Икона в Успенском соборе лавры
В августовском номере «Московского журнала» за 1992 год под рубрикой «Библиографические заметки и выписки» был опубликован текст «Сказание о явлении иконы Божией Матери при Вознесенской в селе Коломенском церкви Московского уезда». Приведем его полностью:
«2 (15) марта сего 1917 года историческое село Коломенское было ознаменовано великим событием проявления милости Божией к страждущему народу Русскому в лице явленного пречистого образа Царицы Небесной. Условия, при которых явилась святая икона, были следующие: одной женщине, крестьянке Бронницкого уезда Жирошкинской волости деревни Починок Евдокии Андриановой, проживающей в слободе Перерва, были два сновидения. Первое 13 февраля и второе 26 февраля.
13 (26) февраля Андрианова слышит таинственный голос, который произносит: “Есть в селе Коломенском большая черная икона, ее нужно взять, сделать красной и пусть молятся”. Сильное впечатление произвело на Андрианову это таинственное сообщение и как женщину религиозную побудило ее к усиленной молитве о получении более ясных указаний воли Божией. Как бы в ответ на усердную молитву Андриановой снится белая церковь и в ней величественно восседает женщина, в которой своим сердцем Андрианова признает и чувствует Царицу Небесную, хотя и не видит ее святого лика.
Не имея возможности [забыть свои сновидения], Андрианова решается идти в село Коломенское, чтобы успокоить себя. И вот 2 (15) марта пред исполнением христианского долга исповеди и св[ятого] причащения она отправилась из Перервы к настоятелю белой церкви в село Коломенское. Придя в дом священника, Андрианова сообщает ему о своих сновидениях и просит совета, как поступить. Священник, намереваясь служить вечерню, приглашает Андрианову вместе с собой в церковь, где показывает ей все старинные св[ятые] иконы Богоматери, находящиеся в храме и иконостасе, но Андрианова ни в одной из них не находит какого‑либо сходства со своими сновидениями. Тогда священник просит сторожа и прихожанина, случайно прибывшего в храм для приглашения напутствовать больную, сходить в церковный подвал и принести самую большую икону. Икона была принесена, и когда ее промыли от многолетней пыли, то всем присутствующим в храме представилось изображение Божией Матери, величественно восседающей на царском троне в красной порфире, имеющей на главе корону, в руках скипетр и державу, а на коленях — благословляющего Богомладенца. Андрианова с великой радостью и слезами поверглась ниц пред пречистым образом Богоматери, прося причт отслужить благодарственный с акафистом молебен, так как в этом образе она увидала полное исполнение своих сновидений.
С этого момента стала распространяться слава о святой иконе по окрестностям, и вскоре большие группы богомольцев стали посещать село Коломенское, прибегая к благодатной помощи Царицы Небесной. И Она, Заступница Усердная, изливает от своего образа неоскудно свою милость страждущим и с верою приходящим рабам своим, как об этом свидетельствуют их молитвенные благодарения за полученную Небесную помощь. В настоящее время Святая Икона по желанию верующих, посетивши все окрестные селения, непрерывно приглашается для посещения святых обителей и храмов, фабрик и заводов столицы, пребывая в селе Коломенском только в воскресные и праздничные дни.
Дай же, Господи, молитвами Царицы Небесной утешение страждущей родине! Пресвятая Богородице, спаси нас!
Вознесенской Церкви села Коломенского священник Николай Лихачев.
Село Коломенское, в 6 верстах от Даниловской заставы».
Текст представлял собой листовку, изданную между Февральской и Октябрьской революциями 1917 года по благословению митрополита Московского Тихона (будущего Патриарха Московского и всея России). Листовка находилась в личном собрании писателя П. Г. Паламарчука, с согласия которого журнал ее и перепечатал в 1992‑м. С тех пор прошло 33 года, и теперь мы вновь возвращаемся к этой теме в связи с недавними резонансными событиями, связанными с реставрацией иконы, обретенной в селе Коломенском в мятежном 1917‑м. Реставрацию проводила О. В. Петрова под непосредственным руководством заведующей мастерской Свято-Троицкой Сергиевой лавры Н. Е. Алдошиной, которая на XXIII Всероссийских Иринарховских чтениях сделала об этом доклад (см. предыдущую статью). Дальнейшее повествование включает основные тезисы выступления Натальи Евгеньевны в нашем изложении.
* * *
Об описанном выше событии известно также из воспоминаний духовника Псково-Печерского монастыря архимандрита Александра (Васильева). Он сообщил, что знакомая ему старица Ольга (Ольга Васильевна Богданова-Бари. 1881–1960) встречалась с Евдокией Андриановой и из рассказа последней, кроме общеизвестных ныне фактов, запомнила следующее: «Когда Андрианова со священником спустилась в подвал храма, там обнаружили дверь с проржавевшими запорами. За дверью на полу стояла позеленевшая вода. Икона, стоявшая в этой воде, подгнила, так что часть ее пришлось впоследствии отпилить».
На обретенной узкой темной иконе в первый момент ничего нельзя было разобрать. Но когда ее тщательно отмыли, всем предстало изображение Божией Матери в темно‑красной царской порфире, восседающей как Царица на троне с Богомладенцем и держащей знаки царской власти, которых в этот день лишился император Николай II, — скипетр и державу. Икону назвали Державной. Как уже сказано, с этого момента она по желанию верующих непрерывно приглашалась для посещения монастырей и храмов, фабрик и заводов Москвы и Подмосковья. Летом 1917 года образ вывезли в Алексеевский женский монастырь в Красном селе, где за несколько дней монахини‑живописцы промыли и поновили изображение масляными красками. Так «поновили», что, по свидетельству профессора И. М. Андриевского (Андреева. 1894–1976), когда через несколько недель после возвращения иконы в Коломенское ему довелось вторично побывать там, он испытал глубокое потрясение при виде произошедших изменений: «[Икона] стала “красной” — так ярко стало бросаться в глаза одеяние Божией Матери, как бы “пропитанное кровью”». Далее Иван Михайлович пишет: «Вскоре после появления иконы в селе Коломенском Вознесенский женский монастырь в Московском Кремле по записям в своих книгах установил, что икона эта прежде принадлежала монастырю и в 1812 г. перед нашествием Наполеона игуменией Трифеной (из рода дворян Слепцовых) в числе других икон при вывозе их из монастыря была передана на хранение в Вознесенскую церковь села Коломенского, а потом она возвращена не была, и о ней в монастыре со временем забыли».
Обратим внимание на еще одно свидетельство того же времени члена Комиссии от Церковно‑археологического отдела при Московском обществе любителей просвещения протоиерея Владимира Страхова: икона не древняя, приблизительно конца XVIII века, по форме иконостасная, по образу написания принадлежит к канону Цареградских икон. Археолог И. М. Снегирев (1793–1868) сообщает, что икона эта в свое время была перенесена из московского Вознесенского монастыря.
Документально установлено: в 1929 году после запрета богослужений в Вознесенской церкви села Коломенского Державный образ перенесли в хранилище филиала Государственного исторического музея «Село Коломенское», оборудованное в церкви великомученика Георгия Победоносца, а затем передали в основное хранилище музея — в здание на Красной площади. Перемещение иконы отражено в «Книге поступлений» (регистрационный номер 67494). 12 августа 1929 года (кстати, день рождения прославленного в лике мучеников царевича Алексия Николаевича) образ поместили в хранилище экспонатов Отдела изобразительного искусства и, соответственно, вписали в инвентарную книгу (регистрационный номер 1399).
В 1988 году Державную временно передали на выставку в издательский отдел Московского Патриархата, где святыня пребывала в течение двух лет в алтаре домового храма во имя преподобного Иосифа Волоцкого. Об этом историк Нина Александровна Павлова (1939–2015) писала: «Вспоминаю свою подругу матушку Ирину (Ирину Александровну Хотеенкову), работавшую научным сотрудником в Историческом музее. Именно матушке Ирине дано было отыскать в запасниках музея, казалось бы, утерянную Державную икону Божией Матери. Отреставрировали мы икону, рассказывала матушка Ирина, и тут ее увидел митрополит Волоколамский Питирим (Нечаев). Это был год 1000‑летия Крещения Руси (1988). И владыка попросил отдать ее в издательский отдел Московской Патриархии на выставку».
23 июля 1990 года по ходатайству Святейшего Патриарха Алексия II с Министерством культуры был подписан акт о возвращении Державного образа Русской Православной Церкви, и уже 27 июля духовенство и прихожане Казанского храма в селе Коломенском торжественно встретили чудотворную икону. Было это накануне дня памяти святого равноапостольного князя Владимира. Так случилось второе обретение Державной: она вернулась — и Отечество наше начало меняться.
С Державной иконой связано и возрождение взорванного в 1931 году московского храма Христа Спасителя. С 1992 года по благословению архимандритов Наума (Байбородова), Кирилла (Павлова) и схиигумена Илии (Ноздрина) перед этим образом на месте утраченного храма ежедневно читался акафист. В 1993‑м Патриарх Алексий II благословил строительство храма‑часовни в честь Державной иконы, что послужило началом восстановления и самого храма Христа Спасителя, в котором в 2000 году состоялась канонизация царской семьи и Собора новомучеников и исповедников Российских...
Полная электронная версия журнала доступна для подписчиков сайта pressa.ru
Внимание: сайт pressa.ru предоставляет доступ к номерам, начиная с 2015 года.
Более ранние выпуски необходимо запрашивать в редакции по адресу: mosmag@mosjour.ru