Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
1 июня 1931 года

Совет народных комиссаров СССР принял постановление «О строительстве водного
канала Волга — Москва» (ныне — Канал имени Москвы).

4 июня 1934 года

В Парке культуры и отдыха имени Горького состоялась дегустация блюд нового летнего сезона. В меню вошли: суп из вишен, клюквы, чернослива, абрикосов, а также напитки — гренадин, мазагран, кофе‑гляссе. Меню было разработано Институтом общественного питания.

6 июня 1957 года

На Лубянке открылся центральный универмаг «Детскиймир». Здание строилось по проекту архитектора А. Н. Душкина (соавторы — Г. Г. Аквилев, Ю. В. Вдовин, И. М. Потрубач, инженер Л. М. Глиэр) на месте снесенного Лубянского пассажа. По словам А. И. Микояна, универмаг задумывался как «детский ГУМ для маленьких советских потребителей».

13 июня 1924 года

Президиум Моссовета постановил объявить участок реки Москвы в пределах Окружной железной дороги заказником. Сделано это было в целях охраны от хищнического истребления рыбы в главном столичном водоеме. Постановление запрещало «на всем протяжении указанного участка всякую ловлю рыбы: сетями, неводами, вентерями, вершами, мордами, неротками, наметками, багрилками, путем бросания бомб и отравы и тому подобной промысловой, полупромысловой и хищнической снастью и способами, а также стрельбу рыбы из ружей и битье ее острогой весной». Разрешались лишь удочки. Нарушителям грозила уголовная ответственность.

20 (8 ст. ст.) июня 1880 года

В зале московского Благородного собрания прозвучала знаменитая речь Ф. М. Достоевского об А. С. Пушкине. Она произвела огромное впечатление на публику. «Вчера еще можно было толковать о том, великий ли всемирный поэт Пушкин или нет; сегодня этот вопрос упразднен; истинное значение Пушкина показано, и нечего больше толковать!» — отозвался на выступление Федора Михайловича И. С. Аксаков.

29 (17 ст. ст.) июня 1835 года

В Москве родился выдающий ученый‑ботаник академик Андрей Сергеевич Фаминцын (ум. 1918) — основатель отечественной школы физиологии растений.

Московский журнал в соцсетях
05.05.2025
Пушки и муза
Автор: Кряжев-Карцев Георгий Сергеевич
Выступление Клавдии Ивановны Шульженко в составе фронтовой концертной бригады
Искусство как оружие №5 (413) Май 2025 Подписаться

Сергей Владимирович Образцов на фронте

В июне 2022 года по поручению Президента Российской Федерации Министерством обороны совместно с обществом «Знание» был создан просветительский проект для военнослужащих — «Агитбригада». Перекличка с Великой Отечественной войной очевидна. Тогда в прифронтовой полосе, в окопах и госпиталях работали около 3800 творческих коллективов, а число проведенных ими концертов достигло огромной цифры — около полутора миллионов. «Мы становились живой связью между страной и нашей армией. В нас [воины] чувствовали отношение к ним всей страны, братскую любовь, восхищение их скромным суровым мужеством», — вспоминал народный артист СССР Игорь Ильинский (1901–1987). О том, как это было во время Великой Отечественной, подробно рассказывается в приложении к «Московскому журналу» «История фронтовых агитбригад. Об артистах, вдохновлявших бойцов на победу», вышедшем в апреле текущего года в рамках проекта «Пресса в образовании». Что же сейчас?

С июня 2022 года к бойцам на фронты СВО выезжают музыканты, поэты, драматические актеры и даже артисты цирка. На передовой «счастливый смех — тоже политика, в нем нервное напряжение растворяется», — говорил еще один участник фронтовых агитбригад в «сороковые, роковые», актер и режиссер кукольного театра, народный артист СССР Сергей Образцов (1901–1992). Да, цель современного проекта «Агитбригада» все та же — поддержание боевого и морального духа бойцов, выполняющих свой воинский долг, ведь «во время войны обостряются чувства, в человеке просыпается желание продлить жизнь, утвердить ее через любовь». Так писала Еликонида Попова (1903–1964) — жена и бессменный режиссер известного чтеца, мастера художественного слова, создателя жанра «Театр одного актера» Владимира Яхонтова (1899–1945); во время Великой Отечественной войны они оба тоже выступали с шефскими концертами в госпиталях, на военных кораблях и заводах. И все‑таки в нынешних агитбригадах есть одно существенное отличие от тех, что вдохновляли и поддерживали солдат и офицеров в минувшую войну: сегодня в их состав обязательно включается историк.

 

Не секрет, что и в средних, и в высших учебных заведениях страны история в последние три с лишним десятилетия преподавалась не просто плохо, а, можно сказать, вообще никак — достаточно привести такой уже не раз озвученный в информационном пространстве факт: судьбоносной для страны Сталинградской битве, длившейся 200 дней и ночей, в школьных учебниках отводилась лишь какая‑то пара абзацев! И вот снова грянул гром — 24 февраля 2022 года началась Специальная военная операция, спустя восемь месяцев потребовавшая и частичной мобилизации военных резервистов. В одних блиндажах оказались и сельский тракторист, и якут‑охотник, и офисный служащий. Скажем честно, далеко не каждый из них понимал, за какие ценности и идеа­лы придется рисковать здоровьем, а то и жизнью. Большинство мобилизованных и слова‑то такого — «Новороссия», которую предстояло освобождать от неофашистов — никогда не слышали. Именно на лекторов Российского общества «Знание» была возложена совсем не простая задача: находясь в составе агитбригад, восполнять пробелы в историческом образовании бойцов непосредственно в местах дислокации подразделений, в госпиталях, на передовой. А еще отвечать на волнующие военнослужащих вопросы: как и почему некогда братский украинский народ стал послушным инструментом в руках тех, кто создавал проект «Анти-Россия», развеивать мифы, изобличать фейковую информацию, в том числе и среди населения на освобождаемых территориях.

 

Первыми спикерами проекта с самого его начала стали:

 

Анна Филипповна Грушина — кандидат исторических наук, главный редактор «Московского журнала» (заметим в скобках, что по современным меркам это журнал‑долгожитель, уже тридцать пятый год без перерывов он издается при поддержке Департамента СМИ и рекламы города Москвы), заслуженный работник культуры РФ, член Союза журналистов и Союза писателей России;

 

Елена Валерьевна Кряжева-Карцева — кандидат исторических наук, доцент, заведующий кафедрой истории России РУДН, член редколлегии «Мос­ковского журнала»;

 

Наталья Владимировна Макеева — главный редактор информационно‑аналитического портала «Евразия», заместитель директора Центра геополитических экспертиз (Донецк) и еще целый ряд известных профессиональному сообществу философов, юристов, общественных деятелей.

 

Приведем такую «говорящую» цифру, названную «Российской газетой»: только в прошлом 2024 году федеральные агитбригады 450 раз выезжали в зону СВО. А ведь к этой благородной работе подключены еще и регионы — Мордовия, Татарстан, Башкирия, Красноярский край… Команды большие и маленькие («местные»), барды и поэты, известные и только начинающие творческую карьеру артисты — обо всех в рамках журнального очерка рассказать невозможно. Вкратце расскажем лишь о некоторых творческих коллективах.

 

Вокальная группа «А’Зори» (солистки Кристина Куликова, Ульяна Снеговская, Дарья Снеговская, Алина Холодова; продюсер Людмила Колегова). Создана по запросу Министерства обороны в 2022 году. Помимо командировок в ЛНР, ДНР, Херсонскую и Запорожскую области, коллектив выступает в госпиталях Крыма и Краснодарского края, Москвы и Московской области. Наряду с концертной деятельностью, девушки занимаются сбором и доставкой гуманитарной помощи раненым и воюющим бойцам. Приказом заместителя министра обороны Российской Федерации солистки этой вокальной группы награждены медалью «Генерал‑майор Александр Александров».

 

У истоков группы «ОНВАРД», образованной в 2010 году, стоял Вячеслав Онвард. Он родился в 1970 году в селе Куртовка Донецкой области. Отслужил в армии, появилась семья. Но тут наступили переломные времена — перестройка, распад СССР. Той Украины, что жила в сердце, больше не было. Пришлось переезжать на Брянщину — на историческую родину родителей. В тяжелые времена на помощь приходят Слово и Искусство. Так родились первые стихи в поддержку малой родины, людей Донбасса. «ОНВАРД» играет рок‑музыку. В противовес общепринятому мнению, что это музыка протеста, «ОНВАРД» говорит о созидании. Все концерты проходят под девизом «Рок на службе Отечеству». Ребята предпочитают работать на тех участках СВО, где в данный момент тяжелее всего, — в блиндажах и в лесах под Кременной, в бункере под Запорожской АЭС… Это и есть их личная передовая. Состав группы таков: ее лидер и основатель Вячеслав Онвард (вокал и бас‑гитара), Александр Белоусов (барабаны), Денис Горбунов (гитара)....

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 5 (413) Май 2025 Москвичи — герои Великой Отечественной войны
Защитники московского неба Из летописи 329-го зенитного артиллерийского полка 1-го корпуса противовоздушной обороны Москвы
Продолжая дело предшественников Специальная военная операция в произведениях художников Студии имени М. Б. Грекова
«Мы доведем машину силой воли» О Героях Советского Союза — летчице Клавдии Яковлевне Фомичевой (1917–1958) и штурмане Антонине Леонтьевне Зубковой (1920–1950)
Москва в мае 1945-го Победные дни глазами москвичей: дневники, очерки, документы
Искусство как оружие О работе фронтовых агитбригад в зоне СВО
Имеющий глаза да увидит… Об иконе Божией Матери «Державная»
Искусство слова живого О мастерстве устной речи лектора
Москвич Карамзин Историко‑биографическая повесть