Официальный сайт
Московского Журнала
История Государства Российского
Интересные статьи «Среднерусский ландшафт глазами поэтической классики» №7 (391) Июль 2023
Московский календарь
Сентябрь 1924 года

Михаил Афанасьевич Булгаков записал в  дневнике: «Новость: на днях в  Москве появились совершенно голые люди (мужчины и  женщины) с  повязками через плечо "Долой стыд". Влезли в  трамвай. Трамвай остановили, публика возмущалась...» Общество «Долой стыд» наделало много шуму в столице, заслужив осуждение. «Разумеется, на берегу Черного моря, на солнце, в  чистом воздухе, перед или после морского купанья полезно полежать голым на солнце. Но улицы Москвы — не берег Черного моря. С  гигиенической точки зрения такое обнажение и  путешествие по улицам просто глупость»,  — комментировал события нарком здравоохранения Н.А.  Семашко. Впоследствии милиция стала резко пресекать прогулки московских нудистов.

1 сентября 1934 года

В  Москву прибыл многоместный немецкий самолет Junkers Ju 52, приобретенный советско‑германским предприятием «Дерулюфт». Путь от Москвы до Бер‑ лина воздушное судно преодолело за 12  часов. Предприятие было создано на основе концессионного соглашения между Советской Россией и  немецким Обществом воздушных сообщений «Аэро Унион» в 1921 году и занималось почтовыми и пассажирскими перевозками в Европе. Прекратило свою деятельность незадолго до начала Второй мировой войны.

1 сентября 1949 года

В Большом зале Московской консерватории начался концерт, посвященный памяти Ф. Шопена. В течение трех дней 13 пианистов исполняли фортепианные произведения польского композитора, столетие со дня смерти которого отмечалось по всему миру. Среди тех, кто выходил тогда на сцену, были молодые музыканты, сделавшиеся впоследствии знаменитостями, — Евгений Васильевич Малинин (1930–2001) и Татьяна Петровна Кравченко (1916–2003).

5 сентября 1997 года

В  рамках масштабного празднования 850‑летия Москвы в  столице был открыт памятник Петру I работы З.К. Церетели.

16 (29) сентября 1914 года

«В городскую думу поступило покрытое многочисленными подписями заяв‑ ление обывателей Москвы о  желательности повышения на одну копейку поездной платы на трамвае с  тем, чтобы этот излишек отчислялся на оказание помощи раненым воинам и  семьям запасных, призванных в  ряды армии. Этот налог предлагается ввести на все время войны» (газета «Голос Москвы»).

19 (30) сентября 1798 года

В Москве родился композитор, певец, государственный деятель Михаил Лукьянович Яковлев (ум. 1868). Из его произведений наиболее известен романс «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») на слова А.С. Пушкина. В  1832  году М.Л.  Яковлев, занимая пост директора типографии Второго отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, способствовал первому изданию пушкинской «Истории Пугачёвского бунта».

Московский журнал в соцсетях
05.05.2025
Образы и смыслы
Автор: Грушина Анна Филипповна
Храм Вознесения в Коломенском
Имеющий глаза да увидит… №5 (413) Май 2025 Подписаться

Икона в Успенском соборе лавры

В августовском номере «Московского журнала» за 1992 год под рубрикой «Библиографические заметки и выписки» был опубликован текст «Сказание о явлении иконы Божией Матери при Вознесенской в селе Коломенском церкви Московского уезда». Приведем его полностью:

«2 (15) марта сего 1917 года историческое село Коломенское было ознаменовано великим событием проявления милости Божией к страждущему народу Русскому в лице явленного пречистого образа Царицы Небесной. Условия, при которых явилась святая икона, были следующие: одной женщине, крестьянке Бронницкого уезда Жирошкинской волости деревни Починок Евдокии Андриановой, проживающей в слободе Перерва, были два сновидения. Первое 13 февраля и второе 26 февраля.

13 (26) февраля Андрианова слышит таинственный голос, который произносит: “Есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной и пусть молятся”. Сильное впечатление произвело на Андрианову это таинственное сообщение и как женщину религиозную побудило ее к усиленной молитве о получении более ясных указаний воли Божией. Как бы в ответ на усердную молитву Андриановой снится белая церковь и в ней величественно восседает женщина, в которой своим сердцем Андрианова признает и чувствует Царицу Небесную, хотя и не видит ее святого лика.

Не имея возможности [забыть свои сновидения], Андрианова решается идти в село Коломенское, чтобы успокоить себя. И вот 2 (15) марта пред исполнением христианского долга исповеди и св[ятого] причащения она отправилась из Перервы к настоятелю белой церкви в село Коломенское. Придя в дом священника, Андрианова сообщает ему о своих сновидениях и просит совета, как поступить. Священник, намереваясь служить вечерню, приглашает Андрианову вместе с собой в церковь, где показывает ей все старинные св[ятые] иконы Богоматери, находящиеся в храме и иконостасе, но Андрианова ни в одной из них не находит какого‑либо сходства со своими сновидениями. Тогда священник просит сторожа и прихожанина, случайно прибывшего в храм для приглашения напутствовать больную, сходить в церковный подвал и принести самую большую икону. Икона была принесена, и когда ее промыли от многолетней пыли, то всем присутствующим в храме представилось изображение Божией Матери, величественно восседающей на царском троне в красной порфире, имеющей на главе корону, в руках скипетр и державу, а на коленях — благословляющего Богомладенца. Андрианова с великой радостью и слезами поверглась ниц пред пречистым образом Богоматери, прося причт отслужить благодарственный с акафистом молебен, так как в этом образе она увидала полное исполнение своих сновидений.

С этого момента стала распространяться слава о святой иконе по окрестностям, и вскоре большие группы богомольцев стали посещать село Коломенское, прибегая к благодатной помощи Царицы Небесной. И Она, Заступница Усердная, изливает от своего образа неоскудно свою милость страждущим и с верою приходящим рабам своим, как об этом свидетельствуют их молитвенные благодарения за полученную Небесную помощь. В настоящее время Святая Икона по желанию верующих, посетивши все окрестные селения, непрерывно приглашается для посещения святых обителей и храмов, фабрик и заводов столицы, пребывая в селе Коломенском только в воскресные и праздничные дни.

Дай же, Господи, молитвами Царицы Небесной утешение страждущей родине! Пресвятая Богородице, спаси нас!

Вознесенской Церкви села Коломенского священник Николай Лихачев.

Село Коломенское, в 6 верстах от Даниловской заставы».

Текст представлял собой листовку, изданную между Февральской и Октябрьской революциями 1917 года по благословению митрополита Мос­ковского Тихона (будущего Патриарха Московского и всея России). Листовка находилась в личном собрании писателя П.Г. Паламарчука, с согласия которого журнал ее и перепечатал в 1992‑м. С тех пор прошло 33 года, и теперь мы вновь возвращаемся к этой теме в связи с недавними резонансными событиями, связанными с реставрацией иконы, обретенной в селе Коломенском в мятежном 1917‑м. Реставрацию проводила О.В. Петрова под непосредственным руководством заведующей мастерской Свято-Троицкой Сергиевой лавры Н.Е. Алдошиной, которая на XXIII Всероссийских Иринарховских чтениях сделала об этом доклад (см. предыдущую статью). Дальнейшее повествование включает основные тезисы выступления Натальи Евгеньевны в нашем изложении.

* * *

Об описанном выше событии известно также из воспоминаний духовника Псково-Печерского монастыря архимандрита Александра (Васильева). Он сообщил, что знакомая ему старица Ольга (Ольга Васильевна Богданова-Бари. 1881–1960) встречалась с Евдокией Андриановой и из рассказа последней, кроме общеизвестных ныне фактов, запомнила следующее: «Когда Андрианова со священником спустилась в подвал храма, там обнаружили дверь с проржавевшими запорами. За дверью на полу стояла позеленевшая вода. Икона, стоявшая в этой воде, подгнила, так что часть ее пришлось впоследствии отпилить».

 

На обретенной узкой темной иконе в первый момент ничего нельзя было разобрать. Но когда ее тщательно отмыли, всем предстало изображение Божией Матери в темно‑красной царской порфире, восседающей как Царица на троне с Богомладенцем и держащей знаки царской власти, которых в этот день лишился император Николай II, — скипетр и державу. Икону назвали Державной. Как уже сказано, с этого момента она по желанию верующих непрерывно приглашалась для посещения монастырей и храмов, фабрик и заводов Москвы и Подмосковья. Летом 1917 года образ вывезли в Алексеевский женский монастырь в Красном селе, где за несколько дней монахини‑живописцы промыли и поновили изображение масляными красками. Так «поновили», что, по свидетельству профессора И.М. Андриевского (Андреева. 1894–1976), когда через несколько недель после возвращения иконы в Коломенское ему довелось вторично побывать там, он испытал глубокое потрясение при виде произошедших изменений: «[Икона] стала “красной” — так ярко стало бросаться в глаза одеяние Божией Матери, как бы “пропитанное кровью”». Далее Иван Михайлович пишет: «Вскоре после появления иконы в селе Коломенском Вознесенский женский монастырь в Московском Кремле по записям в своих книгах установил, что икона эта прежде принадлежала монастырю и в 1812 г. перед нашествием Наполеона игуменией Трифеной (из рода дворян Слепцовых) в числе других икон при вывозе их из монастыря была передана на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского, а потом она возвращена не была, и о ней в монастыре со временем забыли».

 

Обратим внимание на еще одно свидетельство того же времени члена Комиссии от Церковно‑археологического отдела при Московском обществе любителей просвещения протоиерея Владимира Страхова: икона не древняя, приблизительно конца XVIII века, по форме иконостасная, по образу написания принадлежит к канону Цареградских икон. Археолог И.М. Снегирев (1793–1868) сообщает, что икона эта в свое время была перенесена из московского Вознесенского монастыря.

 

Документально установлено: в 1929 году после запрета богослужений в Вознесенской церкви села Коломенского Державный образ перенесли в хранилище филиала Государственного исторического музея «Село Коломенское», оборудованное в церкви великомученика Георгия Победоносца, а затем передали в основное хранилище музея — в здание на Красной площади. Перемещение иконы отражено в «Книге поступлений» (регистрационный номер 67494). 12 августа 1929 года (кстати, день рождения прославленного в лике мучеников царевича Алексия Николаевича) образ поместили в хранилище экспонатов Отдела изобразительного искусства и, соответственно, вписали в инвентарную книгу (регистрационный номер 1399).

 

В 1988 году Державную временно передали на выставку в издательский отдел Московского Патриархата, где святыня пребывала в течение двух лет в алтаре домового храма во имя преподобного Иосифа Волоцкого. Об этом историк Нина Александровна Павлова (1939–2015) писала: «Вспоминаю свою подругу матушку Ирину (Ирину Александровну Хотеенкову), работавшую научным сотрудником в Историческом музее. Именно матушке Ирине дано было отыскать в запасниках музея, казалось бы, утерянную Державную икону Божией Матери. Отреставрировали мы икону, рассказывала матушка Ирина, и тут ее увидел митрополит Волоколамский Питирим (Нечаев). Это был год 1000‑летия Крещения Руси (1988). И владыка попросил отдать ее в издательский отдел Московской Патриархии на выставку».

 

23 июля 1990 года по ходатайству Святейшего Патриарха Алексия II с Министерством культуры был подписан акт о возвращении Державного образа Русской Православной Церкви, и уже 27 июля духовенство и прихожане Казанского храма в селе Коломенском торжественно встретили чудотворную икону. Было это накануне дня памяти святого равноапостольного князя Владимира. Так случилось второе обретение Державной: она вернулась — и Отечество наше начало меняться.

 

С Державной иконой связано и возрождение взорванного в 1931 году московского храма Христа Спасителя. С 1992 года по благословению архимандритов Наума (Байбородова), Кирилла (Павлова) и схиигумена Илии (Ноздрина) перед этим образом на месте утраченного храма ежедневно читался акафист. В 1993‑м Патриарх Алексий II благословил строительство храма‑часовни в честь Державной иконы, что послужило началом восстановления и самого храма Христа Спасителя, в котором в 2000 году состоялась канонизация царской семьи и Собора новомучеников и исповедников Российских...

lock

Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru

lock

Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.

Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru

Читать онлайн
№ 5 (413) Май 2025 Москвичи — герои Великой Отечественной войны
Защитники московского неба Из летописи 329-го зенитного артиллерийского полка 1-го корпуса противовоздушной обороны Москвы
Продолжая дело предшественников Специальная военная операция в произведениях художников Студии имени М. Б. Грекова
«Мы доведем машину силой воли» О Героях Советского Союза — летчице Клавдии Яковлевне Фомичевой (1917–1958) и штурмане Антонине Леонтьевне Зубковой (1920–1950)
Москва в мае 1945-го Победные дни глазами москвичей: дневники, очерки, документы
Искусство как оружие О работе фронтовых агитбригад в зоне СВО
Имеющий глаза да увидит… Об иконе Божией Матери «Державная»
Искусство слова живого О мастерстве устной речи лектора
Москвич Карамзин Историко‑биографическая повесть