведений наиболее известен романс «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») на слова А.С. Пушкина. В  1832  году М.Л.  Яковлев, занимая пост директора типографии Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, способствовал первому изданию пушкинской «Истории Пугачёвского бунта».

Московский журнал в соцсетях
05.05.2025
К 80-ЛЕТИЮ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ
М.О. Анаев. Донбасский террикон. Холст, масло. 2024 год
Продолжая дело предшественников №5 (413) Май 2025 Подписаться

А. Ю. Дроздов. Молись Богу — от Него победа. Холст, масло. 2024 год

Специальная военная операция в произведениях художников
Студии имени М.
Б. Грекова

От редакции

Готовя эту публикацию, мы сочли желательным предпослать ей краткий исторический экскурс.

Ордена Трудового Красного Знамени и ордена Красной Звезды Студия военных художников имени М.Б. Грекова — творческая организация Министерства обороны Российской Федерации, образованная приказом Народного комиссара обороны СССР К.Е. Ворошилова 29 ноября 1934 года в память о выдающемся живописце‑баталисте, ученике И.Е. Репина и Ф.А. Рубо, участнике Первой мировой и Гражданской войн Митрофане Борисовиче Грекове (1882–1934), воспевшем в своих полотнах героический путь Первой конной армии С.М. Будённого.

Первоначально творческое объединение называлось изомастерской самодеятельного красноармейского искусства. В годы становления сюда зачисляли способных красноармейцев, которые продолжали проходить боевую подготовку, а занятия посещали в свободное от службы время. Главным требованием к членам изомастерской (а позже и Студии), помимо профессиональных качеств, неизменно оставалось знание и понимание психологических аспектов военной службы. Этот принцип очень четко и емко выражен в словах самого Митрофана Борисовича: «Военным художником может быть не всякий, хотя и самый одаренный живописец и рисовальщик. Надо очень хорошо изучить военное дело, знать его тайны, запахи, уметь точно представлять действие войсковых масс, их подразделений и отдельных солдат и офицеров. Надо непременно побывать в шкуре военного человека, понюхать пороху, испытать оружейный, артиллерийский и пулеметный обстрел. А самое главное, надо ближе узнать народ на войне, почувствовать его дух».

Учителями и наставниками первых студийцев были выдающиеся мастера советского искусства, вошедшие в состав художественного совета: Г.К. Савицкий, А.М. Герасимов, Е.А. Кацман, В.С. Сварог, Н.Г. Котов, М.И. Авилов и другие. Наиболее талантливые ученики получали возможность поступать в художественные вузы. В 1938 году приказом командующего Московским военным округом С.М. Будённого изомастерская переименовывается в Студию военных художников имени М.Б. Грекова. В 1940‑м в коллектив приходят первые профессиональные живописцы — А.А. Горпенко, С.М. Годына, П.А. Кривоногов — впоследствии автор знаменитой картины «Победа» (1948).

В первые дни Великой Отечественной войны часть художников Студии ушла на передовую с маршевыми ротами. Помимо прочего, студийцам поручалось организовать выпуск агитационных «Листков красноармейца» для рассылки в воинские части. Плакаты грековцев «Отстоим Москву!» (Н.Н. Жуков и В.С. Климашин) и «Дойдем до Берлина!», «Дошли! Красной Армии слава!» (Л.Ф. Голованов) ярко ознаменовали начало и конец победного четырехлетнего боевого пути советских войск, стали символом военного времени. Всю войну художники Студии имени М.Б. Грекова, находясь в действующей армии, продолжали фиксировать увиденное и пережитое, что в дальнейшем позволило им достоверно и убедительно передать грозное дыхание отгремевших сражений.

В 1943 году художественное руководство творческим коллективом принял Николай Николаевич Жуков (1908–1973) — фигура знаковая для Студии. Не один художник стал студийцем благодаря его острому взгляду. С группами грековцев он постоянно выезжал в действующую армию, вел обширную переписку с художниками, находящимися на разных фронтах. На протяжении 30 лет Н.Н. Жуков оставался бессменным художественным руководителем Студии. Он присутствовал на заседаниях Нюрнбергского трибунала, результатом чего стала серия из более двухсот рисунков, запечатлевших это историческое событие.

Послевоенный период — время расцвета Студии. Сложился коллектив профессионалов в различных областях изобразительного искусства, способных решать самые сложные творческие задачи. Были осуществлены грандиозные, ныне всемирно известные художественные проекты — такие, например, как панорама «Сталинградская битва», являющаяся центром мемориального ансамбля‑музея в Волгограде, диорама «Штурм Сапун‑горы 7 мая 1944 года» в Севастополе, две самые крупные в СССР диорамы — «Ясско-Кишинёвская операция» в Кишинёве и «Огненная дуга» в Белгороде, группа диорам в Центральном музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе в Москве, восстановление после пожара панорамы «Бородинская битва» Ф.А. Рубо, историческая многофигурная композиция «Кто с мечом к нам придет — от меча и погибнет!» С.Н. Присекина, украшающая Большой Кремлевский дворец Московского Кремля, росписи восстановленного храма Христа Спасителя в Москве… Многолетний опыт создания масштабных архитектурных и скульптурных, панорамных, диорамных комплексов, исторических композиций позволяет считать Студию уникальным творческим объединением, сохраняющим и развивающим лучшие традиции русской реалистической школы. Творчество художников Студии востребовано не только у нас в стране, но и за рубежом: назовем здесь хотя бы мемориальный ансамбль «Воинам Советской армии, погибшим в боях с фашизмом» с монументом Воина‑освободителя работы Е.В. Вучетича (Трептов‑парк, Берлин) или одну из крупнейших панорам в Европе — «Плевенскую эпопею», созданную коллективом авторов под руководством Н.В. Овечкина (Плевен, Болгария).

Сегодня в Студии военных художников имени М.Б. Грекова трудятся 36 мастеров резца и кисти. Она гордится своими художественными династиями Ананьевых, Самсоновых, Сибирских, Переяславцев, Присекиных, Усыпенко. Проекты, осуществляемые студийцами, не перестают восхищать и радовать зрителей высоким профессионализмом и эмоциональной наполненностью образов. Среди проектов последних лет — скульптурные композиции «Первая мировая война 1914–1918 годов» и «Победа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов», установленные на Фрунзенской набережной в Москве перед фасадом здания Министерства обороны (скульптор М.В. Переяславец), «Офицеры» и «Они сражались за Родину» на той же Фрунзенской набережной, созданные скульптором А.И. Игнатовым по одноименным фильмам, мемориальный ансамбль «Героям Ладоги — Дороги жизни» на территории филиала Центрального военно‑морского музея Санкт-Петербурга (скульптор Л.А. Семикопенко), диорама «Стояние на Угре» во Владимирском скиту Свято-Тихоновой пустыни в Калужской области (художник П.В. Рыженко), памятники Маршалу Советского Союза Г.К. Жукову (скульптор Д.В. Клавсуц), Маршалу Советского Союза А.М. Василевскому, генералу армии В.Ф. Маргелову, Фиделю Кастро (скульптор А.Д. Чебаненко), памятник «Борец с терроризмом» в парке «Патриот» (скульптор Л.А. Семикопенко). На территории музейно‑храмового комплекса Вооруженных сил РФ в Подмосковье установлена групповая скульптура «Подвигу женщин» по мотивам фильма «…А зори здесь тихие» (скульптор А.Д. Чебаненко), а также памятники, посвященные союзникам СССР, — «Бойцы Китая», «Бойцы Монголии», «Бойцы Кореи», «Бойцы Вьетнама» (скульптор А.Д. Чебаненко), «Партизаны Югославии» (скульп­тор Л.А. Семикопенко), «Полк Нормандия — Неман» (скульптор Д.В. Клавсуц).

Диапазон произведений грековцев не ограничивается исключительно батальной тематикой. Художники участвуют в конкурсах и проектах, посвященных сохранению культурно‑исторического наследия России и мира. Образы государственных деятелей, выдающихся ученых, спортсменов, артистов в творческом плане представляют для студийцев не меньший интерес.

Студия приняла активное участие в скульптурном и живописном оформлении собора Воскресения Христова — главного храма Вооруженных сил в парке «Патриот», где трудились Д.В. Клавсуц, А.И. Игнатов, М.А. Полетаев. К 20‑летию подвига 6‑й роты псковских десантников, погибших в ходе Второй чеченской войны в Аргунском ущелье, для Рязанского училища ВДВ создана диорама «Высота 776» (авторы —Д.А. Ананьев и И.М. Лебедев). На трассе М-11 Москва — Санкт-
Петербург открыт памятник «Погибшим
при защите Отечества» (скульптор М.М. Малашенко). Одна из лучших диорам нового времени «Крещение войска князя Владимира в Херсонесе» (художники П.В. Рыженко, А.М. Самсонов) недавно установлена в знаковом для нашей страны месте — музейно‑храмовом комплексе «Новый Херсонес» (Севастополь). Широкий общественный резонанс вызвали такие крупномасштабные монументальные произведения, как бронзовый скульптурный горельеф (9×13 м) «Отечественная война 1812 года» (автор — Л.А. Семикопенко) и двадцатиметровое живописное панно «Парад Победы на Красной площади 24 июня 1945 года», написанное группой художников под руководством А.К. Сытова...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 5 (413) Май 2025 Москвичи — герои Великой Отечественной войны
Защитники московского неба Из летописи 329-го зенитного артиллерийского полка 1-го корпуса противовоздушной обороны Москвы
Продолжая дело предшественников Специальная военная операция в произведениях художников Студии имени М. Б. Грекова
«Мы доведем машину силой воли» О Героях Советского Союза — летчице Клавдии Яковлевне Фомичевой (1917–1958) и штурмане Антонине Леонтьевне Зубковой (1920–1950)
Москва в мае 1945-го Победные дни глазами москвичей: дневники, очерки, документы
Искусство как оружие О работе фронтовых агитбригад в зоне СВО
Имеющий глаза да увидит… Об иконе Божией Матери «Державная»
Искусство слова живого О мастерстве устной речи лектора
Москвич Карамзин Историко‑биографическая повесть